"Игры в слова"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ИГРЫ В СЛОВА
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Научить ребенка думать – непростая задача. Чтобы приучить к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает игра со словом. В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесные игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения считать, ориентироваться в пространстве, на развитие самостоятельности мышления, на формирование мыслительной деятельности детей. У детей, особенно старшего дошкольного возраста, начинает формироваться словесное мышление, и его надо развивать. Словесная игра требует использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и т.д. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Словесные игры важны для подготовки детей к школе, так как требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать его. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знание воспитателем самой игры.
Лексическая игра «Наоборот»
В игре ребенок учится подбирать антонимы к словам
А нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … «низко»,
Потом скажу я «далеко»,
А ты ответишь … «близко»,
Скажу теперь я «потолок»,
А ты ответишь … «пол»,
Скажу я слово «потерял»,
Ответишь ты … «нашел».
Теперь: «Начало»- я скажу,
«Нет», - скажешь ты,- «Конец».
Игра с многозначным словом «играет»
Развивать речь ребенка и знакомить с понятием многозначности слова, учить подбирать точные по смыслу слова.
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
Спросить у детей как по-другому можно сказать, как можно заменить слово «играет»
- «Солнце играет лучами» - светит, сияет, блестит…
- «Папа играет на трубе» - выступает…
- «Кошка играет» - прыгает, резвится, ловит клубок, катает клубок…
- «Женя играет» - кормит куклу, укладывает её спать,
одевает её и т.д.
Подбирая слова, ребенок узнает на своем практическом опыте, что слово может иметь разный смысл, учится подбирать слова.
Игра «Подбери рифму»
Сначала нужно объяснить, что такое рифма, как рифмуются слова, а потом играть.
Кошка – плошка
Мошка – ложка
Каша – Маша и т.д.
Игра «Кто больше назовет предметов…» (посуды, одежды, мебели, животных и т.д.)
Игра «Какой бывает дождь»
Обогащение словаря детей новыми словами.
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
Какой бывает дождь? Кто больше услышал слов о дожде? Называем слова из стихотворения.
Можно провести в игровой форме: нарисовать тучку, на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово из стихотворения – одна нарисованная капелька или линия от тучки к цветку. Нужно нарисовать настоящий ливень, т.е. подобрать как можно больше слов из стихотворения о дожде.
Игра «Составь предложение»
Составлять предложения из слов, находя смысловую связь между словами. Например, один ребенок называет слово «трава», а другой «молодая». Можно составить предложение «Из-под снега выглядывает молодая травка».
Игра «Составь предложение на одну букву».
Например: составить предложение на букву К
Коля копал картошку. И т.д.
Игра «Если бы я был…» волшебником, невидимкой, марсианином и т.д.
Входя в конкретный образ, ребенок должен составить рассказ на заданную тему. Если он затрудняется, стоит задать ему наводящие вопросы: что он будет делать, где будет жить, с кем дружить и т.д.
Игра «Словесный сад»
В игре ребенок развивает речь, образовывает новые слова, подбирает и составляет разные производные слова.
Для игры:
-2 картонных листа с изображением деревьев с корнями, ветвями и листьями;
- карточки с однокоренными словами. Красная карточка обозначает главное слово – корень.
На корень дерева кладут красную карточку, а остальные однокоренные слова ребенок в процессе называния укладывает на ветви. Перед тем, как положить карточки со словами, их громко проговаривают. Если ребенок не умеет читать, помогает взрослый или уже читающий ребенок.
Карточки «Слова-корни» и «Слова-родственники»
Лес – лесок, лесной, лесник, лесочек.
Гора – горка, горочка, пригорок, горный, гористый.
Гриб – грибок, грибной, грибочек, грибник.
Вода – водный, водичка, водяной, подводник.
Лист – листва, листок, листик, листочек, листопад, лиственный.
Сад – садовник, садик, садовый, садовод, посадить, посадки.
Снег – снегопад, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный.
Дерево – деревце, деревянный, древесина.
Соль – соленый, соленья, соличка, посолить, рассол.
С использованием материала из интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Дидактическая игра "Найди слово в слове"
В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...
Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...
Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...
Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...