Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_praktikum_sr.gr_.docx | 155.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад № 55 комбинированного вида" г. Воркуты
Консультация-практикум для родителей средней группы
по теме:
«Роль семьи в воспитании речи детей.
Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
Подготовила: учитель-логопед Курачева А.В. |
Развивая речь - мы вступаем на путь познания
Развивая мысль – мы приближаемся к знанию
А. П. Кондарев
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые
возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и
природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к
5-ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,
некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.
Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка
внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,
разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с
монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев
это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для
передачи смысла высказываний.
Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,
умение внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия
не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и
педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте
совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте
стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и
значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в
прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В
домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только
интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,
лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,
стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость
от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач
развития речи.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни
– освоение связной монологической речи. В это время происходят
заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в
освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного
творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).
Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Для обогащения словаря и развития грамматического строя речи, можно посоветовать следующие игры:
1.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза – роза - нарцисс - гвоздика.
2. «Посчитай».
Считаем всё, что можно посчитать.
Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
Н-р: ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д.
В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
6. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. «Назови, какой…».
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. «Подумай и ответь».
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
9. «Подбери слово».
Птица - перья. Огурец - овощ. Ромашка - …
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
- Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт
речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),
т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей
ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал
правильную, грамотную речь.
Важной стороной речевого развития является правильное
произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных
трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно
вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если
это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки
исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое
лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной
речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время
совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для
человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите
ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в
парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте
окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от
ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,
объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,
выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь
малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с
ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,
рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только
приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные
качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и
забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет
знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые
шаги в овладении монологической речью
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского
писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не
поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что
лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат
общения взрослого с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей...
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителейТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
для овладения дошкольником грамотной речью неоценимо важна роль семьи...