Использование словесных игр в подготовке детей к школе.
консультация по развитию речи на тему

Калинина Юлия Юрьевна

Консультация для воспитателей "Использование словесных игр в подготовке детей к школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование словесных игр в подготовке детей к школе

Подготовка  к школе - не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удолетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребёнком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием  его личного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.

Чтобы ребенок  хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решений познавательных задач, проявление инициативы, любознательности, коммуникативности и в этом неоценимую роль играют словесные игры.

Загадки, считалки, скороговорки,  ребусы, грамматические примеры, анаграммы, кроссворды, магические квадраты, стихи, перевёртыши и другие занимательные игры со словами,  помогают  раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают  существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся  прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

Игры словесные

Словесные игры, проводимые в детском саду, направлены прежде всего на развитие речи детей. В возрасте 2–3 лет малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и самостоятельно выражать собственную мысль.

Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся обобщать предметы по общему признаку, находить сходства и отличия в увиденном, называть изменения, которые произошли с предметами, что, несомненно, пригодится при обучении в школе.

Для того, чтобы игры, направленные на развитие речи, проходили более эффективно, при их проведении необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, сочетать беседу со всеми детьми с индивидуальной, чередовать игры, используя по возможности каждый раз новые.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на свой опыт манипуляции с предметами, углублять знания об этих предметах, т.е. дети должны научиться самостоятельно решать мыслительные задачи – это отгадывать предмет по описанию, описывать признаки сходства и различия, группировать предметы по свойствам, признакам.

В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы, предложенные Бондаренко А.К.:

1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»

2 группа – игры используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3 группа – игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть»

В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

В словесной игре воспитатель может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи.

 Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта.

  Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать – например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать». Хотелось бы особенно отметить игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

 Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

  Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом.

 Игры с мячом:

 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь – дорога, маленький – небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).

 5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

 Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Вот некоторые из игр.

«Когда это бывает?»- взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: -идет снег …зимой; - радуга на небе… летом и т.д.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).

«Что бывает Желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица , -мухомор…гриб.

«Назови, одним словом»

-кошка, собака, корова…домашние животные, звери.

-волк, заяц, лиса…дикие , лесные животные, звери.

«Что третье?» - взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

-крыжовник, земляника….малина

"Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Во время игры, что бы она ни сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до з-х – время, за которое надо ответить или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.

Также целесообразно совмещать игры с движениями.

- я сосчитаю до трех и назову дерево, А ты поскорее беги к нему, да смотри не перепутай: раз, два, три к березе беги (ребенок бежит). Раз, два, три под елку беги.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Предлагаю вашему вниманию часть словесных  игр, ребусов,

кроссвордов, которые использую в своей работе с детьми.

Игра – задание «Назови лишнее слово»
Задание заключается в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.

Например, ведущим выбрано слово  «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

Вот еще несколько вариантов подобных заданий:

1.Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.

2.Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Игра – задание «Найди слово - невидимку»
Ведущий рассказывает, что, оказывается, в некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова- невидимки. Пусть ребята попытаются их найти. Ведущий называет слова, в которых, как он утверждает, и запрятаны слова – невидимки.

Например слова: хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.

Викторина «Цветы»
Ведущий задает детям вопросы про цветы.

Назовите имя царицы всех цветов. (Роза)

Как называется искусство составления букетов? (Икебана).

Какая страна считается родиной тюльпанов? (Голландия).

 По лепесткам, какого цветка принято гадать «любит, не любит»? (Ромашка).

Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (Нектар).

В какой сказке  писателя Маршака в декабре зацветают подснежники? (Двенадцать месяцев).

Если коснуться этого цветка, то кажется, что он может  зазвенеть. (Колокольчик).

Кувшинчики и блюдца, не тонут и не бьются. (Кувшинки, лилии).

Белые дорожки на зеленой ножке. (Ландыш).

Какой цветок принято называть « последней улыбкой осени», а в переводе на русский язык его название означает» звезда»? (Астра).

В каком балете композитора Чайковского звучит «Вальс цветов»? («Спящая красавица»)

Тот игрок, который дал наибольшее количество верных ответов, получает звание Знатока Цветочных наук.

            Игра на внимание «Качества предметов»
В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету.

       Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:

-Что бывает высоким?

Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб.

-Что бывает длинным?

-Что бывает коротким?

-Что бывает широким?

-Что бывает узким?

-Что бывает круглым?

-Что бывает квадратным?

-Что бывает пушистым?

- Что бывает холодным?

-Что бывает острым?

-Что бывает белым?

-Что бывает черным?

        Логическое упражнение « Самое важное»
Ведущий называет разные слова, обозначающие какой - либо предмет, и просят объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него?

Например  дается слово « вода». Чего не может быть без воды? Ребенок дает ответы- реки, водопровода, чая, нельзя умыться и стирать. Уткам нельзя плавать и т.д.

Потом можно предложить ряд других предметов – пусть ребенок вспомнит, для чего или кого они самые главные. Например, карандаш, стекло, кирпич, дерево.

         Игра В.И.Даля «Кузовок»
Эта старинная игра. Все играющие садятся за стол, ставят на него корзиночку и ведущий сначала объявляет:

-Эй, веселая детвора, все пожалуйста сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на  «- ок». Положи вещь на «-ок» и передай соседу кузовок.

Потом ведущий говорит своему соседу по столу, передавая ему корзину: «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «- ок», обмолвишься - отдашь залог».

Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «- ок» « Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я сахарок», «А я  – замок». Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзину залог-платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзину накрывают чем – нибудь и  кто-то  один достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, рассказать стишок.

            Игра - задание «Найди в слове число»
Ведущий называет слова, в составе которых есть имя числительное. Задача детей - услышать и назвать его.

Например, стол, простой, трибуна, сторож,  сорока, подвал, господин, стоянка, одиночество, семья, трио.

             Конкурс «Урожай собирай»
Это простейший конкурс заключается в том, чтобы собрать как можно наибольший « урожай» слов на определенный звук, названный ведущим.

Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках.

Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных.

            Игра «Весь рассказ на одну букву»
Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас.

Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах.

Например, Толя топает топ-топ.

Утка учит утят.

Лошадь любит лакомство.

Дуне досталась долька дыни.

За тем переходить  к связному рассказу. Самой распространенной  «стартовой буквой» считается буква  «п»

           ИГРА «Найди ель»
Ведущий предлагает детям вспомнить слова, в окончании которых есть слово  ель. Победителем становится тот, кто назовет больше слов.

          Игра-упражнение «Тренинг слуховой памяти»

Ведущий читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке.

1.Дом, дерево, солнце, ветер, небо.

2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.

3. Май, лето, среда, весна, сентябрь.

4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака.

5.Море, река, озеро, пруд, болото.

6.Диван, стул, кресло, стол, кровать, шкаф, ковер.

          Игра – задание «Угадай пословицу по ее перевертышу»
Эта игра требует предварительной работы по ознакомлению детей с различными пословицами и поговорками.

В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал - умнее стал». Или «Маленький да удаленький».

Необходимо узнать пословицу по ее «перевертышу», то есть, в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению. Например:

1.    «Поленишься – зверей обидишь». Правильный народный вариант — «Поспешишь - людей  насмешишь».

2.     «Начал безделье - сиди дома робко». Правильный народный вариант - «Кончил дело – гуляй смело».

3.     «С ленью утопишь мясо в реке». Правильный народный вариант - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

4.     «Ненавидишь стоять, ненавидь коньки держать. Правильный народный вариант –«Любишь кататься, люби саночки возить».

5.     «Перед одним волком убегать станешь – всех двух догонишь». Правильный народный вариант - «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь».

6.     « Ворону сказками пичкают». Правильный народный вариант –  «Соловья баснями не кормят».

7.     «С зайцами умирать – не по- заячьи хихикать». Правильный народный вариант- «С волками жить – по- волчьи выть».

8.    « От смелости носы  малы». Правильный народный вариант- «У страха глаза велики».

9.     «Весела ночь до утра, если бездельничать всем». Правильный народный вариант -   «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

10.     «Под луной холодно, от папы зло». Правильный народный вариант-

«При солнышке тепло, при матушке добро».

   Игра  Перепутанные названия
Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга.

          -  «Суп из метелки»;

          -  «Царевна – пчела»;

          -  «Мальчик – великан»;

          -  «Гадкий котенок»;

          -  «Домик-домок»

          -   «Редиска»;

          -   «Волк и семеро поросят»;

          -   «Три волчонка»;

          -   «Лягушка – домоседка»;

          -   «Солнечная королева»;

          -   « Комарище»;

          -   «Иванушка – умник»;

          -   «Подаренная луна»;

          -   «Шар, трубочка и ботинок»;

          -    «По карасьему приказу»;

          -    «Зеленые усы»;

          -    «Иван-царевич и зеленый крокодил».

Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.

 

Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
— Морковь.
-Да!
— Огурцы.
-Да!
— Свекла.
—Да1
— Сливы.
— Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки
Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...
(Зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут'меня...
(Весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я...
(Осень)

Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» — отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:
— Стол стоит... (называет имя ребенка).
— Позади
— Полочка с цветами висит...
— Справа.
— Дверь от нас...
— Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
— Какая рука у тебя ближе к окну?
— Правая.
— Значит, где находится от тебя окно?
—- Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,—отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— уход домой.
Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Словесные игры в подготовке детей к школе" (из опыта работы)

В материале представленны словесные игры, разработанные с использованием схем и моделей, для  воспитания интереса к языку и осознанного отношения детей к языковым явлениям, игры, побуждающие к бе...

Консультация для родителей и педагогов "Словесные игры для подготовки детей к школе".

Консультация для родителей и педагогов "Словесные игры для подготовки детей к школе", не требующих большой подготовки и временных затрат....

Консультация для родителей: «Словесные игры для подготовке детей к школе"

Чтобы ребенок хотел учиться в школе, необходимо развивать у него познвательную активность....

Использование кинезиологического метода в подготовке детей к школе

Использование кинезиологического метода в подготовке детей к школеИспользование кинезиологического метода в подготовке детей к школеРефлексивный анализ опыта работы по теме: «Использование кинези...

Словесные игры для подготовки детей к школе.

Чтобы ребенок хотел и мог хорошо учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность....

Консультация для родителей. «Словесные игры в подготовке детей к школе».

Подготовка ребёнка к школе – не самоцель дошкольного учреждения, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребёнка, способной удовлетворить интересы и потреб...