игры по развитию речи
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Звук “Ж”
При произнесении звука “Ж”:губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм,кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.
“Дудочка”
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
”“Чашечка
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Предварительный просмотр:
Звук “З”
При произнесении звука “З”:губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы,
передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам,
вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук З.
“Улыбка”
Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Звук «з»
Предварительный просмотр:
Звук “Р”
При произнесении звука “Р”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук Р.
“Окошко”
Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Лошадка”
Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
“Грибок”
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка”
Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Красим верхний заборчик”
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Молоточек”
Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.
“Пулемет” Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:
“Д-д-д-д”.
“Моторчик”
Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....