Доклад "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Воеводина Татьяна Сергеевна

В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voevodina_tatyana_sergeevna.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»

В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопам. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки»«сорока-белобока»«коза рогатая» и другие.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Задачи, которые стоят перед воспитателями, следующие:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения пальчиковых игр. Неоценима роль пальчиковых игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов пальчиковые игры способствуютускорению развития речи.

Мы составили картотеку пальчиковых игр по темам, которую используем в разные режимные моменты: утром до завтрака, перед обедом, после полдника.

Формы работы

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Много интересной информации содержится в научной и учебно-методической литературе, в интернет ресурсах:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчикПальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

Чтобы начать работу по данному направлению мы советуем педагогам:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Провести консультации для родителей и рассказать им о роли пальчиковыхигр в развитии дошкольника.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок»«киска»;

б) Движения сопротивления: игра «хома-хомячок».

2. Движения пальцев, передающие динамические образы«гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.

3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме«кулак-кулачок»«ладушки-ладошки».

4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.

5. Игры с мозаикой.

6. Пальчиковые игры с пластилином.

7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.

8. Действия с толстыми нитками.

9. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

10. Действия с мелкими предметами, игрушками.

11. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

Материалов по пальчиковым играм существует сегодня великое множество, вы сможете подобрать упражнения на любой возраст и любые возможности ребенка.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Для организации систематической работы в данном направлении мы работаем над проектом «Весёлые пальчики» (рассказ о проекте)(Приложение).

Также предлагаем вашему вниманию несколько игр для развития мелкой моторики рук у ребёнка. (Приложение).

Помимо пальчиковых игр вы можете предложить ребенку массу других приятных и полезных развлечений. Замечательно, если дети будут рисовать, когда им захочется, причем делать это можно как традиционно, то есть фломастерами и карандашами, так и пальчиковыми красками.

Целенаправленный, систематический курс пальчиковых игр в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр, гимнастик и упражнений в формировании речи у детей старшего возраста с речевыми нарушениями

Задача данного проекта - систематизировать материал по развитию мелкой моторики рук. Даны диагностические тесты и критерии их оценки.Разработан примерный план проведения пальчиковых игр в старшей и по...

Использование пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей докшольного возраста

использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в развитии речи дошкольников...

Использование пальчиковой гимнастики в течении дня.

Изпользование пальчиковой гимнастики в различных видах деятельности в течении дня с детьми средней группы....

Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...