Предметно- развивающая среда по развитию речи
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Требования к наглядному дидактическому материалу, искусственная речевая среда, естественная речевая среда, речь педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-rech.sreda_.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно- развивающая среда по развитию речи
Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится, что под развивающей предметно-пространственной средой ДОУ, в общем смысле слова, следует понимать такое предметное накопление, организация которого влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности и особенности детей.
Выделяют естественную речевую среду и искусственную речевую среду.
Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают.
К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.
Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Поэтому речь взрослого должна быть простой, ясной, логически построенной.
Выделяют требования к речи педагога:
- содержательность
- точность
- логичность
- соответствия возрасту детей
- лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность речи
- образность
- выразительность
- эмоциональная насыщенность
- богатство интонации
- неторопливость
- достаточная громкость
- знание и соблюдение правил речевого этикета
- соответствие слова воспитателя его делом.
Свободное речевое общение детей с педагогом организовывают в режиме дня: на прогулке, во время бытовых процессов (умывание, кормление…) и, конечно же в разных видах деятельности, особенно в игровой и трудовой.
Для речевого развития детей используются все виды игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и т.д.)
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. При организации такой среды необходимо чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.
К методическим средствам речевого развития относится:
А) Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством педагога дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.
Б) Центр речевой деятельности. Является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные:
- книжный уголок
- дидактический, наглядный материал
- разные виды театров.
Дидактический, наглядный материал:
- дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами
- сюжетные, предметные картинки
- разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин)
Требования к наглядному дидактическому материалу:
- соответствие возрасту детей. Чем меньше (младше) ребенок, тем проще должен быть материал, количественно он должен быть значительно меньше, а по содержанию подобран так, чтобы способствовать развитию речи и закреплению конкретных представлений. Чем старше ребенок, тем больше возможностей для расширения его кругозора новыми представлениями о предметах и явлениях;
- эстетичность;
- красочность, привлекательность материала (в меру);
- доступность по содержанию;
В) Одним из компонентов речевой среды – кабинет учителя-логопеда, в котором созданы условия для работы с детьми с речевыми нарушениями.
Все рассмотренные компоненты речевой среды, средства развития речи можно объединить в модель предметно-развивающей среды по развитию речи. Данная модель поможет учитывать все возможности для овладения детьми родным языком, для развития хорошей и правильной речи детей.
Литература:
1. Поляков, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М.Н. Поляков. – СПб.: «Детство – Пресс». - 1999. – 45с.
2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С.Ушакова. – М.: Просвещение. – 2001г. – 235 с.
3.Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение. – 1999 г. - 240с
4. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М: Просвещение. - 1993. – 126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда для развития речи детей
Этот материал содержит важную информацию для родителей о вреде и пользе компьютерных технологий....
"Оснащение предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей разновозрастной группе на основе национально-регионального компонента."
В этой презентации показано, как дети могут развиваться по развитию речи в свободной деятельности в пространстве ближайшего окружения группы с учётом национально-регионального компонента.....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:«Предметно-развивающая среда по развитию речи».
Презентация на тему: "Предметно-развивающая среда по развитию речи"....
Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"
Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи, в группах ДОУ с учетом ФГОС
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Речь как ведущее средство о...
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе.
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе....