Организованная образовательная деятельность по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гончарова Елена Александровна

Итоговое открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Поможем Маше"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое открытое занятие по развитию речи в старшей группе
"Поможем Маше"

Задачи: 

  1. Развивать речь, расширять кругозор, способствовать развитию  анализа, синтеза, внимания, памяти, мышлении, развивать фантазию.  
  2. Учиться коммуникативности. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения и схемы к ним. 
  3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость. 

Оборудование: Фишки для определения очков, карточки для обозначения звуков, схемы предложения. 

Ход занятия

1. Вводная часть. 

Звучит аудиозапись из мультфильма “Учат в школе ”. Какие мультфильмы про школу или школьников вы смотрели? А давайте сами придумаем новую историю про школьницу и назовем ее Машей.
А вот и наша героиня. Как вы думаете какая она может быть по характеру? (Весёлая или грусная, смешная или серьезная, озорная или спокойная, добрая или злая... 
Наша героиня собралась в школу ,давайте ей поможем.

2. Основная часть. 
1)  Маша собрала в портфель все школьные принадлежности, но не знает как они называются ,давайте ей поможем.
Теперь послушайте и отгадайте загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)
 
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.    (Резинка)
 
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.  (Кисточка)
 
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.   (Пинал)
 
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.  (Книга)
 
Кто я, если прямота
Главная моя черта?  (Линейка)
 
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.  (Тетрадь)
 
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть…  (Пластилин)

2) Вот Маша и добралась до школы. А в школе надо быть внимательной. Маша решает потренировать внимание с помощью игры , давайте вместе с Машей поиграем.
Эта игра требует большого внимания и собранности. 
Маша предлагает найти разные звуки например [О] или любой другой звук.
Воспитатель громко читает любой отрывок из  книги, причем читает медленно и четко. Дети  слушают текст и должны выкрикивать "О!", когда произносится слово, в котором имеется звук [О]. В случае правильной реакции ребенок зарабатывает фишку, в случае ошибки - теряет фишку.
  
3) Молодцы! А что же Маша? Зашла она в класс и увидела на доске какие-то “кирпичики”. Что же это такое? Подскажите Маше. 
Дети: схема предложения.
Правильно, 
Наша речь состоит из предложений. С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства. 
Из чего состоят предложения? 
Дети: из слов.
воспитатель проговаривает любое предложение.
Сколько слов в этом предложении? 
 Придумайте свое предложение. 


4) Теперь Маша узнала, что это схемы предложения. Ребята, давайте вспомним а какие школьные принадлежности Маша положила в портфель, когда собиралась в школу? Давайте будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать. 

Карандаш, резинка, кисточка, пинал, книга, линейка, тетрадь, пластилин.

5) Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Упало у неё настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. 
Физкультминутка.
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) 

6) Из чего состоят слова?     
Давайте  Маше расскажем. 
Дети: Из звуков.                                                               
На какие две группы делятся наши звуки ? 
Дети: на гласные и согласные. 
Как звучат гласные звуки? 
Дети: гладко, легко, они поются, тянутся. 
Давайте перечислим их все. 
Дети: А,О,У,И,Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я                                      
Сколько их?
Дети: 10!  
Какие бывают согласные звуки? 
Дети: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ш,Щ
А согласных сколько 
Дети: 21!
Как мы разделяем согласные звуки?
Дети: Твёрдые и мягкие. 

ИГРА «ТВЕРДОЕ-МЯГКОЕ»
Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, поднимаете синюю карточку , если с мягкого согласного, то зеленую карточку. 


7) Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот” (мячом). 
Дети давайте встанем в кружочек.
Веселый – грустный
Ночь – день 
Добрый – злой 
Крик – шепот 
Сильный – слабый 
Сухой – мокрый 
Тепло – холод

8)  Маша просит вас о помощи, поможем подобрать похожие слова  
Маша благодарит всех за помощь, спасибо большое за правильные ответы и интересные игры, она угощает вас конфетами в знак благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему «Репка»

Программное содержание:Цель: Учить пересказу детей совместно с воспитателем сказки «Репка».Задачи:Образовательные:Формировать лексико-грамматический строй речи, правильное звукопроизношени...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе на тему «Репка»

Конспект организованной образовательной деятельностипо речевому развитию с элементами театрализованнойдеятельности в первой младшей группе на тему «Репка»  Программное ...