Выступление на педсовете: "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
материал
Выступление на педсовете: "Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ"
В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_osobennosti_ispolzovaniya_palchikovyh_igr_v_dou.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад №21 "Надежда"
городского округа Ступино
Выступление на педсовете:
«Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
Подготовила:
Ручкина Татьяна
Александровна, воспитатель
г. Ступино, Московской области
2019г.
«Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
В дошкольных учреждениях стремятся совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопам. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
Задачи, которые стоят перед воспитателями:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения пальчиковых игр. Неоценима роль пальчиковых игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов пальчиковые игры способствуют ускорению развития речи.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев:
1. Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»; движения сопротивления: игра «хома-хомячок».
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».
4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
5. Игры с мозаикой.
6. Пальчиковые игры с пластилином.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
8. Действия с толстыми нитками.
9. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.
10. Действия с мелкими предметами, игрушками.
11. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
Материалов по пальчиковым играм существует сегодня великое множество, можно подобрать упражнения на любой возраст и любые возможности ребенка.
При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.
Помимо пальчиковых игр можно предложить ребенку массу других приятных и полезных развлечений. Замечательно, если дети будут рисовать, когда им захочется, причем делать это можно как традиционно, то есть фломастерами и карандашами, так и пальчиковыми красками.
Целенаправленный, систематический курс пальчиковых игр в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...
Выступление на педсовете "Особенности работы воспитателя по формированию взаимодействия семьи и ДОО"
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....
Выступление на педсовете "Особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте"
Конспект выступления на педсовете...
Выступление на педсовете: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педа...
Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...
Выступление на педсовете: "Особенности организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых"
Короткие видео в стихах в исполнении дететй о профессиях.Наш Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому очень ...
Выступление на педсовете «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»
Выступление на педсовете «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ»...