Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Суть пальчиковых игр, особенности, требования к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования пальчиковых игр и требование к ним.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень важны эти игры для развития творчества детей (например, одна рука изображает кошку, а другая домик – бегущая кошка в этот дом). Многие игры требуют участия обеих рук, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз». Много игр с разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками. Уделяя должное внимание играм на развитие мелкой моторики, решают сразу несколько задач. Косвенным образом влияют:
- На интеллектуальное развитие ребенка.
- На эмоциональное развитие ребенка.
- На развитие речи.
- На повышение уровня школьной готовности.
- Готовят к овладению навыков письма.
Если пальчиковым играм уделять ежедневно 2 – 5 минуты, то во многом эти задачи будут решены. Задача взрослых использовать те игры, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребёнка, способствуют его развитию и саморазвитию. Выполняя правильно пальчиковые игры, мы получим хороший результат к оздоровлению и развитию образного мышления.
Пальчиковые игры выполняют несколько функций:
- развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
- релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их содружеству, взаимодействию между собой;
- воспитательную – формируют моральные и нравственные качества;
- обучающую - дают новые знания, умения, навыки и закрепляют их;
- развивающую – развивают внимание, память, мышление, т.е. важнейшие психологические процессы;
- коррекционную – исправляют эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;
- лечебную – способствуют выздоровлению.
От движения к мышлению – это естественный путь для развивающей работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления.
Освоение «пальчиковых игр» подарит детям немало приятных минут и полезного общения.
Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся не только мощным стимулом для развития речи, но и для развития образно – логического мышления и мелкой моторики.
Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами. Практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью «мелкая моторика». Занятие по мелкой моторике – плетение, лепка, рисование, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги картона.
При выполнении всех этих перечисленных видов деятельности используется в основном движение первых трёх пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Два последних пальца – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.
Эффективность таких занятий не слишком велика. Исходя из того, что в «гомунколюсе Пенфилда» (проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга) отражение каждого из пальцев занимает большую площадь, для получения максимального «коэффициента полезного действия», игры и занятия должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля понимания, мы более, чем на треть снижаем эффективность методики (методика Кольцовой М.М.). В привычном занятии по развитию тонкой моторики в основном используют движения сжатия, лишь изредка растяжения и почти никогда расслабления. Этот перекос приводит к повышению тонуса пальцев ребёнка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трёх типов составляющих – и сжатие, и растяжение, и расслабление. Для удовлетворения этих требований подходят народные пальчиковые игры:
- на расслабление;
- на активную роль безымянного пальца и мизинца;
- на изолированное движение каждого из пальцев;
- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, а пальцы другой - другое).
Способы выполнения пальчиковых игр:
- Работать с детьми можно индивидуально и с группой, используя при этом красочные яркие иллюстрации – они помогут быстрому запоминанию содержания игры.
- Читать стихотворения, рассказы к ним.
- Выполнять «пальчиковые игры» по степени возрастания сложности и выполняя их последовательно.
- Объясняя, как выполняется тот или иной элемент игры, надо показать позу пальцев кисти.
- Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует не правильно, надо снова показать ему верную позу.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить, в случае необходимости, ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой, действовать работающей.
- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибание и разгибание. Можно использовать для этого упражнения с резиновыми игрушками и пищалками.
- При выполнении каждого элемента пальчиковой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, выполняя как правой, так и левой рукой.
- Добиваться, чтобы все элементы игр выполнялись ребенком легко, без труда. Чтобы занятия приносили ему радость.
Используя на занятиях игры педагог:
- Создаёт условия для игры (предоставляет игрушки, пособия, место и время).
- Оказывает помощь, но не жёсткое руководство.
- Опосредованно обучает всем ходам воспитательной работы, накоплению содержания игр и игровым умениям.
Таким образом, пальчиковые игры необходимы и важны в развитии ребёнка. При помощи их в дошкольном возрасте развивают механизмы, необходимые для овладения письмом (для подготовки ребёнка к школе), создаются условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развиваются навыки ручной умелости. И ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовет «Особенности использования пальчиковых игр в детском саду»
Доклад на педсовет «Особенности использования пальчиковых игр в детском саду»...
Доклад на педсовете «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
Доклад "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, к...
Выступление на педсовете: "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
Выступление на педсовете: "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольн...
Выступление на педсовете «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
Выступление на педсовете «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»...
Доклад "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
Доклад "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"...
Доклад «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
В этом докладе раскрыты возмржности использования пальчиковых игр в ДОУ...