Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны рекомендации по их проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Рекомендации для педагогов по проведению театрализованных игр:

1. Прежде всего, это наличие речевого образца — сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.
2. Расширение детских представлений и формирование словаря в связи с содержанием литературного произведения.
3. Работа над содержанием, образами сказки после ее чтения с целью углубления понимания произведения, обдумывания характеристик, особенностей литературных героев:
- рассматривание иллюстраций к сказке - выделение особенностей внешнего вида, элементов костюма, настроения героя, средств, с помощью которых передается настроение (поза, мимика и др.), о чем разговаривают персонажи, обстановка, в которой происходят события;
- самостоятельное рисование детьми сказочных персонажей и рассказ ребенка о выполнении замысла;
- повторное выборочное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;
- пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;
4. Целенаправленное использование приемов активизации и совершенствования речевой деятельности дошкольников:
- воспроизведение детьми диалогов персонажей;
- рассказывание отдельных эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);
- упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» - зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);
- разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации - просьбы, вопроса, удивления, суждений и др. Например, дразнилка:
Гриша, Гриша, дай мне нож.
Ты обратно не вернешь.
Гриша, Гриша, дай резинку.
Ты откусишь половинку. (С.Я. Маршак)
- пересказ сказки по ролям;
- проигрывание слов всех персонажей одним ребенком;
- упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;
- загадывание детям загадок о литературных героях.
5. Важным является обсуждение с детьми условий организации игры, а затем и анализ игрового поведения дошкольников - у кого сказочный персонаж получился лучше, кто не забывал слова и др.
6. Успех игры, овладение ребенком исполнительской деятельностью, а значит, и развитие речи, зависит и от умения педагога с разных позиций проанализировать выбранный для драматизации литературный текст. Например, сказка «Снегурушка и лиса»:
а) действующие лица — дедушка и бабушка, Снегурушка, подружки, медведь, волк, лиса; ведущий говорит слова от автора;
б) действия персонажей: Снегурушка пошла в лес с подружками по ягоды, в. лесу стала собирать ягоды, отстала от своих подруг, ходила, ходила и заблудилась, залезла на дерево, плакала и др.;
в) речевое содержание сказки: монолог Снегурушки, разговор девочки с медведем, волком, лисой, разговор лисы с бабушкой и дедушкой, слова благодарности стариков лисе, когда их внучка благополучно вернулась домой;
г) характеристика персонажей - девочка (ей очень хотелось пойти в лес с подружками, в лесу потеряться очень легко, но девочка не растерялась, залезла на дерево, не доверилась медведю и волку - какая она - недоверчивая, но поверила лисе, ей было в лесу очень одиноко и страшно)
Какая лиса в этой сказке? (совсем не похожа на персонажей лисы в других сказках. Она пожалела девочку, не поленилась отвезла её к бабушке и дедушке, не обманула Снегурушку, добрая, заботливая, отзывчивая, поняла, что девочке очень плохо.);
д) эмоциональное состояние героев сказки, изменение настроения по ходу развития событий: старики тревожились, когда отпустили внучку в лес, горевали, когда девочка не вернулась с подружками, радовались в конце сказки
е) содержание беседы, направленной на уточнение происходящих событий и приемы, активизирующие речевую деятельность дошкольников.
- Почему же девочка осталась в лесу одна, без подружек?
- Подружки волновались, стали звать Снегурушку. Давайте попробуем показать, как они ее звали? Сначала думали, что она еще где-то близко; «Ау, ау, Снегурушка!», потом стали звать громче.
- Давайте покажем, как причитала, плакала девочка, ей страшно было одной, не знала как домой добраться. (Несколько детей исполняют монолог Снегурушки).
- Предложили медведь и волк довести девочку к дедушке с бабушкой, но почему она не решилась отправиться с ними домой?
- Вам лисонька нравится, покажите, как она стучалась в калитку, как разговаривала со стариками? А мы посмотрим, у кого лисонька получится лучше.
- Давайте подумаем, как менялось настроение у бабушки и дедушки в сказке? Какое у них было настроение, когда они отпустили Снегурушку в лес. А покажите, как старики радовались в конце сказки, какие слова они говорили лисичке, чем ее угощали?
В процессе обдумывания содержания сказки, действий героев, их переживаний ребенок мысленно содействует попавшим в беду, сочувствует персонажам и свои чувства стремится передать в речи, жестах, а упражнения в выразительности речи, воспроизведении диалогов являются основой для более свободного игрового поведения дошкольников.
Игра-драматизация может способствовать и развитию речевого творчества ребенка, если воспитатель предлагает подумать - может ли сказка закончиться по-другому? Создавая, например, образы мышат из украинской сказки «Колосок» или медвежат из венгерской сказки «Два жадных медвежонка», дети остро переживают эмоциональное состояние персонажей; они знают, что сказочные герои наказаны за жадность, нежелание поделиться, помогать друг другу и детям жаль этих героев. Дошкольники охотно соглашаются придумать другое окончание сказки, где все заканчивается благополучно. В начале каждый ребенок отражает свой замысел в рисунке, рассказывает о новых событиях в сказке, а затем вместе с воспитателем решают, какой вариант текста выберут для игры в первую очередь.
Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.
Используя элементы игры-драматизации, взрослые способствуют запоминанию сказок в стихах, формированию выразительности детской речи. Например, слова царицы из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:
«Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, ...»
вначале говорит взрослый, ребенок отвечает словами зеркальца:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее, ...»
затем роли меняются. На первоначальных этапах ребенок заимствует интонационную окраску речи у взрослых.
Дети с удовольствием играют в игры типа «Угадай, из какой сказки герой?» (из какой я сказки, что ты знаешь обо мне).
Воспитатель подбирает литературный материал для обогащения детских представлений о сказочных персонажах, который могут использовать родители для разыгрывания со своим ребенком: это небольшие стихи -
Я рыжая лисица,   Я лисичка, я сестричка,
Я бегать мастерица.  Я хожу неслышно,
Я по лесу бежала   Рано утром по привычке
И зайку догоняла На охоту вышла. (Т. Волгина)
Для работы над образом полезны загадки об одном и том же животном. В них обращается внимание на разные особенности внешнего вида, образа жизни, повадках, способах передвижения и др. Кроме того текст загадки, обсуждение признаков животного, сравнение их с признаками других объектов, доказательство отгадки положительно влияет на развитие разных сторон детской речи.
Родители поддерживают интерес к литературным произведениям, вместе с ребенком смотрят сказки по телевизору, в видеозаписях; помогают готовить элементы костюмов, присутствуют на вечерах-развлечениях, как в роли благодарных зрителей, так и участников игры.
В результате совместных усилий педагога и родителей происходят заметные изменения в детской речи: на основе расширяющихся представлений об окружающем мире, значительно расширяется детский словарь, формируется звуковая культура речи - четкость произношения, интонационная выразительность и др.; формируется связная речь - в первую очередь диалогическая, постепенно овладевают и довольно содержательным монологом; используя образец литературной речи, дети практически осваивают грамматический строй родного языка. Дошкольники легко пересказывают сказки, рассказы, выразительно читают стихи, в повседневной жизни включают в свою речь традиционные сказочные выражения, пословицы и поговорки, знают много загадок, проявляют интерес к выполнению творческих заданий по изменению сюжета и образа художественного произведения.
Игра-драматизация позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников: подражание речи взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.

Варианты театрализованных игр:


Составление рассказа по набору игрушек
Задачи:
1. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;
2. словарь: учить подбирать определения к заданным словам;
3. ознакомление с предложением: упражнять в составлении предложений из набора слов, самостоятельно придумывать предложения из двух-трех слов;
4. звуковая культура речи: учить различать на слух звуки с, с', щ в словах, четко произносить слова с этими звуками.

Материал: Игрушки: кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, елочка; картинки: сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка.
Ход занятия:

Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, стоящим у него на столе. Про каждую игрушку задает вопросы (Какая кукла (девочка)? - описание внешнего вида. А какая она по характеру? — перечисление черт характера. Как зовут девочку?)
— Теперь составьте рассказ про девочку. Девочка пошла в лес. Кого она встретила? (Зайчика, медвежонка.) Что произошло дальше, вы расскажете сами.
— А если бы девочка пошла не в лес, кого она могла встретить? (Котенка, щенка)
— Когда будете рассказывать, берите эти игрушки и показывайте то, что вы про них придумали. Подумайте, о чем разговаривала девочка со зверятами. Какой был день?
Воспитатель предлагает, чтобы несколько детей объединились для рассказывания в группу. Спрашивает: «О чем вам надо договориться?» (Кто о чем будет рассказывать, кто начнет рассказ и т.д.)
Каждый ребенок берет себе игрушку, дети договариваются, о чем они будут рассказывать. Остальные выслушивают рассказ, придумывают для него название и дают оценку.
Физкультминутка. Воспитатель обращается к группе:
— Пусть ко мне подойдут сейчас шесть детей. Они будут разными словами.
Воспитатель говорит каждому ребенку, какое он слово. После этого проверяет, как все запомнили слова. Набор слов: котенок, девочка, весело, быстро, бежит, прыгает.
Воспитатель объясняет задание:
— Из этих слов можно составить различные предложения про девочку или про котенка. Предложение должно состоять из двух-трех слов. Кто придумает предложение, поднимет руку. Заранее говорить, какое предложение, не следует - нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».
Ребенок выходит к столу и, не называя слов, составляет предложение.
— Теперь скажи, какое предложение ты придумала, - предлагает воспитатель. (Ребенок называет предложение.) Проверим, правильно ли ты поставила слова. Слова, называйте себя по порядку (таким образом проверяется соответствие названного ребенком предложения тому, которое он составил из «живых слов»).
Воспитатель спрашивает, кто придумал другие предложения из этих слов, приглашает поднявшего руку к столу и т.д.
Подведя итог этой части занятия, воспитатель обращает внимание детей на то, как много предложений можно придумать из этих слов: Девочка бежит; Девочка бежит быстро; Девочка весело  прыгает; Весело прыгает котенок и др.
Проводится игра на внимание. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите картинки. Оля, назови, что на них нарисовано (сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка). Подойдите ко мне, Витя и Петя. Витя будет водить, а Петя прятать картинки. Витя должен сказать, кого или чего не стало. Не стало щегла. Послушай, как звучит это слово: щщщегол. Какой звук слышится в этом слове? Петя, скажи слово щегол так, чтобы слышался звук щ.
Посмотрите на картинки еще раз, скажите, какой звук — с или ш — вы слышите в названиях картинок: (ссова...)».
 
Вводное занятие по «кукловедению»
Тема: «У нас в гостях Фея Кукольного Театра».
Цель: познакомить детей с театральной перчаточной куклой и начальными навыками кукловождения перчаточкой куклы.
Обучающая задача: учить детей разными способами передавать особенности походки куклы и взаимодействие кукол между собой.
На занятии, кроме упражнений, выполняемых каждым ребенком в отдельности, запланирована работа в парах.
Материалы и оборудование: ширма для кукольного театра, костюм Феи Кукольного Театра для педагога, платок, перчатки, «головки»-шарики, «волшебная» палочка, музыкальная шкатулка с «волшебными» колечками, атрибуты кукольной одежды, кукла-марионетка, зонт-карусель.
Ход занятия
Часть первая — организационная (2 мин.)
Дети рассаживаются на стульчики. Педагог предлагает им подарить друг другу улыбку; рассказывает о том, что кукольный театр — это удивительный мир, где куклы и вещи «оживают» от прикосновения к ним рук артистов- кукольников. Педагог «оживляет» платок, превращая его в зайчика, и предлагает детям отправиться на поиски Феи Кукольного Театра, которая поможет им попасть в таинственный мир кукольного театра.
Важно создать у детей такой эмоциональный настрой, чтобы они поверили в сценический вымысел.
Часть вторая — музыкально-пластическая импровизация (2 мин.) Дети, взявшись за руки, отправляются искать Фею Кукольного Театра.
Преодолевая «препятствия» на своем пути, проходят:
— по узкой тропинке,
— по сухой колкой траве,
— по лужам,
— по сухим осенним листьям,
— по льду,
— по сугробам,
— греются у костра.
Звучат волшебные звуки.
Во время упражнения важно учить детей согласовывать свои действия с действиями других.
Педагог: Вы слышите? Кажется, место, куда мы попали, — необыкновенное: где-то поблизости живет Фея Кукольного Театра.
Часть третья. Упражнения для развития гибкости рук (3 мин.)
Педагог «находит» костюм Феи и «превращается» в нее. Фея говорит, что знает, как долго ее искали ребята, как они любят кукольный театр и как хотят, чтобы она помогла им стать артистами-кукольниками, у которых «волшебные» руки. Фея просит ребят передать движениями рук веселое и грустное настроение. Дети вместе с Феей исполняют под музыку танец рук — танец грустного настроения и танец веселого настроения.
В танцы включены упражнения:
— для развития пальцев («щекотка», «клей», «прятки»);
— для развития кистей рук («волна», «Буратино»);
— для рук («ножницы», «руки-тряпочки»).
Упражнения на напряжение рук должны чередоваться с упражнениями на расслабление пальцев и кистей рук.
Разминка выполняется поочередно обеими руками.
Часть четвертая. Знакомство с техникой кукловождения (10 мин.) Фея хвалит детей за прекрасное исполнение танца и предлагает превратить руки детей в артистов-кукол. Каждый ребенок получает от Феи по две перчатки и по одной кукольной головке — надевает перчатки и надевает головку куклы на указательный палец правой руки. Дети «оживляют» кукол, говорят им добрые слова. Куклы «здороваются» друг с другом и желают всем доброго здоровья. Фея приглашает кукол на утреннюю зарядку.
Первое упражнение: кукла наклоняется вперед — прямо — назад. Второе упражнение: кукла разводит руки (большой и средний пальцы) в стороны и вперед.
Третье упражнение: кукла наклоняет туловище вперед — прямо. Работает кисть руки.
Четвертое упражнение: кукла приседает. Рука, согнутая в локте, слегка пружинит вверх-вниз.
Пятое упражнение: кукла поворачивается всем туловищем. Кисть руки поворачивается вправо-влево.
Кукольная зарядка выполняется сначала правой, а потом левой рукой. Фея предлагает ребятам научить кукол ходить. Куклы «ходят». Затем дети осваивают передачу движений куклы в медленном и быстром темпе, в радостном и грустном настроении. После «прогулки» Фея предлагает каждому ребенку взять из «волшебной» шкатулки цветное колечко. Каждая куколка с его помощью находит себе пару: у партнера кольцо такого же цвета.
Фея показывает детям свою парочку друзей (кукольные головки-шарики на обеих руках педагога). Эти куклы дружат уже очень давно, могут понять настроение друг друга по походке и даже повторить эту походку.
Дети работают в парах: пробуют отгадать настроение куклы партнера по кукольной походке. В задачу каждого кукловода входит также повторить движения куклы партнера.
Часть пятая. Создание образа куклы по образцу (2 мин.)
Фея Кукольного Театра хвалит ребят-кукольников за их актерское мастерство, отмечает, что и их руки стали «волшебными», и предлагает превратить кукол в сказочных героев. Каждому ребенку предоставляется поднос с элементами кукольной одежды и предлагается одеть и украсить куклу по своему желанию.
В этой части занятия важно предоставить детям возможность самостоятельно подбирать кукольные аксессуары для создания нового образа куклы.
Часть шестая. Кукольная музыкально-танцевальная импровизация (2 мин.)
Раздается бой часов... Настало время для кукольного бала. Фея предупреждает кукол: где-то рядом прячется Баба Яга, которой бал и танцы совсем не нравятся. А спастись от нее можно лишь «замерев на месте», причем обязательно в красивой позе. Куклы импровизируют танцевальные движения под музыку и замирают, когда появляется Баба Яга (кукла- марионетка). Игра повторяется два раза.
Во время игры дети должны почувствовать радость от музыкальной импровизации с куклой.
Часть седьмая. Сюрприз (2 мин.) Фея прощается с детьми и с куклами, а на прощание предлагает «прокатиться» на веселой карусели. Карусель изображается с помощью цветного зонтика, к которому привязаны ленточки. Дети, не снимая перчаток и кукольных головок, берутся за ленточки и бегут по кругу под музыку: куклы «катаются»!
Часть восьмая — заключительная. Подведение итогов (2 мин.)
Волшебница исчезает - снимает с себя наряд Феи Кукольного Театра. Педагог говорит, что куклы, которые остались на руках у детей, - подарок Феи. Фея попросила передать детям, что кукол надо любить и беречь. Педагог и дети благодарят друг друга за то, что они вместе так интересно провели время в кукольном театре. В знак благодарности раздаются «кукольные» аплодисменты.
В этой части занятия для педагога важно создать у детей установку на бережное и заботливое отношение к кукле.
 
Инсценировки и пьесы для детей 5 – 6 лет

Бабушка Яга (по стихотворению В. Дробиз «8 Марта»)
Действующие лица Рассказчик, бабушка Яга, Леший.
Картина 1
Комната. На столе стоит блюдо с пирогами.
Рассказчик. На 8 Марта
У бабушки Яги
На столе румянятся
Горкой пироги.
Прибрано в избушке,
Для куриных ног
Есть в чулане пара
Новеньких сапог!
Бегала бабуся
В бигудях с утра.(Появляется бабушка Яга. Бегает по комнате)
И гостей встречала
Посреди двора. ( Яга убегает)
Картина 2
Лес. Леший собирает подснежники.
Рассказчик. Леший все подснежники
Оборвал в лесу
И кричит мне радостно.
Леший  Бабушки несу. (Уходит.)
Картина 3
Бабушка Яга стоит у избушки. К ней подходит Леший с букетом цветов.
Леший. Здравствуй, дорогая!
С праздником тебя. (Отдает букет.)
Рассказчик. Чмокнула Ягуся
В щечку старичка.
Бабушка Яга целует в щечку Лешего.
Рассказчик. К ней с букетом тянется
И моя рука.
Если будет круглый год
Доброй, нежной, милой,
Перестанем звать ее
Мы нечистой силой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»А. С. МакаренкоСегодня развитие связной речи у старши...

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...