Развитие речи детей через подвижные игры.
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_cherez_podvizhnye_igry.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей через подвижные игры.
Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. В связи с этим учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, степень двигательной активности).
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в последние годы 20-30% дошкольников имеют недоразвитие речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
У этих детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из-за недостаточности активного словаря дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяют следующие подвижные игры:
1. Подвижные игры на развитие мелкой моторики
Игра большой подвижности «Ловишка»
Считалкой выбирается ловишка, который встает в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу:
Ау-ау-аукаем,
Весну приаукиваем.
Весна пришла,
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем, в ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов, все разбегаются по залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные садятся на скамейку.
2. Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три. | Хлопают в ладоши |
Новый год приходи! | Поступательные зовущие движения к себе. |
Тебя ждали год, Стояли у ворот. | Пружинка, руки на поясе. |
А пришел мороз, Заморозил нос. | Шагают на месте. |
Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. | Наклоны вправо-влево. |
В прятки ты поиграй Да подарки нам дай… | Два приседания, руки на колени. |
Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки | Постукивают кулачками друг о друга. |
Будем веселиться, Танцевать, резвиться. | Прыжки на двух ногах. |
3. Игры на развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра – Ах вы сени, мои сени.
4.Подвижные речевые игры
На закрепление пройденного материала.
В центре круг стоит инструктор – он бросает ребенку мяч и называет животного (кошка), ребенок ловит мяч. Бросает инструктору и называет детеныша (котенок).
5. Подвижные игры на развитие внимания
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.
Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:
«дерево» - остановка руки вверх;
«куст» - приседают;
«ручей» - прыгают на месте
«тропинка» - встают парами.
- Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
аисты, вороны,
галки, макароны.
Прилетели птицы:
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
6. Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Игра «Придумай слова на определенный звук»
Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – П
Пух, пальто, песня, помидор, плита, перо, пряжа, пенал, повар, пастух, портной , пар.
7. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве
Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.
По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:
- Встаньте на скамейку
- положите мяч в обруч
- перепрыгните через канат
- встать за скамейку
- остановиться около лестницы
- сесть на модули.
8. Игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.
Подвижная игра «Чижик»
Играющие образуют круг. «Чижик» становиться по середине. Играющие идут по кругу и произносят слова:
Ходит чижик у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Чижик отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары становиться чижиком.
9. Подвижные игры на расслабление
Дети с речевым нарушение отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
Релаксация «Снежинка»
Представьте, что вы – легкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе. | Дети покачиваются |
Плавно опускается вниз | выполняют полуприсед |
Но вот подул добрый легкий ветер и закружил снежинку в снежном танце | кружатся |
Полетела снежинка и поднялась высоко-высоко | Подняться на носки |
Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз. | Медленно приседают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей через общение, игру.
Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста...
Развитие речи детей через подвижные игры
Материал для родителей...
«Развитие речи детей в подвижной игре»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»
В данной консультации для родителей рассказано о том, как при помощи дидактических игр развивать речь детей...
Консультация для родителей: " Развитие речи детей через подвижные игры"
Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физ...
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»
Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...
Мастер класс для педагогов "Развитие речи детей, через подвижные игры"
Подвижные игры-воспитывают у детей, выдержку, решительность, иницыативу...