"Формирование фонематического восприятия у дошкольников"
презентация по развитию речи по теме
семинар-практикум для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskogo_slukha.doc | 51.5 КБ |
formirovanie_fonematicheskikh_predstavleniy.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«Формирование фонематического восприятия у дошкольников»
подготовила и провела
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад «Родничок»
Куделина Ю.Ю.
г.Сухиничи
Формирование фонематического восприятия у дошкольников
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно становятся «молчунами», а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютерам. Современный ребенок много знает, а восприятие и воображение его менее продуктивно.
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и семье – это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.
Однако следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Фонематическое восприятие – это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
- умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
- умение определять место положения звука в слове;
- умение определять последовательность звуков и их количество.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия. В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Также необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого дошкольника.
I этап – узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Предлагаемые дидактические игры можно использовать в работе с детьми от 3 лет. Естественно, при значительных нарушениях фонематического слуха у детей более старшего возраста коррекционную работу целесообразно начинать также с этих простых упражнений. («Отгадай, что звучит?», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Похлопаем» и др.).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
На данном этапе предлагаются следующие игры: «Узнай свой голос», «Далеко-близко», «Угадай, кто сказал» и др.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу
«Слушай и выбирай».
Оборудование: предметные картинки «ком», «сом», «лом», «дом».
Ход игры. Логопед раскладывает перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Верно-неверно».
Оборудование: картинки с изображением различных предметов.
Ход игры. Логопед показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву («форота», «корота», «морота», «ворота», «порота», «хорота»). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Похожие слова».
Ход игры. Ребенку предлагается повторить за логопедом по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:
пень — день
топот — кубик
майка — байка
фантик — бантик
лифт — банан
обеды — победы и т.д.
«Съедобное-несъедобное».
Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию, ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
банан – диван – барабан
пироги – сапоги – утюги
лимон – вагон – бульон
мед – компот – плот
виноград – мармелад – фотоаппарат
пирожок – творожок – горшок
калач – кулич – циркач
жакет – букет – пакет
IV этап — дифференциация слогов
Для этого этапа Татьяна Александровна Ткаченко создала специальную систему упражнений, которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
Упражнение 1
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА’ — ТА —ТА
ТА — ТА’ — ТА
ТА — ТА — ТА’
Упражнение 2
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными
гласными звуками:
ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
и т. п.
Упражнение 3
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными
согласными звуками:
ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА
затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 4
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
а) по два слога:
ПА — БА
ТА — ДА
ФА — ВА
б) по три слога:
ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 5
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:
ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
Упражнение 6
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного
звука (для образования стечения):
ПА — ТПА
ТА — ПТА
ФА — ТФА
ТА — ФТА
затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 7
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух со-
гласных звуков и разными гласными:
ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ
КТА — КТО — КТУ — КТЫ
ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ
и т. п.
V этап — дифференциация фонем
Работу на данном этапе необходимо начинать с дифференциации гласных звуков. Можно предложить следующие дидактические игры: «Поймай звук», «Повтори» (АО, АИУ, АОИУ), «Найди одинаковый звук» и т.п.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
«Сколько звуков». Ход игры. Логопед называет один, два, три звука, а ребенок на слух
определяет и называет их количество.
«Кто первый?» (определить первый звук в слове)
«Где звук живет» (в начале, середине или конце слова).
«Кто больше». В эту игру лучше играть с двумя-тремя или более детьми. Логопед предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук, за каждое придуманное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
«Отгадай слово». Ход игры: Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, логопед сообщает ребенку, что из слов убежал звук «л», и просит отгадать, какие это были слова: «.ампа, мы.о, .ук, ку.ак».
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
Цель представленных игр и упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вскоре будет заметно, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука. Это особенно важно для детей с речевыми проблемами. Данные игры и упражнения должны стать неотъемлемой частью комплексного подхода к коррекции звукопроизношения.
Используемая литература:
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.
Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и семье - это развитие фонематического восприятия. ► Фонематическое восприятие - это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. ► Фонематический слух - это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке, в словах близких по звучанию.
Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия: Умение определять наличие или отсутствие звука в слове; Умение определять место положения звука в слове; Умение определять последовательность звуков и их количество.
Этапы развития фонематического восприятия : I этап — узнавание неречевых звуков; II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап — дифференциация слогов; V этап — дифференциация фонем; VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
I этап — узнавание неречевых звуков Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Предлагаемые игры: ► «Отгадай, что звучит?» ► «Шумящие мешочки» ► «Волшебная палочка» ► «Похлопаем» ► «О чем говорит улица?»
На данном этапе предлагаются следующие игры : ► «Узнай свой голос» ► «Взрослый или детеныш» ► «Далеко-близко» ► «Угадай, кто сказал» и др. II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
► «Слушай и выбирай» ► «Верно-неверно» ► «Похожие слова» ► «Съедобное-несъедобное» III этап — игры на различение слов, близких по своему звуковому составу
Упражнение 1 Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: ТА’ — ТА —ТА ТА — ТА’ — ТА ТА — ТА — ТА’ Упражнение 2 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: ТА — ТО — ТУ Упражнение 3 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными ТА — КА — ПА КА — НА — ПА IV этап — дифференциация слогов специальная система упражнений
Упражнение 4 Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости: а) по два слога: ПА — БА б) по три слога: ПА — БА — ПА Упражнение 5 Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости: ПА — ПЯ Упражнение 6 Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения): ПА — ТПА Упражнение 7 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ КТА — КТО — КТУ — КТЫ
V этап — дифференциация фонем Работу на данном этапе необходимо начинать с дифференциации гласных звуков. Можно предложить следующие дидактические игры: ► «Поймай звук» ► «Повтори» ► «Найди одинаковый звук» ► «Фломастеры»
► «Кто первый?» ► «Сколько звуков» ► «Где звук живет?» ► «Цепочка слов» ► «Кто больше» ► «Отгадай слово». VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Таким образом , проведение специальных игр и упражнений будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
Используемая литература: Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников».
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произно...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»
Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР
Данная разработка адресована Учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям....
Выступление на семинаре " Формирование фонематического восприятия у дошкольников"
Выступление на семинаре "Формирование фонематического восприятия у дошкольников"...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Звуки К-КЬ."
Занятие разработано для обучения подгруппы детей старшего возраста с ОНР. Решаются задачи по формированию фонематического восприятия, закрепляется понятие гласный-согласный звук. Дети знакомятся ...
Методическая разработка к занятию НОД по формированию фонематического восприятия у дошкольников ОНР с Использованием современных технологий. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».
Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ для детей с ТНР ОНР....