"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"
статья на тему
"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой" - доклад на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_cherez_oznakomlenie_s_prirodoy.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь своих воспитанников, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.
Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
В. А. Сухомлинский как нельзя точно подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».
Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе
- наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
- специально – организованные ситуации,
- игры, которые способствуют повышению внимания, интереса и к речевой активности.
В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Что нужно растениям», «Кто в лесу живет?» и т.д. Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например: «Узнай по запаху», «Угадай на вкус», «Что в мешочке» и др.
Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Летает - ползает - прыгает" и др., развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.
Строительные игры с песком (снегом), водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения.
При построении образовательного процесса я использую дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", ""Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Чьи следы?", которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.
Во время прогулок на участке детского сада, я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.
Роль родителей в этом вопросе играет очень важное значение. Поэтому на родительских собраниях, консультациях, в беседах рекомендую поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.
Ознакомление с природой способствует расширению и активизации словарного запаса моих воспитанников, способствует формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
Список литературы:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.
2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.
3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.
4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.
6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.
8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.
9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.
10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.
11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.
12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью педагогической идеи является овладение детьми речью как средством общения и культуры при...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"
Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....
Сообщение на ГМО для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомления с природой"
Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешестви...
«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
laquo;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой
выступление на семинаре в ДОУ...