Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"
проект по развитию речи (младшая группа) по теме
Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_proekta_2.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию морально - нравственных качеств у детей второй младшей группы.
«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Тип проекта: Педагогический.
Участники проекта:
Соломатина Наталья Николаевна – воспитатель второй младшей группы.
Целевая группа: дети второй младшей группы – 20 детей.
Масштаб:
Одна неделя.
Тема проекта: «Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!».
Цель:
Использовать малые формы народного фольклора в качестве средства «народной педагогики». С помощью устного народного творчества пробуждать познавательную активность, самостоятельность, индивидуальность. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о плохих и хороших поступках на примере сказочных персонажей. Помочь адаптироваться в коллективе новых знакомых. Наладить дружеские отношения между детьми.
Задачи:
1. На примере чтения сказок, использования малых форм русского фольклора в различных образовательных областях, рассматривания иллюстраций по теме, через театрализованную деятельность, развивать представления детей о взаимоотношениях между друг - другом.
2. Раскрыть понятие «дружба», «обида», «обман», «жадность», «взаимовыручка», «трудолюбие». Помочь адаптироваться в коллективе новых товарищей.
3. Учить видеть причинно следственную связь между поступками и следующими за ними последствиями.
4.Воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания.
Актуальность проблемы.
Фольклор, для детей созданный взрослыми включает в себя потешки, пестушки, прибаутки, сказки, песни. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств « народной педагогики». Г.В. Виноградов писал: « У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать « народной педагогикой».
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитание детей.
Содержание, как небольших произведений народного творчества, так и сказок многоплановое. Обогащая и расширяя представление ребёнка о явлениях общественной жизни, являясь показательной моделью взаимоотношений персонажей, они служат воспитанием нравственного развития ребёнка. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Произведения фольклора отражают все стороны жизни человек, а главное на простых и доступных примерах показывают, как развиваются взаимоотношение « героев» с окружающей действительностью. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда он ещё только учиться общаться со взрослыми и с другими детьми. Поэтому необходимо донести знания, до ребёнка, используя понятные доступные ему образы. И начать эту работу следует с того, что наиболее близко ребенку. Использовать сказки и другие формы фольклора вызывающие у него положительные эмоции помогающие установить доверительные отношения между ним, взрослыми и своими сверстниками
При выборе произведений и тем народного фольклора необходимо правильно оценивать уровень своих воспитанников и преподносить произведение адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. Больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьируя методическими приёмами.
При использовании народного произведения стараться обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря, эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.
Работа над данной темой поможет решить следующие задачи:
- Развитие взаимоотношений с окружающей действительностью;
- развитие умения правильного построения модели общения со взрослыми и своими сверстниками;
- умение устанавливать простейшие взаимосвязи;
- расширение активного и пассивного словаря: активизация фразовой монологической речи;
- пробуждение познавательной активности (любознательности);
- разовьются коммуникативные навыки;
- улучшиться внимание, память;
Работа над проектом включает в себя следующие этапы:
- Создание окружающей среды соответствующей теме каждого дня.
- Предварительно – подготовительную работу:
В ней задействованы различные виды деятельности: дидактические игры, театрализованная деятельность, психогимнастика, физкультминутки, просмотр диафильмов, презентаций, чтение художественной литературы и т.д. Она позволяет шире раскрыть тему каждого дня, делает её интереснее и легче для восприятия ребёнка.
3.Непосредственно образовательная деятельность, адаптированная к теме дня.
4. Подведение итогов дня: чтения художественной литературы подобранной по теме во второй половине дня (обсуждение, сравнение, проведение аналогий).
Недельный план мероприятий по реализации проекта.
«Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!»
Понедельник.
Тема дня – «Безопасность».
Окружающая среда:
Художественная литература.
Литературный уголок: Русские народные сказки («Колобок», «Три медведя», «Козлята и волк»).
Набор настольного театра по сказке «Козлята и волк»
Художественное творчество.
«ИЗО» уголок: Раскраски по мотивам данных сказок.
Предварительная работа:
Коммуникация. Познание. Безопасность.
Дидактическая игра: «Какие сказки мы знаем?» Цель: Вспомнить сюжеты знакомых сказок, где герои попадали в неприятные ситуации.
( «Колобок», «Три медведя», «Козлята и волк»).
Социализация. Коммуникация. Здоровье.
Разучивание потешек используемых при соблюдении культурно – гигиенических навыков.
«Водичка-водичка», «Ай, лады, лады, лады».
Образовательная деятельность:
Коммуникация. Безопасность.
Развитие речи:
Пересказ сказки «Козлята и волк». Цель: Учить пересказывать с воспитателем сказку. Приучать, отчётливо произносить звук «с». Привести сюжет сказки как пример правильного безопасного поведения.
Художественное творчество.
Рисование:
« Платочек для мамы козы». Цель: Учить детей украшать предмет треугольной формы полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, любовь к маме.
Вторая половина дня:
Художественная литература. Безопасность.
Чтение сказки «Гуси лебеди» Цель: На примере сказки обсудить неправильное поведение героев
из-за которого, они оказались в беде.
Вторник.
Тема дня – «Так, поступать -плохо».
Окружающая среда:
Художественная литература.
Литературный уголок: пополнение уголка сказками «Два жадных медвежонка», «Лиса со скалочкой», «Петушок и меленка».
Художественное творчество.
«ИЗО» уголок: большие иллюстрации по данным сказкам, трафареты с изображением животных-героев этих сказок.
Коммуникация.
Уголок развития речи: куклы «би - ба - бо» – герои представленных сказок.
Предварительная работа:
Художественная литература.
Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка». Цель: на примере поступка героев
дать детям понять, к чему приводит жадность.
Социализация. Здоровье. Коммуникация.
Повторение разученных потешек для умывания. Чтение потешек за завтраком и обедом: «Варись, варись кашка», «Глубоко – не мелко».
Образовательная деятельность:
Познание.
Развитие элементарных математических представлений: По мотивам сказки «Два жадных медвежонка».
«Сравнение двух групп предметов». Цель: Учить сравнивать группы предметов по количеству (больше – меньше). Сравнивать предметы по величине. Отсчитывать количество предметов до четырёх. Ориентироваться в пространстве.
Вторая половина дня:
Художественная литература.
Просмотр диафильма по сказке «Петушок и меленка» Цель: Обсуждение поступков героев - к чему приводит жадность.
Среда.
Тема дня – «У страха глаза велики».
Окружающая среда:
Художественное творчество.
«ИЗО» уголок: Свободное творчество (рисование по мотивам знакомых сказок).
Художественная литература.
Литературный уголок: Иллюстрированные папки по сказкам «У страха глаза велики»,
«Теремок», «Трусливый заяц».
Коммуникация.
Уголок развития речи: Сюжетные карточки по сказке «Трусливый заяц».
Предварительная работа:
Художественная литература.
Просмотр диафильма по сказке «У страха глаза велики». Цель: Учить слушать и понимать сказку с большим количеством действующих персонажей. Понимать смысл сказки.
Социализация.
Психогимнастика «Заяц смелый» из сборника Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» стр. 61.
Образовательная деятельность:
Художественное творчество.
Лепка:
«Морковка для зайца». Цель: Знакомить с образом зайца в народном фольклоре.
Закреплять умение раскатывать пластилин в валик. Учить придавать заготовке форму морковки.
Вторая половина дня:
Художественная литература.
Пересказ сказки «Трусливый заяц». Цель: Учить понимать сюжет сказки, понимать поучительную мораль произведения.
Социализация. Здоровье.
Разучивание потешек для привлечения детей с удовольствием соблюдать культурно-гигиенические навыки. Расчёсывание: «Расти коса до пояса».
Четверг
Тема дня – «Дружба».
Окружающая среда:
Художественная литература.
Литературный уголок: Подбор иллюстрированных книг с малыми формами русского народного фольклора ( потешки, колыбельные, пестушки, прибаутки, потешные сказочки).
Художественное творчество.
ИЗО уголок: Раскраски по темам русских народных сказок. Трафареты с изображением животных –героев сказок.
Познание. Художественная литература.
Дидактическая настольная игра: «Перепутанные сказки». Цель: Закреплять знание сюжетов сказок,
умения определять какой герой из какой сказки.
Предварительная работа:
Художественная литература.
Чтение потешки «Кошкин дом». Цель: продолжать знакомить детей с малыми формами русского народного фольклора. Учить понимать произведение.
Коммуникация. Познание.
Дидактическая игра: «Сказочные домики». Цель: Закреплять знания детей сюжетов сказок.
Помочь вспомнить сказки, где сюжет разворачивается вокруг сказочного домика.
(«Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
Образовательная деятельность:
Познание.
Конструирование:
«Кошкин дом». Цель: Учить стоить модель дома по образцу, предложенному воспитателем. Создавать свои постройки, воспроизводя главные элементы дома: стены, крышу. Обыгрывание потешки «Кошкин дом» с постройкой.
Вторая половина дня:
Художественная литература.
Чтение сказки «Теремок». Драматизация сказки по ролям. Цель: Учить детей передавать отличительные черты каждого героя сказки ( голосом, манерами).
Здоровье. Коммуникация.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчик, пальчик, где ты был». Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Заучивать весёлую потешку. На примере этой потешки, показать,как важна дружба.
Гимнастика пробуждения:
«Ручки – ручки - потягушки.»
Пятница
Тема дня – « Трудолюбие».
Окружающая среда:
Художественная литература
Литературный уголок: Книги с произведениями, используемыми на этой неделе.
Куклы «би- ба- бо» – герои сказок.
Коммуникация.
Уголок развития речи: Сюжетные картинки одной из сказок.
Наборы настольного театра по сказке «Козлята и волк», «Гуси лебеди».
Предварительная работа:
Художественная литература. Коммуникация.
Просмотр мультипликационного фильма «Пузырь, соломинка и лапоть».
Цель: учить воспринимать художественное произведение в различных формах. Понимать его смысл.
Формулировать при помощи воспитателя главную тему произведения.
Образовательная деятельность:
Познание. Социализация.
Предметный мир:
«Предметы сказочного быта» по мотивам сказки «Пузырь, лапоть, соломинка» и других сказок. Цель: Расширять кругозор и словарный запас. Дать представления о тех вещах, которые встречаются в сказках, но незнакомы ребёнку. На их примере, рассмотреть из какого материала они сделаны.
Вторая половина дня:
Социализация. Здоровье. Коммуникация.
Разучивание потешки для одевания «Как по улочке из переулочка бежит серенький коток».
Художественная литература.
Чтение любой полюбившейся сказки за прошедшую неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по формированию морально - нравственных качеств у детей второй младшей группы.
В презентации показаны мероприятия проводимые в рамках проекта....
Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"
Проект для подготовительной к школе группы:"Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"(По сказкам А.С.Пушкина)...
Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"
Проект для подготовительной к школе группы"Сказка -ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок!"...
Методическая разработка Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"
Проект потеме "Сказки" для старшей группы...
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет врем...
Проект «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок»
Проект «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок» Подготовила: Воспитатель Аблязова Лиля БуньяминовнаЧтобы сказки не обидетьНадо их почаще видеть.Их читать и рисоватьИх любить и в н...
Проект: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» для детей младшей группы
В данном проекте дети учатся в сотрудничестве с воспитателем и родителями творчески подходить к развитию своих речевых способностей. Этот проект рассчитан на детей младшей группы.В этом возрасте у реб...