Предметно-развивающая среда для развития речи детей
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Понамарёва Татьяна Александровна

Этот материал содержит важную  информацию для родителей о вреде и пользе компьютерных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда для развития речи детей

В современном мире одной из составляющих предметно-развивающей среды детей являются информационные технологии. В век технического прогресса, мы уже не можем обойтись без компьютера, планшета, пиэспи и тому подобных гаджетов. Компьютерные технологии являются частью современного образовательного пространства в дошкольных и школьных учреждениях. Все чаще друзьями детей становятся не их сверстники, не реальные игрушки, а цифровые гаджеты. Малыши получают в подарок не книги, а электронные игрушки. С приходом в нашу жизнь умных машин, взрослым нужно очень хорошо задуматься о влиянии их на развитие детей.

При грамотном и целенаправленном использовании умной машины можно выделить ряд положительных моментов. Это:

в первую очередь, способ заинтересованности и мотивации ребенка к занятиям;

компьютер и мультимедийные средства это удобный современный способ оснастить учебное занятие, добавить больше наглядности, привлечь ребенка к учебному материалу;

информационные технологии дают возможность самостоятельного обучения, в любом месте и в любое время;

производители информационных технологий утверждают, что грамотное пользование планшетов и компьютеров позволяют развивать способности ребенка.

Но все эти плюсы (ИТ) актуальны для детей старшего возраста. Как доказали врачи-психиатры дети раннего возраста и дошкольники имеют слабую, неокрепшую психику. Компьютер рассчитан на взрослый мозг, детский мозг только развивается и ему тяжело осваивать сразу и реальную и виртуальную информацию. Отсюда появление у детей агрессивных, возбужденных, тревожных состояний, появление компьютерных зависимостей. И самое актуальное и распространенное это серьезные отставания в речевом развитии. Ведь для того, чтобы ребенок заговорил необходимо развивать в первую очередь эмоционально-личностую сферу, а компьютер лишен этой важной составляющей.

Теперь поговорим о целенаправленном и дозированном использовании современной техники. Существует ряд развивающих компьютерных программ, которые используются специалистами в коррекционном обучении детей. Эти программы вносят дополнительный игровой момент к занятию, формируют мотивацию к занятию, вносят разнообразие, а также служат средством закрепления полученных умений и навыков. Но использовать все эти новейшие технические средства следует очень дозировано и аккуратно, чтобы не вызвать у ребенка отторжение от другой детской деятельности и не сформировать зависимость от этих игр.

Теперь о дозированности виртуальной нагрузки: до 3 лет никакого компьютера, до 6 лет никаких игровых приставок, до 9 лет никакого Интернета, с 12 лет пользование интерната под присмотром взрослого.

Есть определенные естественно-физиологические законы формирования деткой психики. А речь, как всем известно, является высшей психической функцией. Самым синзитивным, благоприятным периодом познания мира является возраст до трех лет. Он должен все понюхать, потрогать, ощупать, попробовать на зуб. При этом все пять чувств включены в исследовательскую работу ребенка. А если они работают, значит ребенок развивается. Ведущей деятельностью возраста до года является эмоциональное общение матери и ребенка. Далее появляется предметная, манипулятивная и игровая деятельность. Высшей формой игры является сюжетно-игровая игра, в процессе которой формируются диалогическая и монологическая формы речи. Параллельно с игровой деятельностью ребенку необходимо осваивать процесс чтения, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Ведь чтение как говорили К.Д. Ушинский и Д.Б. Эльконин - это инструмент развития души и интеллекта ребенка. Благодаря чтению ребенок учится думать, анализировать, размышлять, принимать важные решения. Как говорил Л.С. Выготский речь не существует сама по себе, речь обслуживает ведущую деятельность возраста. Таким образом, можно сказать, что ребенку раннего и младшего дошкольного возраста для общего и речевого развития компьютер необходим в меньшей степени, нежели чтение, сюжетно-ролевая игра и непосредственное общение с родными.

ВЫВОД. Если подвести итог, то можно сказать что детские компьютерные развивающие игры, бесспорно, развивают память, внимание, координацию, но они совершенно не способствуют развитию эмоционально-личностной сферы и уж тем более не помогают развитию речи и воображения. Поэтому необходимо сформировать высшую психическую базу для подготовки ребенка к виртуальному пространству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...

"Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"

quot;Создание - предметно развивающей среды для развития речи детей"...

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...

Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»

Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...

Консультация для родителей "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей".

quot;В пустых стенах реденок не заговорит- заметила в своё время" Е.И.ТихееваНасыщенное групповое пространство , педагоги заботятся в первую очередь о том , чтобы дети в группе могли удовлитвори...

Презентация: «Особенности организации предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста».

*Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....