Эвристические беседы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
примеры эвристичеких бесед для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskie_besedy.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристические беседы с детьми 5—6 лет
Тема «Эти удивительные одуванчики»
Цель: обучение анализу взаимосвязи некоторых природных явлений, умению выдвигать и обосновывать свои гипотезы; формирование у детей самостоятельности в формулировании выводов и точности высказываний.
Материал: одуванчики, растущие на участке учреждения дошкольного образования.
Ход беседы
Педагог обращает внимание детей на то, что на участке учреждения дошкольного образования растут красивые цветы — одуванчики. Предлагает побеседовать по следующим вопросам:
— Как выглядят одуванчики? (Цветущие, с зонтиком семян и нераспустившимися бутонами.
— Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны? (На открытом месте больше света и теплее, поэтому они раньше появлялись весной напроталинках. За верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтомуодуванчики появились позднее, и только теперь образовались бутоны. А у забора одуванчики цветут, там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет, и отэтого становится немножко теплее.)
— Где раньше пробуждаются и распускаются весной другие растения? (На деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо освещаемых и прогреваемых местах, листья и цветы распускаются раньше. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляютсяраньше, чем в тени, и растут быстрее.)
Педагог предлагает детям нарисовать любое из состояний одуванчика и потом рассказать о нём родителям.
Тема «Мир вещей вокруг нас»
Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.
Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.
Ход беседы
Вопросы:
— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленныеруками человека, есть предметы, сотворённые природой.)
— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.)
— Какими свойствами обладают различные материалы?
— Твёрдые или мягкие?
— Гладкие или шершавые?
— Тяжёлые или лёгкие?
— Прозрачные или нет?
— Притягиваются ли магнитом?
— Нагреваются ли в руках?
— Промокают ли в воде?
Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.
Тема «Особенности произрастания растений»
Цель: обучение поиску ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений.
Материал: картинки с изображениями растений.
Ход беседы
Вопросы:
— Какую пользу приносят растения? (Выделяют кислород, который нужен для дыхания людям иживотным; поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные.)
— Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду иминеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влияниемсолнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей длярастений.)
— Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующийгод появятся новые цветы.)
— Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают кшкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семенарастут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа.
Эвристические беседы с детьми 6—7 лет
Тема «Мир звука»
Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о таком физическом явлении, как «звук».
Материал: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, спички, расчёска, рупор, слуховая труба, часы механические, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч.
Ход беседы
Вопросы:
— Что такое музыка? (Мелодия, напев, мотив, песня.)
— Что такое мелодия? Из чего она состоит? (Из звуков, нот.)
— Что такое звуки? О чём они нам сообщают? (Звуки сообщают о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. Например, разговор по телефону, шум дождя, гулавтомобиля.)
— Какие бывают звуки? (Музыкальные, бытовые и природные; высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные; звуки, издаваемые птицами и животными и т.д.)
— С помощью чего можно передавать звук? (Звук может «бежать» по воде, по металлу, по проводу.)
— С помощью чего мы слышим звук? (С помощью уха.)
— При помощи чего можно усилить звук? (Динамика, микрофона.)
— А если у нас нет таких предметов? (Рупора.)
Педагог предлагает воспитанникам извлечь звуки из имеющихся предметов. Дети проводят опыты с линейкой, проволокой.
Опыт «Дрожалка и пищалка».
1. Ученическую линейку положить на стол так, чтобы один конец выступал за край стола. Прижать с силой конец, находящийся на столе, а по выступающему ударить. Линейка должна издать «бархатистый» звук — дрожит. Чем короче кончик, тем тоньше звук, а чем длиннее — тем «более сердитый».
2. Тонкую проволоку зацепить за что-либо, натянуть. Дёрнуть посередине — проволока загудела. Натянуть сильнее и снова дёрнуть — проволока пискнет тоненько. (Дети обращают внимание на то, что звук издают только дрожащие предметы.)
Тема «Воздух вокруг нас»
Цель: систематизация представления детей о свойствах воздуха; обучение умению ставить вопросы и отвечать на них.
Материал: полиэтиленовый пакет, стакан, кусочек пластилина, салфетка, тарелка с водой, два шарика (один из них надутый, а другой — нет), весы.
Ход беседы
Вопросы:
— Чем мы с вами дышим? (Воздухом.)
— Посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Скажите, в нём что-нибудь находится? (Воздух.)
— У меня на столе стакан. Как вы думаете, в нём есть воздух? Опустим в стакан салфетку и прижмём её ко дну, прикрепив кусочком пластилина. А теперь, повернув отверстием вниз, опустим стакан резко в воду, чтобы он был полностью погружён. Достаём стакан из воды и трогаем рукой салфетку — она сухая. (Воздух не дал войти воде в стакан.)
— У меня два одинаковых шарика, один из них надут. Как вы думаете, они весят одинаково? Положим шарики на чаши весов. Почему одна чаша опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (Воздухимеет вес, надутый шарик тяжелее.)
— Есть ли в камне, земле, меле, кусочке кирпича воздух? (Он есть везде — в комнате, стакане, воде. Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха — всего несколько минут.)
— Надо ли защищать воздух, сохранять его чистоту? (Если воздух грязный, то человек можетзаболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветриватьпомещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев ивоздух чистый, а вблизи дороги он загрязнён выхлопными газами машин. Человек должен охранятьприроду, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.)
— А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдите в раздевалку, там вас ждёт сюрприз — воздушные шары, они наполнены воздухом. (Дети играют с шарами.)
Тема «Наши друзья — птицы»
Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.
Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.).
Ход беседы
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:
— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц? (Ответы детей.)
— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)
— Какое значение имеет для птиц умение летать? (Защита от врагов, поиск пищи, быстроеперемещение на длительные расстояния.)
— Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают припомощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобыбрать пищу.)
Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.
Тема «Живая и неживая природа вокруг нас»
Цель: формирование понятий «живая природа» и «неживая природа»; упражнение детей в умении выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, отвечать на вопросы и делать выводы.
Материал: картинки с изображением кошки с котятами, рака, деревьев с зелёными листьями и во время листопада.
Ход беседы
Педагог напоминает детям, что все предметы на Земле делятся на живые и неживые и предлагает подумать, чем они отличаются друг от друга.
— Какие важные свойства есть у живых организмов? (Они способны расти, залечивать раны, всостоянии размножаться, приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешниераздражители.)
— Приведите примеры, как живые организмы растут. (Из жёлудя вырастает дуб. Из семени вырастаетцветок. Из котёнка вырастает кошка.) Но растёт и сосулька на крыше, можно ли её назвать живой? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела могут залечивать свои раны? (У деревьев вместо старых листьев появляютсяновые. У человека порезанная ранка заживает. У рака на месте оторванной клешни вырастает новая.) Но мы говорим, что «обновляются» и реки: весной они наполняются водой, а летом пересыхают. Значит, они живые? (Нет.) Тогда давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела размножаются? (У человека рождаются дети. У животных рождаются детёныши. Урастений появляются отростки.) Но камень под воздействием ветра, снега, дождя, жары тоже разделяется на множество мелких камешков — как бы «размножается». Значит, камни живые? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела приспосабливаются к окружающей среде? (Растения сбрасывают листья. Зайцылиняют.) Но ручей обогнёт камень, который встретится на его пути. Значит, он тоже умеет «приспособиться» и живой? (Нет.) Давайте рассмотрим ещё одно свойство.
— Как живые тела реагируют на внешние раздражители? (Цветы тянутся к солнцу. Мы, прикоснувшись к горячему чайнику, одёргиваем руку. Голодный человек, почувствовав запах вкуснойпищи, поворачивает голову.) Но магнит притягивает железо. Значит, он живой? (Нет.)
В конце беседы педагог вместе с детьми делает следующие выводы.
— Получается, что все перечисленные нами свойства должны быть одновременно у тела, чтобы назвать его живым. Значит, предметы «живой природы» должны обладать следующими способностями: расти, залечивать раны, размножаться, уметь приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешние раздражители. Если хотя бы одним из этих свойств они не обладают, то это предметы «неживой природы».
Для того чтобы эвристическая беседа проходила более эффективно, педагогам следует обращать внимание на необходимость развития и обогащения представлений ребёнка об окружающем мире (мире людей, предметов, природы, техники, искусства и т.д.) и самом себе. Важно также поддерживать и стимулировать самостоятельность дошкольника, его активное отношение к окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе / С.И. Брызгалова. — Калининград, 1998.
2. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.
3. Гаибова, В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. — 2008. — № 2.
4. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эвристическая беседа – метод развития речи – доказательства.
Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности дошкольников на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому испол...
Эвристическая беседа
1. Почему животные и птицы бывают «дикими»?Цель: развивать деятельность программирования связных высказываний в процессе эвристической беседы.ЗадачиОбразовательные: вводить в словар...
Консультация для воспитателей "Эвристическая беседа - что это такое?"
План: 1.Понятие «эвристическое обучение», его специфические черты.2. Историческая справка3. Применение эвристических методов обучения в детском саду: их специфика и возможные сложност...
«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».
Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...
Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)
Знакомство с предсталениями древних людей о форме Земли. Знакомство с глобусом, его назначением, историей. Проведение эксперимента....
Эвристическая беседа как метод развития речи
в статье раскрыто понятие эвристической беседы, принципы планирования и организации, также представлены планы - конспекты бесед....