Развитие речи детей через подвижные игры.
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Шубина Виктория Викторовна

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_podvizhnye_igry.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речи детей через подвижные игры.

 Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. В связи с этим учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, степень двигательной активности).

  По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в последние годы 20-30% дошкольников имеют недоразвитие речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

     У этих детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из-за недостаточности активного словаря дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность.

     Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

      Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяют следующие подвижные игры:

 

1. Подвижные игры на развитие мелкой моторики

Игра большой подвижности «Ловишка»

Считалкой выбирается ловишка, который встает в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу:

Ау-ау-аукаем,

Весну приаукиваем.

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов, все разбегаются по залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные садятся на скамейку.

 

2. Подвижные игры с речевым сопровождением

 

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

 

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три.

Хлопают в ладоши

Новый год приходи!

Поступательные зовущие движения к себе.

Тебя ждали год,

Стояли у ворот.

Пружинка, руки на поясе.

А пришел мороз,

Заморозил нос.

Шагают на месте.

Нас, мороз, не пугай,

С нами ты поиграй.

Наклоны вправо-влево.

В прятки ты поиграй

Да подарки нам дай…

Два приседания, руки на колени.

Конфеты, игрушки,

Орехи, хлопушки

Постукивают кулачками друг о друга.

Будем веселиться,

Танцевать, резвиться.

Прыжки на двух ногах.

 

3. Игры на развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра – Ах вы сени, мои сени.

 

4.Подвижные речевые игры

На закрепление пройденного материала.

В центре круг стоит инструктор – он бросает ребенку мяч и называет животного (кошка), ребенок ловит мяч. Бросает инструктору и называет детеныша (котенок).

 

5. Подвижные игры на развитие внимания

 

   Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.

Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:

«дерево» - остановка руки вверх;

«куст» - приседают;

«ручей» - прыгают на месте

«тропинка» - встают парами.

 

 

  • Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

аисты, вороны,

галки, макароны.

Прилетели птицы:

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

 

6. Подвижные игры на развитие звукопроизношения

 

Игра «Придумай слова на определенный звук»

Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – П

Пух, пальто, песня, помидор, плита, перо, пряжа, пенал, повар, пастух, портной , пар.

 

7. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве

 

Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.

По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:

  1. Встаньте на скамейку
  2. положите мяч в обруч
  3. перепрыгните через канат
  4. встать за скамейку
  5. остановиться около лестницы
  6. сесть на модули.

 

8. Игры на развитие коммуникативных функций

 

Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.

 

Подвижная игра «Чижик»

Играющие образуют круг. «Чижик» становиться по середине. Играющие идут по кругу и произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Чижик отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары становиться чижиком.

 

9. Подвижные игры на расслабление

Дети с речевым нарушение отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.

Релаксация «Снежинка»

 

Представьте, что вы – легкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе.

Дети покачиваются

Плавно опускается вниз

выполняют полуприсед

Но вот подул добрый легкий ветер и закружил снежинку в снежном танце

кружатся

Полетела снежинка и поднялась высоко-высоко

Подняться на носки

Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз.

Медленно приседают

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через общение, игру.

 Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста...

«Развитие речи детей в подвижной игре»

Консультация для воспитателей...

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

В данной консультации для родителей  рассказано о том, как при помощи дидактических игр развивать речь детей...

Консультация для родителей: " Развитие речи детей через подвижные игры"

 Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физ...

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»

Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...

Мастер класс для педагогов "Развитие речи детей, через подвижные игры"

Подвижные игры-воспитывают у детей, выдержку, решительность, иницыативу...