Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000455a5-8bb55e91.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе

 

Составила:

Сигарёва Е.В.

воспитатель ГБДОУ №53

г. Колпино, СПб

 


Тема: "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина

Цель:  Продолжать знакомить детей с русской классикой на примере произведений А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить формировать интерес к сказкам А.С. Пушкина.

2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.

Развивающие задачи: 

1.Развивать умение детей передавать в рисунках образы сказочных персонажей, характерные черты полюбившегося персонажа, образное представление и воображение

2. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в своих ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.

2.Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.

 Интеграция образовательных областей: познавательной, социально - коммуникативной, художественно - эстетической, речевой.

Материалы и оборудование:

 Ноутбук, иллюстрации к сказкам, вырезные картинки, клей

Предварительная работа:

Чтение сказок А.С.Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Прослушивание аудиозаписей сказок А.С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.

Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.

Организация выставки детского творчества на тему сказок А.С.Пушкина

Ход НООД.

I. Вводная часть.

- Сегодня к нам в группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.(дети здороваются)

 -Они пришли посмотреть, как же вы повзрослели, чему научились за это время, а так же умеете ли вы внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

- Ребята, а теперь все глазки на меня.

Скажите пожалуйста, а вы знаете где живут книги? (В библиотеке)

- Да, конечно, в библиотеке. В библиотеке очень много книг. У нас с вами в группе конечно не библиотека, но тоже есть много интересных и познавательных книг. Так вот, сегодня утром я рассматривала книги, которые стоят  у нас в книжном уголке и заметила, что больше всего книг – это книги со сказками.

- Ребята, скажите, а вы любите сказки?  (Да)

-Конечно, сказки любят и знают все.

Назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют известные им сказки)

- Молодцы! Я вижу, что вы знаете и любите сказки.

- Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет сказки?  (Писатели и народ)

- Все верно. Сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам, внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям. А есть сказки, которые сочинили писатели (авторы) они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.

II. Основная часть.

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочную страну, где живу сказки. Вы согласны? (Да)

Тогда в путь!

Садитесь на стульчики.  (Дети садятся на стульчики)

Чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова:

-Раз, два, три сказка появись!

Закрываем глазки и все вмести произносим тихо, тихо:

-Раз, два, три сказка появись!

На экране 1 слайд(дуб , кот ученый)

- Вот так- так, и где это мы с вами оказались?

- Посмотрите, какое большое дерево. Как оно называется?  (Дуб)

- Верно дуб, но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом.

- Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб?

(А.С. Пушкин)

На экране 2 слайд(А.С. Пушкин и Арина Родионовна)

- Посмотрите  на экран , вы конечно же узнаете Великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

- У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А.С. Пушкин создал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

- Сказочная страна, которую придумал  А.С. Пушкин,  называется Лукоморье. Именно по Лукоморью мы отправляемся с вами путешествовать.

На экране 3 слайд(дуб , кот ученый, русалка, письмо)

- А кто из вас знает, сто такое Лукоморье?  (это остров, морской залив)

- Ребята, посмотрите,  а что это под дубом? Конверт.

-Давайте посмотрим , что в нём.

Письмо!

Письмо от ученого кота.

Дорогие Ребята, по сказочной стране прошел слух, что вы очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это? На листьях сказочного дуба я спрятал задания для вас. Только тот, кто  пройдет эти испытания,  будет считаться Знатоком сказок А.С. Пушкина и сможет попасть в Лукоморье.

На экране 4 слайд(дуб , кот ученый, русалка, дубовый листок с 1 заданием)

- Посмотрите, на сказочном дубе появился листок с заданием. Узнаем, какое 1-е испытание приготовил нам кот ученый.

1 листок

Ученый кот спрашивает:

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете, то незамедлительно называйте!

-«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».

 «Сказка о попе и о работнике его Балде

На экране 5 слайд(обложки книг сказок А.С. Пушкина)

Молодцы! Посмотрите, вот они обложки книг со сказками Пушкина.

(перечисляю названия книг)

- Но это было легкое задание и,  вы с ним,   справились.

На экране 6 слайд(дуб , кот ученый, русалка, дубовый листок со 2 заданием)

- Но вот на дубе появился следующий листок. Возьмем его и узнаем, какое еще испытание приготовил кот ученый

2 листок

Согласитесь без опаски вспомнить все эти сказки, которые назвали. Если правильно ответите на вопрос, экран покажет нам ответ.

Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите сказку.

-Глядь  опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

На экране 7 слайд(«Сказка о рыбаке и рыбке»)


- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет...

На экране 8 слайд («Сказка о царе Салтане»...)

-Коль кругом все будет, мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны,
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок 
Приподымет гребешок,
Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется.

На экране 9 слайд(«Сказка о Золотом Петушке»...)

- Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

и услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет.

Ты на свете всех милее

Всех румяней и белее…

На экране 10 слайд(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

-С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.

На экране 11 слайд(«Сказка о попе и о работнике его Балде)

-Молодцы! и с этим заданием вы справились. А сейчас мы отправляемся дальше  в путешествие и немного отдохнем.

Вставайте у стульчиков.

На экране 12 слайд(кораблик, остров)

Физкультурная пауза

Ветер по морю гуляет

Руки поднять через стороны вверх.

И кораблик подгоняет

Помахать руками.

Он бежит себе в волнах

Сцепит пальцы в замок.

На раздутых парусах

Сцепленные руки опустить перед собой

Мимо острова крутого

Пальцы расцепить, сесть на корточки

Мимо города большого

Встать

Пушки с пристани палят

Хлопать.

Кораблю пристать велят

Топать.

Садитесь на стульчики

На экране 13 слайд(дуб , кот ученый, русалка, ларец)

- Ну вот, пока мы с вами плыли на кораблике по морю, отдохнули, у корней сказочного дуба кот ученый приготовил нам еще одно испытание:

Что это – это ларец с заданием.

(в руках шкатулка, открываю, достаю и читаю листок с заданием)

В ларце задание от ученого кота

У меня для вас ребятки, средь корней под дубом этим

есть ларец, а в нем предметы. Как они туда попали и кому принадлежали?

В ларце находятся карточки, на которых изображение какого-то предмета или героя из сказки, чтобы вернуть их в свою сказку, вам нужно будет достать из ларца карточку, назвать, что на ней изображено и что это за сказка.

(Дети по очереди подходят к ларцу и достают по одной карточке)

Предметы:

- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Бочка («Сказка о царе Салтане»)

- Белочка («Сказка о царе Салтане»)

- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

- Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Золотой петушок  («Сказка о Золотом петушке»)

- Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

- Черт («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

- Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Орешки («Сказка о царе Салтане»)

- Молодцы! И с этим заданием кота вы справились.

На экране 14 слайд(дуб , кот ученый, русалка, дубовый листок с 4 заданием)

4 листок

- Вот еще один волшебный листок с дуба срываю, а там «Сказочные загадки».

Если правильно ответите на вопросы, экран покажет нам ответ.

  1. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:

Чуть, опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

На экране 15 слайд           ПЕТУШОК

  1. Кто говорил и в какой сказке

«Ты прекрасна, спору нет!... Всех румяней и белее

На экране 16 слайд           ЗЕРКАЛО

  1. На чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?

На экране 17 слайд           В БОЧКЕ.

  1. Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.

На экране 18 слайд         КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ

  1. В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»королевич Елисей искал свою невесту и никак не мог найти. К кому он обращался, у кого спрашивал:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ее?

На экране 19 слайд         СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ВЕТЕР

  1. В сказке «О царе Салтане»  Царевна-лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Об этих чудесах он узнает от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, когда летает, превратившись в комара, затем в муху, о потом и в шмеля к царю Салтану. Назоваите эти чудеса.

На экране 20 слайд     БЕЛКА, 33 БОГАТЫРЯ, ЦАРЕВНА

1-е   Белка песенки поет

Да орешки все грызет...
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;

2-е В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор. 

3-е  Лебедь обернулась царевной

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

  1. Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи:

На экране 21 слайд    

  1. Новое корыто,
  2. новую избу
  3. Старуха захотела стать столбовой дворянкой,
  4. вольною царицей,
  5. владычицей морскою

Молодцы! Вы знаете сказки А.С. Пушкина, но Кот ученый просто так никого не впускает в сказочное Лукоморье, и придумал еще задание для вас.

На экране 22 слайд(дуб , кот ученый, , дубовый листок с 5 заданием)

- Срываем следующий дубовый листок и что там:

(читаю задание №5 на дубовом листке)

5 листок

Кот ученый просит вас помочь ему:  У него были картинки с любимыми сказками Пушкина, которые художники -  иллюстраторы рисовали к книгам, а художники – мультипликаторы к мультфильмам по сказкам А.С. Пушкина, но кто-то взял их и разрезал на несколько частей. Каждую разрезанную картинку кот сложил в отдельный конверт. Вам необходимо собрать картинку, и назвать из какой сказки у вас оказалась иллюстрация.

Игра «Собери картинку».

Вот каждому из вас конверт с частями картинки. Садитесь за столы и помогите восстановить картинки.

(дети собирают из частей,  целую картинку, и называют сказку)

- Молодцы! Помогли коту восстановить картинки и правильно назвали  из каких они сказок.

На экране 23 слайд(дуб , кот ученый, , дубовый листок с 6 заданием)

- А мы с вами дальше отправляемся в путешествие по Лукоморью. Садитесь опять на стульчики и посмотрите внимательно на дуб. Что вы видите – 6 дубовый листок с заданием от ученого кота. Срываю его, и что же там.

6 листок

Кот ученый пишет: Я живу так много лет, что память меня последнее время стала подводить. Что-то сказки мои любимые стал я забывать. Что делать, начало помню, а конец забыл.

-Ребята, давайте поможем коту!

- Я буду начинать строчку из сказки, а вы мне подсказывать слова.

- Приготовились внимательно слушать.

1.Жил со своею старухой

у самого синего….(моря)

2.Родила царица в ночь не то сына, не то дочь

Не мышонка, не лягушку, а неведому….. (зверюшку)

3.Белка песенки поет,

да орешки все…..(грызет)

4.Нужен мне работник:

повар, конюх и …..(плотник)

5.И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи…..(кругом)

6.Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь мне ….(назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка….(Золотого петушка)

8.Месяц, месяц мой дружок

позолоченный…..(рожок)

- Ребята, какие молодцы: умники и умницы. Все испытания вы прошли, предыдущий дубовый листок оказался последним заданием для вас от ученого кота, но он просто так не сдается, он же кот ученый так вот оказывается, он приготовил задание для наших гостей.

- Сейчас, кто-то из ребят покажет, изобразит вам героя или эпизод из сказки, ну а ваша задача догадаться кто этот персонаж и из какой он сказки.

- Ребятки, мы с вами уже играли в эту игру, только немного изменим правила:  У меня на подносе 5 картинок, пятеро ребят по желанию берут по одной  карточке, смотрят, на изображение, из какой это сказки, подумают кого и как с помощью мимики, жестов и движений они могут показать так, чтобы наши гости могли отгадать, кого вы показываете и из какой он или она сказки. Понятно задание? А остальные ребята, которые не будут показывать, наблюдают и могут подсказать, если наши гости не смогут ответить.

(Дети берут картинки, по очереди показывают персонажей)

1.Золотая рыбка

(старик тенет невод из моря три раза , 3 раз с золотой рыбкой)

«О рыбаке и рыбке»        

2.Белка

(белка щелкает орешки)

«О царе Салтане»

3.Бочка

(Князь Гвидон стреляет из лука)

«О царе Салтане»

4.Зеркало

(Царица смотрится в зеркальце)

«О мертвой царевне и семи богатырях»

5.Золотой петушок

(Петушок вдруг шевельнулся, встрепенулся, к той сторонке повернулся)

«О Золотом петушке»

Молодцы! И взрослые и дети.

- Спасибо большое нашим артистам.  Они очень старались передать образы своих героев с помощью мимики и жестов, а это очень сложно, но  я думаю, что у них все получилось, так как наши гости почти сразу отгадали сказки, которые они показывали.

III. Заключительная часть.

На экране 24 слайд(кот ученый, лукоморье, Пушкин)

- Ну вот, как мне не жаль, но наше путешествие подошло к концу и кот ученый прощается с вами, пора оправляться домой.

- Вам понравилось наше путешествие?

(Да)

- На память о том, что мы с вами побывали в Лукоморье останется в группе у нас вот такой дуб, но мне кажется, что на этой картине чего-то не хватает. Я предлагаю вам добавить в нее героев сказок А.С. Пушкина.

- Вот  у меня на столе герои сказок. Выберите, кого бы вы хотели поселить в Лукоморье, но будьте внимательны, там оказались герои, не только сказок А.С.Пушкина, но и других сказок, они отправятся в свои сказки.

-Перед вами картинки с персонажами, клей, клеенки. Приступайте!

(дети приклеивают героев сказок Пушкина).

Итог:

Наше занятие подошло к концу, герои сказок Великого Русского поэта и писателя А.С.Пушкина оказались в Лукоморье.

- Давайте еще раз вспомним,  какие сказки мы сегодня с вами говорили?

-«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».

 «Сказка о попе и о работнике его Балде»

- Чему учат эти сказки? Чем они заканчиваются?

(добро побеждает зло; нельзя быть жадным и злым; нужно помогать другим)

Здесь у меня в корзинке кот передал угощение от белочки для всех вас. Сейчас мы с вами пойдем в группу и посмотрим что же там такое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.Тема "В гости к черепашке из песочной страны"

Целью образовательной деятельности  стало :Овладение действием передачи текста сказки  с использованием предметов заместителей и интерактивного песка .Дети в игровой форме  с помощью за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи Тема: «Наши мамы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи Тема: «Наши мамы»...