Эвристическая беседа
занимательные факты по развитию речи (старшая группа) на тему

Филиппова Ирина Владимировна

1.   Почему животные  и птицы бывают «дикими»?

Цель: развивать деятельность программирования связных вы­сказываний в процессе эвристической беседы.

Задачи

Образовательные: вводить в словарь слова, обозначающие логику рассуждения: «во-первых», «во-вторых», «итак», «значит» и т.д.; учить лексическому оформлению диалога; создавать условия для сенсомоторного уровня речи; учить синтаксическому оформле­нию в диалоге.

Развивающие: развивать осознанную речевую активность, аналитико-синтетическую деятельность; произвольность внимания и самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать любознательность и активность в умственной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание альбомов с дикими и домашними животными; беседа о классификационных признаках диких и домашних животных; дидактическая игра «Кто где живет?».

Оборудование: магнитофон; аудиозапись дидактических рассказов; кубики; карточки со знаками «+», «—», «>», «<»; ватман; маркер.

Воспитатель (вносит в группу аудиокассету с записью дет­ских дидактических рассказов и обращается к детям).

Наши дру­зья из другого детского сада придумали новую радиопередачу, ко­торая называется «Почемучка». Хотите ее послушать? (Включает магнитофонную запись.)

1-й ребенок. Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня мы начинаем новую радиопередачу «Почемучка». В ней мы будем искать ответы на разные вопросы. Приглашаем и вас поучаствовать в передаче со своими рассуждениями.

2-й ребенок. Мне очень нравятся ежики. Интересно, ежик — домашнее или дикое животное? Я думаю, что ежик — дикое животное. Во-первых, он живет в лесу, во-вторых, питается мышами, в-третьих, он может выжить и без человека. Он, конечно, может иногда прийти к дому человека и попить там молока, но там он не живет. Значит, это правда, что ежик — дикое животное.

1-й ребенок. Вот так мы вместе рассуждаем. Интересно, снегири — дикие или домашние птицы? А вы как думаете?

Воспитатель. Понравилась ли вам передача? Как вы думаете, почему ее назвали «Почемучка»?

Дети делятся впечатлениями, рассуждают о названии радиопереда­чи, приходят к выводу, что она названа так потому, что в ней ищут ответы на вопросы, размышляют, рассуждают (слово «рассуждают» вос­питатель выделяет интонацией).

Нам тоже предложили поучаствовать в передаче и даже задали вопрос о том, какими птицами являются снегири — дикими или домашними?

Дети соглашаются участвовать в передаче.

Чтобы принять в ней участие, надо уметь рассуждать, т.е. искать ответы на вопросы. Мы уже умеем рассуждать. Тогда давайте еще раз послушаем, как рассуждает мальчик, и нарисуем себе новую подсказку. (Зачитывает рассуждение ребенка.) Мальчик в самом начале сказал: «Я думаю, что ежик дикое животное», т.е. сначала высказал свое мнение, предположение. Мы выкладывали кубики, когда высказывали свое мнение.

Затем он сказал: «Во-первых, он живет в лесу, во-вторых, питается мышами, в-третьих, он может выжить и без человека». Таким обра­зом, мальчик стал доказывать свое мнение, что оно правильное, т.е. «ежик — дикое животное» — это правда.

Потом мы с вами сравнивали, чего больше: доказательств, что наше мнение — правда или доказательств, что наше мнение — неправда.

В конце своего рассуждения мы делаем вывод — правильным было наше мнение или нет.

Окончательно оформляется модель рассуждения, и воспитатель еще раз проговаривает совместно с детьми последовательность.

Воспитатель. Я думаю, мы теперь тоже сможем поучаствовать в радиопередаче «Почемучка». Попробуем порассуждать: снегири -это дикие или домашние птицы? Напоминаю, что вначале надо высказать свое мнение и доказать, что оно правильное, а в конце сделать вывод.

Желающая пара детей начинает диалог на тему «Почему птицы бывают дикими?» (При этом один из детей задает вопрос – а другой отвечает, приводя свои доводы, рассуждая о заданном вопросе)

Воспитатель помогает и обращает внимание на последовательность рассказа по моде­ли, в ходе приведения ребенком доказательств воспитатель предла­гает использовать слова «во-первых», «во-вторых» и т.д., при фор­мулировании вывода — «итак», «значит», «таким образом» и т.д. Рас­суждение записывается на магнитофон.

В конце занятия воспитатель подвод итог и говорит о том, что каждый может попробовать составить свои рассуждения дома с родителями и выбрать для беседы разнообразные темы: «Почему звери не летают», «Почему не все птицы летают?»

При анализе ответов детей воспитатель особое внимание уделяет на такое ответы детей, которые были наиболее полными и подробными в своих рассуждениях. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эвристическая беседа – метод развития речи – доказательства.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности дошкольников на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию  изучаемого материала, практическому испол...

Консультация для воспитателей "Эвристическая беседа - что это такое?"

План: 1.Понятие «эвристическое обучение», его специфические черты.2. Историческая справка3. Применение эвристических методов обучения в детском саду:  их специфика и  возможные сложност...

«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...

Эвристические беседы

примеры эвристичеких бесед для дошкольников...

Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)

Знакомство с предсталениями древних людей о форме Земли. Знакомство с глобусом, его назначением, историей. Проведение эксперимента....

Эвристическая беседа как метод развития речи

в статье раскрыто понятие эвристической беседы, принципы планирования и организации, также представлены планы - конспекты бесед....