Путешествие в волшебный мир театра (занятие - игра для детей подготовительной группы в рамках проекта «Театральная весна»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
"Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей..."
Н. Красильников
Цели:
• закреплять и расширять представления детей о театре, его истории, об игре актёров: каким он был в древние времена, каким стал сейчас.
• воспитывать культуру речевого общения;
- учить детей четко, понятно произносить скороговорки;
- развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;
- развивать пантомимические навыки;
- поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее;
- учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
- развивать творческое воображение, фантазию, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление;
- воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности.
Воспитатель:- Давайте порадуемся солнцу и птицам!
Давайте порадуемся улыбчивым лицам!
«Доброе утро» скажем друзьям мы!
«Доброе утро» останется с нами!
Воспитатель: - Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно... (театр)
(Рассказ - беседа сопровождается показом слайдов)
Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр? Я хочу немного рассказать об истории театра, а вы мне будете помогать.
Слово «театр» греческое. Что оно означает? Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране? Правильно, в Древней Греции. Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. Кто покровительствовал театру? Две музы: весёлая и жизнерадостная Талия, грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актёрам разыгрывать весёлые, смешные пьесы (какие?) – комедии, а Мельпомена (какие?) – трагедии. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины. Когда играли грустную пьесу, одевали (какие?) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие?) – улыбающиеся маски.
В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы. Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей. Что есть в театре? Уютные зрительные места, сцена, гардероб, буфет и т. д. Какие театры есть в нашем городе? (дети называют театры).
Ребенок
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И сними светлый мир добра.
(Звучит мелодия «В гостях у сказки», входит Бабушка – Загадушка)
Бабушка – Загадушка: Здравствуйте, дети! Знаете кто я?
Бабушка – Загадушка: Да, я не просто бабушка, а Бабушка-Загадушка.
Живу давно в лесу далёком.
Мне стало очень одиноко!
Скучно, грустно мне одной
На поляночке лесной!
И тогда решила я:
В гости к вам прийти, друзья.
Вместе будем веселиться!
Пришла с вами поиграть, да загадки загадать! Как вы думаете, какие? Правильно – театральные! Ну что ж, начнём!
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации,
За красочные ...(декорации)
Если хочешь стать другим,
Призови на помощь ...(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём,
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты.
Всем актёрам в благодарность,
Дарим мы…(аплодисменты)
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …(прожектора)
Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит.
Все что надо для спектакля,
Это, знайте, …(реквизит)
В кинотеатре - широкий экран,
В цирке - манеж или арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая, …(сцена)
Кто любитель представлений?
Просмотрел их тьму, немало.
Кто театра почитатель,
Тот зовётся…(театралом)
Бабушка-Загадушка: - Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не ошиблась в вас я! И для вас у меня ещё игра: «Волшебная корзинка»
Бабушка - Загадушка , держа в руках корзинку, предлагает сложить в неё слова, которые имеют отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня, гитара и т. д), к театру (занавес, афиша, сцена, актер, суфлёр, репетиция, антракт и т.п.)
Бабушка-загадушка: Я знаю, у вас тоже есть любимая игра, давайте поиграем! (Проводится музыкальная физминутка «Зверобика» )
Бабушка-Загадушка: - Какие вы молодцы, всё знаете, всё умеете! А вы хотите стать настоящими артистами?
Дети: - Хотим.
Воспитатель: - Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать артист?
Дети: - Выразительно, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, для этого следует подготовиться.
Воспитатель: - Начнем с занятия по технике речи, которое обязательно посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному речевому дыханию. Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со сцены (проводится дыхательная гимнастика)
Свистит ветер — ССССССС...
Шумят деревья — ШШШШШ...
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит — 3333333333...
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Воспитатель: Ну что, идём дальше.
Бывает без сомнения,
Разное настроение.
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(Называю настроение, дети показывают его в мимике)
-Грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг.
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду!
«Иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие», «просьба», «отказ», «плач», «ласка», «приглашение», «благодарность», «я думаю», «не балуйся»
Воспитатель: - А теперь пора поработать над дикцией. Давайте вспомним наши скороговорки. Я буду бросать мяч, вы должны его поймать, чётко и быстро произнести скороговорку.
Воспитатель: - Давайте немного разомнемся. Сходим на нашу полянку. Говорить мы не будем, а только двигаться.
- Только в лес мы пришли – появились комары.
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
- Тихо птенчика берем, и назад в гнездо кладем.
- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
- Земляника так душиста, что не лень и наклониться
Воспитатель: А вот мы и полянке! А почему бы нам не посмотреть сейчас интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить её и исполнить? (Готовы.) Начнем!
Ярко светит солнце. На солнце набежала маленькая тучка. Неожиданно подул ветер. Ветер подул сильнее, с деревьев стали облетать листочки. На поляну выбежал зайчик, он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошёл ёжик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. Ёжик угостил зайчика. А в это время выпал снег. Весёлые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ёжика. Но вот снова выглянуло солнце. Оно засветило ярко – ярко, и снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.
Воспитатель: - Вот мы и разыграли сказку. Герои не сказали ни слова, всё молча. Такая игра без слов, в которой вы использовали только жесты, мимику, пластику тела (как называется?) – пантомима.
Подошла к концу разминка, постарались вы сейчас. Молодцы!
Тише, гости, вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Мы стихи сейчас расскажем,
И спектакль вам покажем (инсценировка весёлых стихов)
Чтоб в актёров превратиться,
Надо нам принарядиться.
(Дети надевают маски, элементы костюмов героев, проходят на импровизированную сцену)
Занавес открывается – представление начинается!
Ворона.
- Кра! - кричит ворона, - кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи, не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана - у тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона, и моргнула удивлённо:
- Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!
В. Орлов
Жужжащие стихи
Встретил я в лесу Ежа. Ёж лежал в лесу жужжа.
Я спросил ежа: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: — Я не жужжу, после ужина лежу.
Я на ужин съел ужа, может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: — Я не жужжу, после ужина лежу.
Жабу съел я у болота, может ей жужжать охота.
— Жабе я кричу: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу: — И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука, жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: — Скажите, отчего вы так жужжите?
— Ну, жужжу, — ответил Жук. — Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу, после ужина жужжу!
А. Усачёв
Медвежонок.
Сосульки со звоном роняют капель:
Шагает по лесу весёлый апрель.
А возле берлоги стоит медвежонок,
И лапой глаза протирает спросонок.
- Откуда капель? – озирается он.-
Была ведь метель! – удивляется он.
И тут говорит лежебоке лисица:
- Нельзя, медвежонок так долго лениться:
Ты в теплой берлоге всю зиму проспал,
Поэтому ты и весну не узнал! В. Шуграев
Лисица.
У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост;
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает:
Я – охотница до птицы, кур ловить я мастерица,
Как увижу – подкрадусь и тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу.
Н. Дубровская
Большие уши.
На лужайке ослик пел, но сказала муха:
- Ох, как всем ты надоел, у тебя нет слуха!
Ослик крикнул ей в ответ:
- Ты молчи, да слушай!
Как же это слуха нет?
Вот какие уши!
В. Попов
- Здравствуй, киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
- Не хочу я с вами жить, хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Воспитатель: - Пройдя уроки актерского мастерства у вас сегодня все получилось. Вы заслужили бурные аплодисменты!
Артисты просто молодцы,
Давайте похлопаем им от души!
(В это время звучит песня «Волшебный мир искусства» в исполнении Ермолаева)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие?
Воспитатель: - А что вам помогло заслужить аплодисменты? (ответы детей) А теперь проходите к столу, где лежат шаблоны лиц и карандаши, нарисуйте свои эмоции, что вы испытали (радость, восторг, удивление, любопытство, удовольствие).
Воспитатель:
Ребята, в какую страну мы сегодня с вами совершили путешествие? Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).
Воспитатель: - Спасибо всем! Все старались, молодцы!
И надеюсь, что кто-то из вас когда-нибудь по-настоящему будет хорошим артистом.
(Стук в дверь) Сюрпризный момент. Входят «Медвежья семья: мама, дочка и сыночек»
Медведица:
Очень долго я спала, разбудили меня птицы, вышла на дворе весна…. Слышим вы здесь веселитесь. Наша дружная семья вся на праздник к вам пришла.
Медвежонок: Вы так весело играли, только нам поспать не дали! Веселились от души, до чего ж вы хороши!
Воспитатель: Что ты, Мишенька, пора, на дворе уже весна!
Медведица: Долго по лесу блуждали, корзину шишек вам набрали. А ещё вот туесок, угощайся-ка, дружок! В нём конфеты не простые, они мёдом налитые!
(Они дарят корзинку с шишками для театра и туесок с медовыми конфетами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по формированию правового образования детей подготовительной группы в рамках проекта "Я сам делаю свой выбор"
Данная деятельность направлена на формирование правового образования дошкольников 6-7 лет....
Конспект «Путешествие в волшебный мир театра» по театрализованной деятельности в подготовительной группе
Конспект НОД по театрализованной деятельности в подготовительной группе...
Конспект интеллектуальной игры для детей подготовительной группы в рамках патриотического воспитания
Цель: Расширить и закрепить знания детей о родном крае.Задачи:Уточнить и обобщить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закрепить знания о символах родного города.Способствов...
"Путешествие в страну знаний" логопедическая квест – игра для детей подготовительной группы
Цель:Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях по всем компонентам устной речи, обеспечить их применение на практике.Задачи:- Создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-п...
КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ «В волшебной стране А.С. Пушкина» для детей подготовительной группы
увлекательное путешествие для детей по сказкам А.С. Пушкина...
КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ «В волшебной стране А.С. Пушкина» для детей подготовительной группы
Квест как продукт в проектной деятельности...
«Использование мягких модулей для развития физических навыков и умений у детей подготовительной группы, в рамках проекта «Дошкольник без границ»
Данная консультация поможет воспитателям использовать магкие модуля, для развития физических навыков и умений в группе. Так как сад участвует в пректе "Дошкольний без границ", данный вид дея...