Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитателей групп раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 комбинированного вида Колпинского района Санкт – Петербурга
Методическая разработка
«Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры»
Автор: воспитатель Шургина Ю. С.
Санкт - Петербург, г. Колпино
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитателей групп раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи. Развитие необходимо начинать с развития движения пальцев рук.
Мелкая моторика является важным компонентом в развитии ребёнка раннего возраста.
В результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к навыкам рисования и в дальнейшем к письму.
Цель:
Использование пальчиковых игр, для развития речи детей.
Задачи:
- Совершенствовать мелкую моторику рук, через пальчиковые игры;
- Развивать мелкую моторику рук, для развития речи детей;
- Формировать представления у родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка раннего возраста.
Условия использования:
Данный материал можно использовать при условии, если в группе выявлены дети с задержкой речевого развития.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память, внимание и речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться еще до поступления в детский сад.
В детском саду мы занимаемся нетрадиционными видами рисования, лепим из пластилина, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры), конструируем (конструктор, мозаика, шнуровка и т. п.).
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и самое главное регулярно. В младшем дошкольном возрасте полезно и важно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом . Например: «Сорока - ворона», «Капуста», «Апельсин». Также большое значение имеет развитие навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц и т. п.).
Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Главное понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме.
В раннем возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребенок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно дать детям как можно больше разных знаний, развивать познавательную деятельность и восприятие. Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую деятельность. Конечно, развитие мелкой моторики это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребенка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребенка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И также развивать мелкую моторику рук. Важной задачей является донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики в развитии речи и совместными усилиями достичь желаемых результатов.
Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют развитию мелкой моторики у детей (словесный, наглядно – действенный, практический, игровой методы).
В своей работе мы использовали индивидуальные и групповые формы работы.
Словесный метод: словесные обращения воспитателя к детям. Объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Наглядно – действенный метод: дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта (смотрят, берут в руки, щупают).
Практический метод: знания, полученные ранее необходимо применять в практической деятельности.
Игровой метод: игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры.
В своей работе мы проводим с детьми массаж пальцев рук, который положительно влияет на здоровье детей. Он бывает двух видов: активный и пассивный. Массаж проводится при помощи карандашей «Покрути карандаш», «Мячики ежики», «Грецкие орехи» и т.п.
Очень хорошо тренируют пальцы рук народные пальчиковые игры «Сорока», «Ладушки» и т. п.
Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев рук оказывают игры с предметами «Мозаика», «Пирамидка», «Застежки» и т. п.
Особую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет уголок экспериментирования. Игры с песком и водой стимулируют развитие мелкой моторики. Детям нравятся такие игры, как: «Водичка», «Переливание», «Просеивание» и т.п.
В работе мы также используем игры – щнуровки, игры с прищепками, они не только развивают мелкую моторику рук «Лучики для солнышка», «Шнуровки» и т. п.
Для развития мелкой моторики рук эффективны такие упражнения, как перебирание пуговиц, фасоли, «Сухой бассейн».
Также очень эффективен пальчиковый театр и дидактические игры. Дидактические игры можно как купить, так и изготовить своими руками. Дети с удовольствием играют с такими игрушками.
Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно лепить из пластилина и соленого теста, рисовать как в простой, так и в нетрадиционной технике.
Очень важно подбирать упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев рук оказывают игры с предметами.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника. От того, насколько ловко научился ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив и проработав данную тему, были сделаны следующие выводы:
- Начинать развивать мелкую моторику рук с первых дней пребывания ребенка раннего возраста в детском саду;
- При работе с детьми и подборе материала учитывать их индивидуальные особенности;
- Работу по развитию мелкой моторики рук следует проводить регулярно;
- Дидактический материал должен быть красочным, ярким, привлекающим внимание детей;
- Приобщать родителей к изготовлению игр для развития мелкой моторики рук;
- Побуждать родителей к совместным действиям для достижения результата.
Если родители и воспитатели стремятся к тому, чтобы их ребенок владел речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками, то необходимо развивать речь с момента рождения и до школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет», Москва, 2011 г.
- Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Воронеж, 2006г.
- Т. М. Горюнова «Развитие детей раннего возраста», Москва, 2009г.
- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», Москва, 2008г.
- В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-619409-1601996561.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»
Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1043245-1552816127.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразователная школа № 6" дошкольные группы Консультация для родителейна тему: "Развитие речи детей раннего ...
Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры.
В статье рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-884950-1486127586.jpg)
Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры». 2018 – 2019 уч.год
Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры».2018 – 2019 уч.год Дети раннего возраста нуждаются во всестороннем р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1222017-1582528030.jpg)
Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»
Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»...
Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Этот материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-617028-1427833911.jpg)
Статья "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры".
В статье рассказано, что такое пальчиковые игры и как они влияют на развитие детей....