Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» по опорным картинкам. Занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить представления детей о весне и ее приметах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Продолжать учить пересказывать художественный текст по картинкам, излагать содержание близко к тексту. Активизировать словарь (насест, восковая келья). Развивать мышление, воображения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Опорные картинки к рассказу. Картинки с изображением времен года; звуковая схема слова «ВЕСНА»; буквы для выкладывания слова «ВЕСНА»; цветные карандаши; карточки для д/и «Что нужно весне? ».
Предварительная работа: Рассматривание картин: К. Юон «Мартовское солнце». Чтение художественной литературы: И. С. Никитин «Полюбуйся: весна наступает»; С. Я. Маршак «Весенняя песенка». Рисование на тему «Весна идет- весне дорогу! »
Ход занятия: Орг. момент.
- Дети, отгадайте загадки. (По мере отгадывания детьми загадок на доску выставляют соответствующую картинку с определенным временем года) .
Тройка, тройка прилетела. Несу я урожаи,
Скакуны в той тройке белы. Поля вновь засеваю,
А в санях сидит царица – Птиц к югу отправляю,
Белобока, белолица. Деревья раздеваю,
Как махнула рукавом – Я не касаюсь сосен
Все покрыла серебром. И елочек, я…
(Зима) (Осень)
Я соткана из зноя, Тает снежок,
Несу тепло с собою. Ожил лужок,
Я реки согреваю: День прибывает,
«Купайтесь! » - приглашаю. Когда это бывает?
И любите за это (Весной)
Вы все меня. Я – (Лето) .
- Назовите одним словом все то, о чем были загадки? (Времена года) .
- С какого времени года начинается календарный год? (Зима) .
- Какое время года наступает следующим? (Весна) .
- Какое время года наступает после весны? (Лето) .
- Какое время года заканчивает год? (Осень) .
Звуковой анализ слова «ВЕСНА».
- А о каком времени года мы будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете, когда отгадаете его название по звуковой схеме слова.
(На доске выставляется звуковая схема слова «ВЕСНА») .
- Что можно сказать о первом звуке в слове? (Согласный) .
- Какой второй звук в слове? (Гласный) .
- Что можно сказать о третьем звуке в слове? (Согласный) .
- Что можно сказать о четвертом звуке в слове? (Согласный) .
- Какой последний звук в слове? (Гласный) .
- К названию какого времени года подходит эта схема? (Весна) .
Физминутка. (Солнышко лучистое)
Воспитатель: Я предлагаю послушать, как писал о ней Константин Дмитриевич Ушинский. Рассказ называется «Утренние лучи». (После чтения рассказа воспитатель выставляет опорные картинки, и дети отвечают на вопросы) .
Воспитатель: К какому жанру относится это произведение? Почему вы так думаете?
Дети: Это рассказ. В нем нет волшебства. Там все, как бывает в жизни.
Воспитатель: О чем говорится в рассказе?
Дети: О солнышке. О том, как оно будило все живое.
Воспитатель: Кого разбудил первый луч?
Дети: Первый луч разбудил жаворонка.
Воспитатель: Как проснулся жаворонок?
Дети: Он встрепенулся, выпорхнул из гнездышка.
Воспитатель: Что значит выпорхнул?
Дети: Это значит, очень быстро вылетел.
Воспитатель: На кого попал второй лучик?
Дети: На зайчика.
Воспитатель: А что сделал зайчик?
Дети: Он весело запрыгал по лугу добывать себе сочной травки.
Воспитатель: Куда попал третий лучик?
Дети: В курятник.
Воспитатель: А откуда слетели куры?
Дети: Куры слетели с насеста.
Воспитатель: А кто знает, что такое насест?
Дети: Это тонкие палочки на которых спят куры.
Воспитатель: Как повели себя курочки?
Дети: Они проснулись, слетели на землю, стали искать червячков.
Воспитатель: А четвертый лучик?
Дети: В улей.
Воспитатель: Как просыпалась пчелка?
Дети: Пчелка выползла.
Воспитатель: Откуда выползла пчелка?
Дети: Она выползла из кельи.
Воспитатель: Ребята келья - уединенное жилище. В данном случае жилище пчелки из воска.
Воспитатель: Куда попал пятый луч?
Дети: На постельку к лентяю.
Воспитатель: А что же он сделал?
Дети: Перевернулся на другой бок. И не хотел просыпаться.
Воспитатель: Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить.
Воспитатель: А сейчас о каждом лучики мне расскажете вы ребята (приглашается пятеро детей, они выбирают картинку и рассказывают каждый об своем лучики)
Воспитатель: А может, кто то хочет пересказать весь рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте мы с вами придумаем куда мог бы попасть шестой лучик.
Воспитатель: Ребята а я что то слышу, кто то идет к нам в гости (стук в дверь) Сейчас я посмотрю, а вот и шестой лучик он к нам пришел, его солнышко к нам послало.
Лучик: Здравствуйте ребята меня с гостинцами к вам солнышко послало, за то что вы не ленитесь, рано встает и делаете зарядку.
Воспитатель: Спасибо тебе лучик за тепло приходи к нам в гости по чаще или заглядывай в окошко!
Воспитатель: Сегодня на занятии вы хорошо потрудились, спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи». Педагог Ивлева Татьяна Иосифовна
Задачи: Познавательное развитие:Расширять представления детей о временах года;Развивать познавательный интерес детей ко всему живому.Речевое развитие:Развивать навыки планирования пересказа текс...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Сладкова по опорным картинкам «Как медведь сам себя напугал».
Конспект занятия по обучению пересказа по опорным картинкам....
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе "День Победы"
Технологическая карта занятия по развитию речи Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема занятий: «День Победы»Образовательные области: речевое развитиеВозрастная группа: старшая группаЦель...
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе Л.Н. Толстой "Прыжок"
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту занятия по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)
Представляю технологическую карту занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)....
Конспект НОД ОО «Речевое развитие» в старшей группе Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Утренние лучи»
Конспект НОД ОО "Речевое развитие" в старшей группе Пересказ рассказа К.Д.Ушинского "Утренние лучи"...