Конспект НОД с использованием информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Зимующие птицы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Минченко Наталья Владимировна

Конспект НОД с использованием информационно-коммуникативных технологий. 

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5-6 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, 1-й год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa_tema_zimuyushchie_ptitsy.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Тема: «Зимующие птицы.

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5-6 -летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закрепить знания детей  о зимующих птицах.

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-развивающие:

Учить подбирать слова – признаки к словам – предметам;

Учить подбирать противоположные слова;

Учить детей согласовывать существительные с числительным;

Закреплять умение образовывать грамматическую форму существительного  в родительном падеже единственного числа.

Развивать логическое мышление;

Развивать мелкую моторику;

Развивать слуховое внимание, память через беседу по теме занятия;

Развивать координацию слов и движений на материале стихотворения о птицах.

Коррекционно – воспитательная:

Формировать навыки  взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат: Дети научатся обобщать свои знания по теме «Зимующие птицы».

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Ресурсы: проектор, экран, предметные слайды по теме зимующие птицы, гномик-игрушка Слогонямка, листики, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия

Вводный этап занятия.

Организация деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять,                                                                              (слайд №2)

Становитесь в круг играть,

Будем мячик отдавать

Слова зимние вспоминать.

Дети передают друг другу массажный мячик, прокатывая его в ладонях и называя слова, характеризующие зимние явления природы. (холод, мороз, снег, снежинка, вьюга, метель).

Логопед. Молодцы! Вот оказывается сколько зимних слов вы знаете.

Основная часть.

Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года?(Зима.)

Дидактическая игра «Почини слово».

Логопед. Сегодня мы будем с вами говорить о      ....   .Что такое? Не пойму! Были слова понятные, а сейчас в них нет первого слога. А-а-а, это проделки гномика Слогонямки. Он съел слоги.Да вот же он.                                                                                             (слайд№ 3)

Поможете починить слова?

Дети отвечают. (Да)

Логопед.Я буду говорить неправильные названия птиц, а картинки вам помогут.

Дети отвечают.                                                                                                              (слайд 4-9)

Логопед. Как назвать одним словом, о ком мы будем говорить?

Дети отвечают (о птицах)

Логопед. Какие это птицы?

Дети отвечают (Зимующие птицы).

Логопед.  Правильно, мы сегодня будем говорить о зимующих птицах.

Дидактическая игра «Какая птичка, опиши?»

Логопед. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год. Назовите, а картинки вам помогут.    (слайд№10)

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, эти птицы никуда не улетают от нас. Но есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать. Какие это птицы, перечислите.                    (слайд№11)

Дети отвечают.

Логопед. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам, когда?

Дети отвечают. (прилетают с первым снегом).

Логопед. Какой снегирь, опишите.

Дети отвечают. (У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. А  синичка, какая?

Дети. У синички грудка желтая, а головка и крылья черные.

Логопед. Расскажите, про ворону. Какая она?                                                     (слайд № 12)

Дети отвечают (большая, черная, важная, хитрая).

Логопед. Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это?                                             (слайд № 13)

Дети отвечают.

Логопед. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети отвечают. (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

Логопед. А эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел. Он часто стучит по дереву. Зачем он это делает?                                                                                                   (слайд № 14)

Дети отвечают (дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.)

Логопед. Какой он?

Дети отвечают. (пестрый, большой, быстрый)

Логопед. Про эту птицу вы мне сами расскажете. Какой он?                               (слайд № 15)

Дети отвечают (большой, сизый, воркующий.)

Логопед. Слогонямке понравилось, как вы рассказали про птиц и хочет с вами поиграть. Разрешим ему?

Дети отвечают (да)

Упражнение «Какой птички не стало»

Логопед. Поиграем в игру «Какой птички не стало?»

Дети отвечают.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку, кто на ней изображен?          (слайд № 16)

Дети запоминают. Потом меняется слайд и одной птички нет.                           (слайд № 17)

Логопед. Какой птички не стало?».

Дети отвечают.

Логопед. Молодцы, правильно заметили.

Динамическая пауза.

Логопед. Немного отдохнем и Слогонямка вместе с нами. Я превращаю вас в зимующих птиц, вы будете делать, то о чем я говорю.

Дети выполняют движения по тексту.

Динамическая пауза. "Птички"

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели

 И на место сели.

(Имитируют руками взмахи крыльев

и совершают повороты туловища в стороны)

(Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам)

(Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

(Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

(Повороты головы вправо – влево)

(Имитируют руками взмахи крыльев)

Дети садятся на стульчики.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Логопед. Слогонямке понравилось играть с нами, и он тоже хочет с вами поиграть в игру «Скажи наоборот», а картинка поможет.                                                              (слайд№ 18)

Дети проговаривают предложения с логопедом и со Слогонямкой.

Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"                                                            (слайд № 19)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

(Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

Дидактическая игра «Посчитай-ка».

Логопед. Слогонямке очень захотелось их посчитать. Поможем?

Дети отвечают.

Логопед. Какие птицы прилетели к кормушке?

Дети отвечают. (синицы, воробьи, снегири).

Дети вместе со Слонямкой считают птиц.

Логопед. У нас получилось: 5 синиц, 2 снегиря, 4 воробья.

Составление предложений по картине

Логопед. Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

Дети отвечают.

Логопед.  Как называется домик с кормом для птиц?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Дети отвечают.

Логопед. Какие птицы прилетели к кормушке?

Дети отвечают.

Логопед. Почему нужно помогать птицам зимой?

Дети отвечают.

Логопед. Молодцы, очень хорошие предложения составили по картине.

Логопед. Я раздам вам листочки, на них контуры нескольких зимующих птиц. Детям за первым столом нужно найти и обвести по контуру снегиря красным карандашом, а детям за вторым столом голубя синим карандашом.

Дети выполняют работу.

Логопед. Вот и гномику Слогонямке пора домой возвращаться. Вам понравилось играть с гномиком?

Дети отвечают.

Логопед. Чтобы он про нас не забывал, давайте подарим ему снегирей и голубей. А Слогонямка подарит нам эту картину с зимующими птицами.

Дети прощаются с гномиком.

Заключительная часть занятия.

Логопед. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили?

Дети отвечают.

Логопед. Каких зимующих птиц вы запомнили?

Дети перечисляют.

Логопед. Вы хорошо сегодня поработали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с использованием современных технологий Информационно-коммуникативная технология Тема "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и пове...

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе с использованием личностно-ориентированных, игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий. Тема: «Чудесный мешочек»

Цель занятия: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.Дидактические задачи:1.Обогощать в играх чувственный опыт детей.2. Развивать внимание, зрительную память и тактильные ощущения.3.За...

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникативной технологией (вторая младшая группа ) на тему: «Моя семья».

Программные задачи:Формировать правильное представление о семье.Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге и любят друг друга....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Обобщать знания детей о зимующих птицах.Интеграция областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Социально-коммуникативное развитие- Физическое развитиеЗадачи:Расширять представления о м...