Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 91.55 КБ |
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Программные задачи:
1.Образовательные:
- расширять словарь по теме «Овощи. Фрукты»;
-учить правильно произносить звуки Р,Л; дифференцировать звуки Р – Л в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в умении определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- развивать умение производить звуковой анализ слов;
- упражнять в определении количества слогов в словах;
-продолжать упражнять в согласовании слов в предложении; совершенствовать умение «записывать» предложение графически;
-закреплять умение составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблицы по теме «Овощи. Фрукты».
2.Развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать память, мышление.
3.Воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование:
демонстрационный материал- демонстрационная доска, маркеры, эмблемы с изображением названий команд «Луна», «Роза», картинка – схема с изображением цветка (розы), фишки (квадраты синего, зеленого и красного цветов), предметные картинки и мнемотаблица по теме «Овощи. Фрукты» ;
раздаточный – простые карандаши, карточки для анализа четырехзвукового слова, конверты с фишками, тетради, предметные картинки на односложные , двусложные, трехсложные слова.
1.Вводная часть.
Воспитатель.
- Внимание! Внимание! Начинаем соревнование. У нас есть две команды. Дадим им название. Каждой команде я загадаю загадку, отгадкой и будет название команды.
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только-
От него осталась долька.
(Луна)
Посмотрите – у ограды,
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка…(Роза)
-И так, у нас две команды: «Луна», «Роза».
За правильные ответы и выполненные задания команды получат фишки, а в конце соревнований мы определим, посчитав фишки, какая команда выиграла.
2.Основная часть.
Воспитатель.
-Какой звук находится в начале слова «Луна»? Какой звук находится в начале слова «Роза»? Эти звуки мы научимся правильно произносить.
Перед тем, как начать наше соревнование, проведем разминку.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель.
-Улыбнитесь, Сделайте язык «лопаточкой», положите широкий язык на нижнюю губу сверху вниз.
- А теперь представьте, что на верхней губе у вас вкусное варенье. Языком оближите верхнюю губу сверху вниз.
- Сейчас мы с вами превратимся в маляров. Для этого : улыбнитесь; откройте рот, поднимите язык к небу, погладьте его вперед и назад.
Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
- А теперь мы «лошадки» - поцокайте «копытцами» - язычками.
Воспитатель.
-Первое задание для команд – «Правильно произнеси звук» .
Дети вместе, по командам и индивидуально произносят звуки «р», «л».
Воспитатель.
-Второе задание: каждая команда должна рассказать о звуке, дать ему характеристику. Команда «Роза», звук «р» какой? (согласный, твердый, звонкий), команда «Луна» , звук «л», какой? (согласный, твердый, звонкий)
Назовите пару звука «р» («л») мягкий звук.
-Следующий конкурс: «Громко, звонко повтори»
Воспроизведение слоговых рядов:
-команда «Роза» : ра-ра-ла, ла-ра-ла;
-команда «Луна»: ла-ла-ра, ра-ла-ра;
(хоровые и индивидуальные ответы)
-А теперь конкурс на внимание.
Я буду произносить слова. Ребята из команды «Роза» должны хлопнуть в ладоши , если услышат в слове звук «р», а ребята из команды «Луна» топнуть ногой, если услышат в слове звук «л».
Слова : рак, лампа, лиса, корона, молоко, забор, сокол, лошадь, рисунок, ракета, пирамида, скалка, палка, пар, самосвал.
(Дети определяют место звука в слове)
-Задание для команды «Роза».
Составьте предложение из слов: роза, цвести, алая, сад. (Анализ предложения). Запись графической схемы предложения ребенком у доски и детьми в тетрадях)
-Задание для команды «Луна» .
Составьте предложение из слов: ночное, светить, луна, небо.
(Анализ предложения). Запись графической схемы предложения ребенком у доски и детьми в тетрадях).
Физкультминутка. (Выполнение действий по тексту)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз –сюда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали.
Руки кверху все подняли.
Звуковой анализ слова «луна».
1.Дети из команды «Луна» определяют количество звуков и называют по очереди звуки в слове «луна».
2.Педагог к доске вызывает детей, называя их звуками не по порядку: [а] ,[у] ,[л],[н] – дети должны встать правильно, чтобы получилось слово. Каждый ребенок дает характеристику своему звуку.
Звуковой анализ слова «роза».
-Сколько звуков в слове «роза»?
-Какой звук в слове первый? Какой это звук? (гласный или согласный, твердый или мягкий) Каким цветов его обозначаем ?
-Какой второй?
-Какой третий?
-Какой четвертый?
Каждый раз педагог произносит слово с выделением нужного звука.
Один ребенок составляет звуковую схему слова у доски, остальные работают с раздаточным материалом.
-Следующее задание: «Раздели слова на слоги».
Воспитатель.
- Вспомните, какие приемы мы используем при делении слов на слоги.
На столах у вас лежат картинки. Поднимите картинки те, у кого название картинки – слово, которое состоит из одного слога (из двух, из трех)
Односложные слова: рак, лук, торт, волк, сыр, шар, стол, мяч, мак.
Двусложные слова: рыба, ложка, сумка, забор, муха, рука, маска, чашка.
Трехсложные слова: собака, машина, сапоги, корова, барабан, ракета, кузнечик, колесо, подсолнух.
Конкурс «Загадки и отгадки»
На доске выставлены предметные картинки по теме «Овощи и фрукты». Педагог с помощью мнемотаблицы предлагает ребенку из одной команды составить загадку, а детям из другой команды – отгадать и наоборот. Дает образец описательного рассказа.
1.Что это? Овощ или фрукт?
2. Где растет?
3.Какого размера?
4.Какой формы?
5.Какого цвета?
6. Какой на вкус?
7.Какой он на ощупь?
8.Что можно из него приготовить?
Ребенок из одной команды загадывает овощ или фрукт и описывает его, а дети из другой команды отгадывают, о чем он говорит. Ребенок, который угадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ для другой команды.
3.Заключительная часть.
Педагог подсчитывает фишки и определяет победителя соревнований. Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Программные задачи:
1.Образовательные:
- расширять словарь по теме «Овощи. Фрукты»;
-учить правильно произносить звуки Р,Л; дифференцировать звуки Р – Л в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в умении определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- развивать умение производить звуковой анализ слов;
- упражнять в определении количества слогов в словах;
-продолжать упражнять в согласовании слов в предложении; совершенствовать умение «записывать» предложение графически;
-закреплять умение составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблицы по теме «Овощи. Фрукты».
2.Развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать память, мышление.
3.Воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование:
демонстрационный материал- демонстрационная доска, маркеры, эмблемы с изображением названий команд «Луна», «Роза», картинка – схема с изображением цветка (розы), фишки (квадраты синего, зеленого и красного цветов), предметные картинки и мнемотаблица по теме «Овощи. Фрукты» ;
раздаточный – простые карандаши, карточки для анализа четырехзвукового слова, конверты с фишками, тетради, предметные картинки на односложные , двусложные, трехсложные слова.
1.Вводная часть.
Воспитатель.
- Внимание! Внимание! Начинаем соревнование. У нас есть две команды. Дадим им название. Каждой команде я загадаю загадку, отгадкой и будет название команды.
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только-
От него осталась долька.
(Луна)
Посмотрите – у ограды,
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка…(Роза)
-И так, у нас две команды: «Луна», «Роза».
За правильные ответы и выполненные задания команды получат фишки, а в конце соревнований мы определим, посчитав фишки, какая команда выиграла.
2.Основная часть.
Воспитатель.
-Какой звук находится в начале слова «Луна»? Какой звук находится в начале слова «Роза»? Эти звуки мы научимся правильно произносить.
Перед тем, как начать наше соревнование, проведем разминку.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель.
-Улыбнитесь, Сделайте язык «лопаточкой», положите широкий язык на нижнюю губу сверху вниз.
- А теперь представьте, что на верхней губе у вас вкусное варенье. Языком оближите верхнюю губу сверху вниз.
- Сейчас мы с вами превратимся в маляров. Для этого : улыбнитесь; откройте рот, поднимите язык к небу, погладьте его вперед и назад.
Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
- А теперь мы «лошадки» - поцокайте «копытцами» - язычками.
Воспитатель.
-Первое задание для команд – «Правильно произнеси звук» .
Дети вместе, по командам и индивидуально произносят звуки «р», «л».
Воспитатель.
-Второе задание: каждая команда должна рассказать о звуке, дать ему характеристику. Команда «Роза», звук «р» какой? (согласный, твердый, звонкий), команда «Луна» , звук «л», какой? (согласный, твердый, звонкий)
Назовите пару звука «р» («л») мягкий звук.
-Следующий конкурс: «Громко, звонко повтори»
Воспроизведение слоговых рядов:
-команда «Роза» : ра-ра-ла, ла-ра-ла;
-команда «Луна»: ла-ла-ра, ра-ла-ра;
(хоровые и индивидуальные ответы)
-А теперь конкурс на внимание.
Я буду произносить слова. Ребята из команды «Роза» должны хлопнуть в ладоши , если услышат в слове звук «р», а ребята из команды «Луна» топнуть ногой, если услышат в слове звук «л».
Слова : рак, лампа, лиса, корона, молоко, забор, сокол, лошадь, рисунок, ракета, пирамида, скалка, палка, пар, самосвал.
(Дети определяют место звука в слове)
-Задание для команды «Роза».
Составьте предложение из слов: роза, цвести, алая, сад. (Анализ предложения). Запись графической схемы предложения ребенком у доски и детьми в тетрадях)
-Задание для команды «Луна» .
Составьте предложение из слов: ночное, светить, луна, небо.
(Анализ предложения). Запись графической схемы предложения ребенком у доски и детьми в тетрадях).
Физкультминутка. (Выполнение действий по тексту)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз –сюда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали.
Руки кверху все подняли.
Звуковой анализ слова «луна».
1.Дети из команды «Луна» определяют количество звуков и называют по очереди звуки в слове «луна».
2.Педагог к доске вызывает детей, называя их звуками не по порядку: [а] ,[у] ,[л],[н] – дети должны встать правильно, чтобы получилось слово. Каждый ребенок дает характеристику своему звуку.
Звуковой анализ слова «роза».
-Сколько звуков в слове «роза»?
-Какой звук в слове первый? Какой это звук? (гласный или согласный, твердый или мягкий) Каким цветов его обозначаем ?
-Какой второй?
-Какой третий?
-Какой четвертый?
Каждый раз педагог произносит слово с выделением нужного звука.
Один ребенок составляет звуковую схему слова у доски, остальные работают с раздаточным материалом.
-Следующее задание: «Раздели слова на слоги».
Воспитатель.
- Вспомните, какие приемы мы используем при делении слов на слоги.
На столах у вас лежат картинки. Поднимите картинки те, у кого название картинки – слово, которое состоит из одного слога (из двух, из трех)
Односложные слова: рак, лук, торт, волк, сыр, шар, стол, мяч, мак.
Двусложные слова: рыба, ложка, сумка, забор, муха, рука, маска, чашка.
Трехсложные слова: собака, машина, сапоги, корова, барабан, ракета, кузнечик, колесо, подсолнух.
Конкурс «Загадки и отгадки»
На доске выставлены предметные картинки по теме «Овощи и фрукты». Педагог с помощью мнемотаблицы предлагает ребенку из одной команды составить загадку, а детям из другой команды – отгадать и наоборот. Дает образец описательного рассказа.
1.Что это? Овощ или фрукт?
2. Где растет?
3.Какого размера?
4.Какой формы?
5.Какого цвета?
6. Какой на вкус?
7.Какой он на ощупь?
8.Что можно из него приготовить?
Ребенок из одной команды загадывает овощ или фрукт и описывает его, а дети из другой команды отгадывают, о чем он говорит. Ребенок, который угадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ для другой команды.
3.Заключительная часть.
Педагог подсчитывает фишки и определяет победителя соревнований. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»
В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая страна - Речь»
В данном конспекте интегрированы следующие образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое ра...