Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» тема: Пересказ сказки «Хаврошечка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Костицына Светлана Геннадьевна

Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке.

 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра

непосредственно образовательной деятельности по

«Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи»

тема: Пересказ сказки «Хаврошечка».

Цели и задачи открытого занятия:

1.Освоение действия подбора заместителей к сказке.

2.Развитие умения пересказать сказку, опираясь на её пространственно – временную модель.

3.Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству.

4.Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

5.Через пословицы передать любовь к книге.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о библиотеке, работа с родителями.

Словарная работа:  стеллажи, формуляр.

Материал: Книжные стеллажи с книгами, столы, настольные лампы, небольшие вывески с пословицами о книге, кружки - заместители, указка, листы бумаги с иллюстрациями сюжетов сказки.

Ход НОД:

(Входят дети в зал здороваются с гостями)

Воспитатель:  Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке. Меня зовут Светлана Геннадьевна, я библиотекарь.

 Организационный момент                    

 Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты – мой друг. 
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня!  Давайте, подарим  друг другу  тепло наших сердец, я сожму правую руку своему соседу, а он передаёт другому, так все по очереди   должны передать тепло своих сердец сжимая правую руку. Вот таких хороших, добрых, умных и внимательных ребят я  хочу  познакомить  с  библиотекой.  

Ребята мы с вами в читальном зале, здесь уже есть посетители, давайте с ними поздороваемся.

Я приглашаю пройти в следующий зал. Посмотрите сколько книг! Какие красочные книги стоят на стеллажах. Давайте подойдём к стеллажу.

На верхней полке  располагается  справочная литература – справочники, энциклопедии.

На второй полке расположились сказки народов мира –– Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Ш.Перро.

На третьей и четвёртой полке стоят книги с народными сказками

Воспитатель:  Ребята, давайте  вспомним сказки по обложкам книг…

(Дети вспоминают сказки, которые уже изучили).

Воспитатель:  (делает испуганное лицо)  А это что?

(достаёт с полки разорванную книгу)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что с книгой произошло? Ребята, что эта за сказка? Я тоже не могу разобраться. Наверно это сделал нерадивый читатель.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, возле книги  лежат куски бумаги. Давайте их склеим между собой. Тогда мы узнаем, что за сказка.

Дети: Эта сказка «Хаврошечка».

(Дети склеивают титульный лист, сразу цепляем с помощью скрепок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге  он ещё изрисовал  иллюстрации какими –то странными непонятными кружочками, кажется я догадалась, это герои сказки Харошечка, а вы помните?  Перечислите их: Хаврошечека, Мачеха, три сестры: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, коровушка, яблонька, сильный человек.

Ребята, давайте с вами обсудим, какими кружками можно  отметить героев сказки на доске.

Воспитатель: Ребята, скажите, каким людям попала Хаврошечка?

Дети: Хаврошечка попала к злым людям.

Воспитатель: Ребята, а какой была  Мачеха у Хаврошечки?

Дети:  Злой,  жадной, хитрой, жестокой.

Воспитатель: Если она злая, тогда,  каким  кружком обозначим Мачеху?

Дети: Чёрным кружком.

Воспитатель: У Мачехи были три дочери, какими они были?

Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми, ленивыми.

Воспитатель: Ребята, тогда какими кружками обозначим  дочерей?

Дети: Отметим розовыми кружками:

Одноглазка – с одной точкой;

Двуглазка – двумя точками;

Триглазка – тремя точками.

Воспитатель: Ребята, в сказке был старик, какой он был?

Дети: Старый, злой.

Воспитатель: Каким кружком его обозначим?

Дети: Серым.

Воспитатель: Ребята, а какой была сама Хаврошечка?

Дети: Доброй, работящей.

Воспитатель: В сказке она добрая,  светлая,  тогда каким кружком обозначим нашу главную героиню?

Дети: Белым кружком.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто помогал Хаврошечке?

Дети: Хаврошечке помогала  Коровушка, она помогала выполнять трудную работу.

Воспитатель: Каким кружком мы обозначим Коровушку?

Дети: Коричневым кружком.

Воспитатель: Ребята, а как мы обозначим яблоньку?

Дети: Зелёным кружком.

Воспитатель: А как сильного человека?

Дети: Фиолетовым кружком.

(Воспитатель напоминает детям с чего начинается сказка)

Воспитатель: Ребята, с каких слов начинается сказка?

Дети: - «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

Воспитатель:  «Сказка в двери к нам стучится,

                        скажем сказке заходи.

                        Это присказка ребята,

                        сказка будет впереди».

Физминутка

В саду фруктовом яблонька            Дети садятся на корточках.

 Посажена была.                               Встают.

Она цветами белыми                       Руки вверх поднимают, рук в кулаках.                 Весною расцвела.                            Поочерёдное разгибание пальцев рук.

Яблоня в саду                                  Наклоны поднятыми руками.

Гнётся на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.                      Наклоны туловища в стороны.

Ветки вниз и вверх качнула,          Руки опустить вниз.

И вперёд их протянула.                  Вытянуть руки вперёд перед собой.

А как стихнет ветерок                    Медленно присесть на корточки.

Наша яблонька заснёт.

Воспитатель: Давайте расскажем сказку по модели:

Воспитатель: … , о  чём рассказывается в  первом сюжете сказки?

Ребёнок: Попала Хаврошечка к злым людям, потому что  осталась   сиротой.  Была Мачеха  и  три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Злые сёстры только знали, что у ворот сидеть, на улицу глядели, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: слова доброго никогда не слышала.

Воспитатель:  …, что было дальше в следующем сюжете сказки?

Ребёнок: Выйдет,  бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:
- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено и в трубы скатаны.

Воспитатель: …, выполнила Хаврошечка задание, что Мачеха  ещё придумала?

Ребёнок: Отнесет она холсты к Мачехе. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке -Хаврошечке еще больше работы задаст.

Позвала Мачеха свою дочь Одноглазку  узнать, кто помогает сироте, говорит,
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла Матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок, спи глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила и в трубы скатала. Так ничего Мачеха не узнала.

Воспитатель: …, что же сделала Мачеха?

Ребёнок: Послала Мачеха она вторую дочь — Двуглазку:
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

А Хаврошечка баюкает:
- Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка  уснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала. 

Воспитатель:… дальше, что было?

Ребёнок: Старуха рассердилась  на третий день послала третью дочь — Триглазку, а Хаврошечке ещё больше работы дала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет:
- Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазе  забыла.

Два глаза у Триглазки спят, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.

Воспитатель: Узнала всё Мачеха, …, что она решила сделать?

Ребёнок: Старуха обрадовалась, на другой день, пришла к мужу:

- Режь, рябую корову!

Старик и так и сяк:

- Что ты старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

Старуха:

- Режь, да и режь!

Воспитатель: …, что же было дальше?

Ребёнок: Спознала Хаврошечка, что, Мачеха корову зарезать хочет, в поле побежала, обняла  коровушку и говорит:

- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А коровушка ей отвечает:

- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку.

Воспитатель: …, расскажи, что сделала Хаврошечка?

Ребёнок: Хаврошечка так   сделала, что коровушка ей завещала:  мяса её в рот не брала, косточки её зарыла,  каждый день в саду поливала.

Выросла  яблонька,  появились  яблочки, наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Воспитатель: …, что же было дальше?

Ребёнок: Раз гуляли по саду - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Бросились они к яблоне.

А яблочки-то висели низко, сразу же  поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.

Воспитатель: …, что же дальше произошло?

Ребёнок:  Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она яблочками,  женился на Хаврошечке сильный человек.

И стала она в добре поживать, лиха не знать.

(После каждого рассказанного эпизода,

схема заменяется листом с иллюстрацией данного сюжета).

Воспитатель: Ребята,  вы молодцы, понравилась ли вам  сказка? А чему она учит?

Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы про книгу?

Дети: Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Воспитатель: Ребята, вы сделали большое дело, вы вернули книге жизнь. Я хочу поблагодарить вас и в память об экскурсии подарить книги, а ещё дарю вам памятку как обращаться с книгой, и я уверена, что когда вы познакомитесь с памяткой, вы станете настоящими читателями.

(Детям раздаются книги и памятка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.Тема "В гости к черепашке из песочной страны"

Целью образовательной деятельности  стало :Овладение действием передачи текста сказки  с использованием предметов заместителей и интерактивного песка .Дети в игровой форме  с помощью за...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи Тема: «Наши мамы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи Тема: «Наши мамы»...