Развиваем речь у детей от рождения до школы
статья по развитию речи по теме

Речь как форма общения развивается в дошкольном детстве. Основной её этап осуществляет Дошкольное Учреждение. В каждом детском возрасте есть наиболее важные проблемы в развитии речи детей. Что же необходимо делать педагогам, чтобы помочь ребёнку правильно сформировать навыки общения со сверстниками и взрослыми, как подготовить его «взрослой», самостоятельной жизни в социуме?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_detey_ot_rozhdeniya_do_shkoly.docx220.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ У ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

Евтюхова Светлана Борисовна, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 г.Санкт-Петербурга

Речь как форма общения развивается в дошкольном детстве. Основной её этап осуществляет Дошкольное Учреждение. В каждом детском возрасте есть наиболее важные проблемы в развитии речи детей. Что же необходимо делать педагогам, чтобы помочь ребёнку правильно сформировать навыки общения со сверстниками и взрослыми, как подготовить его «взрослой», самостоятельной жизни в социуме?

  Родившись, ребёнок издаёт свой первый крик. Это сложно назвать речью, этот звук инстинктивный, является физиологической потребностью.                    

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

У ребёнка первого года жизни идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Слуху принадлежит основная роль в усвоении речи, так как возможность её возникновения и дальнейшее развитие зависят, прежде всего, от состояния слуха.

 Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной  основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи. Ребёнок должен слышать голос взрослого, ласковый голос мамы. Недаром с давних времён матери поют колыбельные, укачивая своего малыша в люльке.

Часто применялись на практике потешки, пестушки, которые очень помогали успокоить, отвлечь, развеселить плачущего ребёнка.

К концу первого года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки:  гласные а, у, и, некоторые согласные м, п, б, н, т, д, к, г.

На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение (например, ребенок, прося у матери машину, произносит: «Би-би»).

К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать): усвоение лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми он постоянно имеет отношение, действует во время игры; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произнесение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

Для развития речи в современной семье мало возможностей. Здесь сказывается повышенная занятость родителей, присутствие в досуге ребёнка гаджетов, которые, несомненно, очень интересуют детей, но пагубно сказываются на его эмоциональном и психическом развитии.

 Как известно, речь развивается только в условиях социума, поэтому одной из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте является коммуникативная функция или функция общения.

Основной этап развития речи осуществляет дошкольное учреждение. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература.                                

Начиная с ясельного возраста необходимо использовать в работе с детьми игры на звукоподражание («Чудесный мешочек», «Кто как кричит?»), игры на развитие мелкой моторики («Собери бусы», «Разложи по коробочкам»), пальчиковую гимнастику («Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик»), логоритмические упражнения. Это способствует не только развитию речи детей, но и развивает двигательную активность, логическое мышление.  

В младшем дошкольном возрасте потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где собачка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т. п. На третьем году жизни ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным («кошка спит»). На занятиях по развитию речи в младшей группе нужно особое внимание уделять описанию предмета, игрушки. Помогать ребёнку с помощью наводящих вопросов и создании проблемных ситуаций составлять рассказ об игрушке, описывать предмет, употребляя в речи прилагательные (холодный, пушистый, мягкий), местоимения, числительные (один, два), притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами.

 Ребенок четвертого года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается).

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

У детей возраста средней группы начинают формироваться коммуникативные навыки со сверстниками. Дети общаются друг с другом в сюжетно-ролевых, в подвижных играх.  В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение у детей, развивается фонематический слух.

Ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук.  В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двухстишия. Хорошо проводить работу по произношению с детьми чистоговорок, скороговорок. Это способствует совершенствованию чистоты речи, развивает память, речевой слух.

В старшем и подготовительном к школе возрасте речь детей практически ничем не отличается от речи взрослого. Иногда могут встречаться случаи, когда у ребёнка возникают затруднения в произношении новых слов или словосочетаний. На занятиях по развитию речи используются все формы работы: звуко-буквенный анализ слов, составление рассказа по картине, отгадавание ребусов, сочинение сказок. . Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры («заря занималась»). Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребёнок  может точно, подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг.

Итак, можно сделать вывод, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Ведь, мыслительная деятельность невозможна без речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям с рождения до школы»

Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям с рождения и до школы....

Статья "Развитие речи детей от рождения до школы"

В статье раскрываются возратные особенности речевого развития детей дошколного возраста и важность развития речи на кажом возрастном этапе...

«Чтение художественной литературы детям с рождения до школы»

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

"Развиваем моторику - развиваем речь" (для детей 5-7 лет) авторское пособие

Представленное  пособие предназначено для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данного пособия  развитие речи, обогащение словаря детей с ОНР через общую и мелкую моторику. Актуальность...

«Музыкальные способности детей от рождения до школы.»

Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Врождёнными могут быть лишь анатомо- физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же...

Календарно-тематическое планирование старшая группа. По Развитию речи по программе "" От рождения до школы"

Календарно-тематическое планирование старшая группа. По Развитию речи по программе "От рождения до школы"...