"Развиваем моторику - развиваем речь" (для детей 5-7 лет) авторское пособие
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филатова (Гуменюк) Ольга Николаевна

Представленное  пособие предназначено для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данного пособия  развитие речи, обогащение словаря детей с ОНР через общую и мелкую моторику. Актуальность  пособия заключается  в том, что некоторые из предложенных в данной методической разработке виды упражнений относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Это – пальчиковая гимнастика. Каждое упражнение позволяет легко усваивать лексический материал, активизировать и усовершенствовать имеющийся словарь, развивать общую и мелкую моторику. Данное пособие позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Методическое пособие содержит в себе 24 лексические темы. В каждой теме представлены упражнения на развитие общей и мелкой моторики, которые способствуют закреплению речевого материала.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_motoriku_-_razvivaem_rech.doc966.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Развиваем моторику – развиваем речь.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Казань


Печатается по решению расширенного заседания методического совета Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Автор-составитель:

О.Н.Филатова, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 291 комбинированного вида» Московского района города Казани

Рецензент – к.п.н. доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ИПО К(П)ФУ  И.А.Нигматуллина

Представленное на рецензию авторское методическое пособие предназначено для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данного пособия  развитие речи, обогащение словаря детей с ОНР через общую и мелкую моторику. Актуальность предложенного автором методического пособия заключается  в том, что некоторые из предложенных в данной методической разработке виды упражнений относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Это – пальчиковая гимнастика                                                                                        Особенностью рецензируемого пособия является кропотливая работа  учителя-логопеда, где каждое упражнение позволяет легко усваивать лексический материал, активизировать и усовершенствовать имеющийся словарь, развивать общую и мелкую моторику. Данное пособие позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению.

Методическое пособие содержит в себе 24 лексические темы. В каждой теме представлены упражнения на развитие общей и мелкой моторики, которые способствуют закреплению речевого материала.                                                                                      Методическое пособие «Развиваем моторику – развиваем речь» апробировано и используется с 2009 года в практике МАДОУ «Детский сад № 291»  г.Казани.

Данное методическое пособие рекомендуется к реализации в работе воспитателей коррекционных групп, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста.

Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. Доказано, что развитие речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.        Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте такие авторы, как Ткаченко Т.А., Лопухина И.С., Цвынтарный В.В. Авторы предлагают использовать пальцевые упражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физкультминутки. При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их может быть 1-2 по 2-3 минуты. Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.                Физкультминутки и пальчиковая гимнастика положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы Проведение физкультминуток и пальчиковой гимнастики предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта. Проанализировав имеющийся опыт проведения физкультминуток и пальчиковой гимнастики, можно сделать вывод, что активизацию двигательной активности обучающихся можно эффективно внедрять в непосредственную образовательную деятельность. Все физкультминутки и пальчиковая гимнастика сгруппированы по лексическим темам, то есть их можно назвать тематическими.                                                Актуальность: Использование тематических физкультминуток и пальчиковой гимнастики в непосредственно образовательной деятельности является эффективным средством закрепления знаний детей. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физкультминуток и пальчиковой гимнастики активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий, что способствует закреплению темы занятия.

                                          ОВОЩИ.

Урожай

В огород пойдём, урожай соберём.        

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем                

«Таскают»

И картошки накопаем.                        

«Копают»

Срежем мы кочан капусты,        

«Срезают»

Круглый, сочный он и вкусный.                

Показывают круг руками (три раза).

        ***

У Лариски – две редиски.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки сорванца – два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,                

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трём,                        

Трём правым кулачком по левой ладони.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки. 

Мы капусту жмём.      

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулак.

***

Вырос у нас чесночок,        

Указательный

левая рука                                 

Перец, томат, кабачок,                

Средний

Тыква, капуста, картошка,        

Безымянный

Лук и немножко картошки.                

Мизинец 

Овощи мы собирали,

Мизинец

правая рука

Ими друзей угощали,                

Безымянный

Квасили, ели, солили,

Средний    

С дачи домой увозили.            

Указательный

Прощай же на год,              

Большой палец левой руки

Наш друг - огород.                  

Большой палец правой руки

Массаж (самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца;

направление движений - от ногтевой фаланги к основанию пальца. 


ФРУКТЫ.

***

Как румян осенний сад!        

Лёгкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.                  

Руки поднять вверх

Краснобоки, краснощёки,          

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких        

Руки поднять вверх.   

Точно солнышки горят.          

Соединить руки в круг («солнышко»).

Вот так яблоко

Руку протяните, яблоко сорвите.            

Дети имитируют движения.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Компот

Будем мы варить компот,                

Левую ладошку держат «ковшиком».

Фруктов нужно много. Вот:          

Указательным правой «мешают».

Будем яблоки крошить,                

Загибают по одному пальцу, начиная с большого

Грушу будем мы рубить,              

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

Опять «варят» и «мешают»

Угостим честной народ.

В сад за сливами

Толстый палец и большой

Дети разгибают пальцы по очереди.

В сад за сливами пошёл,

Указательный  с порога указал ему дорогу.

Средний палец - самый меткий

Он сбивает сливы с ветки

Безымянный – собирает,

А мизинчик- господинчик

В землю косточки бросает

Апельсин

Я очищу апельсин,

Изобразить.

На тарелке он один,

"Тарелка".

Ну а после разломлю,

Изобразить.

Всем знакомым разделю.

Движения кистями вперёд, к груди.

Апельсин

Мы делили апельсин.                

Покрутить сжатым кулачком левой руки,

растопырить пальцы правой руки.

Много нас, а он один.            

Поднять указательный палец левой руки,

остальные пальцы сжать.

Эта долька для ежа.

Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут

Эта долька для чижа.  

Отогнуть безымянный палец

Эта долька для утят.                

Отогнуть средний палец.

Эта долька для котят.            

Отогнуть указательный палец.

Эта долька для бобра.    

Отогнуть большой палец.

А для волка - кожура.            

Ладонь повернуть тыльной стороной кверху,округлив пальцы, и погладив кожуру.

Он сердит на нас. Беда!          

Ладони соприкасаются основаниями, чуть  

согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки - как волчьи зубы.

Разбегайтесь кто куда!            

Руки "разбегаются" по столу или по                      коленкам, стуча пальцами.

***

На базар ходили мы,            

Мизинцы

Много груш там и хурмы,

Безымянные

Есть лимоны, апельсины,  

Средние

Дыни, сливы, мандарины,    

Указательные

Но купили мы арбуз -            

Большие

Это самый вкусный груз!      

Пальцы сжимаются в кулак, а большой  отводится  вверх.

Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

Яблоки

Руки поднимаем, яблоки срываем.  

Имитируют движения по сбору плодов

Руки опускаем, в корзину собираем.        

Руки поднимаем и в корзину убираем.


ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ.

Листочки

Мы листики осенние,                

Плавное покачивание руками вверху над головой.                 

На ветках мы сидим.                

Дунул ветер - полетели.                      

Руки в стороны.   

Мы летели, мы летели                        

И на землю тихо сели.            

Присели.

Ветер снова набежал              

Плавное покачивание руками над головой.

И листочки все поднял.

Встали

Закружились, полетели            

Кружатся, руки в сторону

И на землю снова сели.

Дети садятся по местам.

***

Листья осенние тихо кружатся,              

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны                                                                            

Листья нам под ноги тихо ложатся,        

Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,          

Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят.            

Поднимаются, кружатся. 

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,          

Ходьба с высоким подниманием коленей.

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки.

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал?

***

У сосны, у пихты, ёлки                          

Ребёнок катает между ладонями колючий мяч или круглую щётку для  волос.

Очень колкие иголки.                            

Но ещё сильней, чем ельник              

Вас уколет можжевельник

***

Дует, дует ветер, дует, задувает.      

Энергичные взмахи руками.

Жёлтые листочки с дерева срывает.    

Имитация срывания листьев.

Падают листочки прямо нам под ножки.              

Наклон вперёд, руки касаются ног.

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клён качает,

Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два – наклон

Зашумел листвою клён.

***

Ветер по лесу летал,            

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:  

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,    

Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

Вместе по лесу идём.

Вместе по лесу идём,                  

Ходьба на месте.

Не спешим, не отстаём.              

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!                

Потягивания – руки в стороны.

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр                    

Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой и наоборот – правой ступни левой рукой.

И направо и налево.                  

К небу ручки потянули,              

Потягивания – руки вверх.

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели        

Дети садятся.

И на место снова сели.

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,                          

Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.

К небу тянется она.                              

Тополь вырос рядом с ней,                

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,                      

Наклоны корпуса вперёд – назад.

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд,                

Рывки руками перед грудью. 

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать-                  

Приседания

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души                      

Дети идут на месте.

И на место вновь спешим.

***

На берёзе, на осине                    

Поочерёдно сильно сжать пальцы на правой, левой руках. 

Догорели листья…                      

Дунул ветер, и рябина                

Разжать и тихонько положить на стол руки.

Уронила кисти…                          

Дождик моет жёлтый луг            

Поглаживание кисти правой, а затем левой руки.

Ржавый и шершавый                    

Ржавый и шершавый                    

Спокойно положить руки на стол.

-Уф!... Отдохну, пожалуй…  


ГРИБЫ. ЯГОДЫ.

Гриб

Саша шёл - шёл -шёл,                    

Имитировать движения грибника:

идти, нагибаться и класть грибы в кузовок.

Белый гриб нашел,

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

***

Вылезли на кочке                          

мизинец

правая рука     

Мелкие грибочки:                          

безымянный

Грузди и горькушки,                      

средний

Рыжики, волнушки.                      

указательный

Даже маленький пенёк                

большой

Удивленья скрыть не мог.

большой

левая рука                       

Выросли опята,                            

указательный

Скользкие маслята,

средний

Бледные поганки                          

безымянный

Встали на полянке                      

мизинец                   

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку - разминание подушечки одного пальца).

За грибами

Солнце утром встало рано,      

Ладони скрестить, пальцы широко -

солнышко.

Всех детишек приласкало.        

За грибами мы пошли.        

Пальцы  "идут" по столу, коленям.

Три лукошка принесли.    

Показать три пальца.

Опята

На пеньке живёт семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, братья, я.                

Ладошку снимают, пальчики поочерёдно    разжимают.

Дом у нас один, а крыша          

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.                

«Крыша» из ладошек.

По ягоды

Мы шли, шли, шли,              

Маршируют, руки на поясе.

Бруснику нашли.                  

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, и наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,    

Маршируют.

Мы идём искать опять.    

Наклоны вперёд, руки касаются носков.


ОСЕНЬ.

Ветер

Ветер дует нам в лицо,              

Имитируют дуновение ветра

Закачалось деревцо.                  

Качаются из стороны в сторону

Ветер тише, тише, тише,            

Приседают

Деревцо всё выше, выше.          

Выпрямляются, тянутся кверху

Дождик

Дождик, дождик, что ты льёшь?    

4 хлопка.

Погулять нам не даёшь.                

Притопы.

Дождик, дождик, полно лить,          

4 хлопка.   

Деток, землю, лес мочить.          

Прыжки на месте.

После дождика на даче                

Ходьба.     

Мы по лужицам поскачем.            

Прыжки через лужицы.


ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА.

Руки в стороны

Руки в стороны, в кулачок,

Выполняют действия по тексту

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук- тук-тук, тук- тук-тук,

Повернёмся мы вокруг        

Солдатик

На одной ноге постой-ка,              

Руки на поясе, постоять на правой ноге.    

Будто ты солдатик стойкий.          

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,          

То же - на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,          

Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево. 

Если ты солдатик бравый.          

Зарядка

Руки в стороны поставим.

Стоя ноги врозь, руки в стороны.

Правой левую достанем.

Поворот влево, правой ладошкой

сделать хлопок по левой ладошке.

А потом – наоборот,            

Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке.  

Будет вправо поворот.          

Раз – хлопок, два – хлопок,      

Делая хлопки, повернуться вокруг себя.

Повернись ещё разок!            

Раз-два-три- четыре,              

Хлопки в ладоши. Приподнять плечи руки развести в стороны.

Плечи выше, руки шире!        

Опускаем руки вниз            

Плавно опустить руки вниз.

И на корточки садись!          

Присесть на корточки.     

***

Левой ручкой – по плечу,

Действия по тексту.

Правой ручкой – покручу.

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

***

Руки кверху поднимаем,          

Руки вверх.

А потом их опускаем,                

Руки вниз

А потом их разведём                

Руки в стороны.

И к себе скорей прижмём.    

Руки вниз, прижать к бёдрам.   

А потом быстрей, быстрей,        

Хлопки в ладоши.

Хлопай, хлопай веселей.      

Любопытная Варвара

Любопытная Варвара

Поднимаем и опускаем плечи.

Смотрит влево,

Дети поворачивают корпус влево.

Смотрит вправо,

Поворачивают корпус вправо.

Смотрит вверх,

Поднимают голову вверх.

Смотрит вниз,

Опускают голову.

Чуть присела на карниз,

Выполняют лёгкие полуприседания.

А с него свалилась вниз.

Резко приседают.

Ладушки

Ладушки, ладушки,

П о о ч е р ё д н о: Поворот вправо, левой  ладошкой сделать хлопок по правой ладошке; поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок  по левой ладошке.         

Мы пекли оладушки.

Испекли мы целых            

Пять.                                

Показываем пять пальчиков.                            

Один кошке надо дать.    

Отводим правую руку в сторону, показывая один (указательный) палец. 

Один коту                  

Отводим левую руку в сторону, показывая один (указательный) палец.

С усами.                      

Показываем усы.

Три

Показываем три пальчика.       

Съедим мы сами!            

Поглаживаем живот.

***

Руки подняли и покачали –

Руки через стороны поднять вверх, 

покачать ими вправо – влево.

Это деревья в лесу.  

Руки согнули, кисти встряхнули –    

Опустить руки к плечам, встряхивая 

кистями, опустить руки вниз.

Ветер сбивает росу.                

В стороны руки.                        

Поднять руки в стороны.

Плавно помашем –                  

Взмахи руками, как крыльями.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –  

Неглубокое приседание.

Крылья сложим назад.                

Руки завести за спину, соединяя ладошки вместе

Волшебный сон.

Реснички опускаются,                  

Релаксация.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Маланья

У Маланьи, у старушки

Хлопки в ладоши: то правая, то левая  рука сверху. 

Жили в маленькой избушке    

Сложить руки углом, показывая «избушку». 

Семь сыновей,                  

Показать семь пальцев. 

Все без бровей,                    

Очертить брови пальцами. 

Вот с такими ушами,                

Расставленные в стороны ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами,              

Показать длинный нос двумя ладонями с расставленными в стороны пальцами.

Вот с такой головой,                

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!                

Показать руками большую окладистую бороду. 

Они не пили и не ели,              

Одной рукой поднести ко рту «чашку»,другой – «ложку».

На Маланью всё глядели        

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так…              

Дети показывают загаданные действия.

Подними ладошки

Подними ладошки выше                

Дети складывают руки над головой. 

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше,              

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочерёдно опуская кисти рук.    

А потом сложи дугой.                  

Кто же вышел?

Вышли гуси-

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше                  

Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».  

И сложи перед собой.                    

Что же выше? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Зарядка

Мы ногами – топ-топ.                

Движения выполнять по содержанию текста

Мы руками – хлоп-хлоп.              

Мы глазами – миг-миг.                

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Мы плечами – чик-чик.                

Руки на поясе, плечи вверх-вниз.

Раз – сюда, два – туда,                                

Руки на поясе, глубокий поворот вправо-влево

Повернись вокруг себя.              

Движения выполнять по содержанию текста.

Раз – присели, два – привстали,      

Руки кверху все подняли.              

Сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Раз – два, раз – два,            

Стоя на месте, поднять руки через стороны

вверх и опустить вниз.

Заниматься нам пора!

Веселые хлопушки

Пусть стоят на месте ножки.            

Дети выполняют «пружинку»,руки на поясе.

Только хлопают ладошки.                

Дети стучат по коленочкам. 

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,            

Хлопки перед собой.   

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,                      

Хлопки за спиной.

Да погромче, за спиной.

Выше, выше, выше хлопай,                      

Дети, хлопая в ладоши, постепенно

поднимают руки.

Руки выше поднимай.                    

Ниже, ниже, ниже хлопай,                      

Хлопая, опускают руки. 

Руки ниже опускай.

А теперь качать руками                  

Покачивают руками вперёд – назад,

выполняя «пружинку».

Можно целых пять минут.              

Отдыхая вместе с нами,                  

Приседают на корточки, ладошки

складывая под щёчку.

Руки тоже отдохнут.                      

***

Есть на пальцах наших ногти,        

Здесь требуется только чёткое указание ребёнком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы).   

На руках - запястья, локти.              

Темя, шея, плечи, грудь              

И животик не забудь.                  

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!


ИГРУШКИ.

Буратино

Буратино потянулся,

Действия по тексту

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

                Карусели

Еле, еле, еле, еле                            

Всё бегом, бегом, бегом.                      

Завертелись карусели,                    

Карусель остановите,

А потом  кругом, кругом,                      

Раз - два, раз - два,

Всё бегом, бегом, бегом.                      

Вот и кончилась игра!

Подарок мишке

Нитку тянем, отрываем                    

Изобразить

И в иголку продеваем

Будем шить рубашку мишке            

Изобразить стежки

И сошьём ему штанишки.              

Провести ладонями по бёдрам

Мои игрушки

Мой мячик весело скачет,

Движения, имитирующие

постукивания  рукой, по мячу.

Моя машина едет на вершину,          

Имитация вращения руля.

Мой мишка совсем малышка,          

Приседание.

Моя кошка поспит немножко.        

Наклон головы набок, руки под щёку.

Матрешки

Мы весёлые матрёшки,

И.п.- руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов  «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками, далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

Ладушки, ладушки.                              

На ногах у нас сапожки,                      

Ладушки, ладушки.    

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно, сёстры,

Ладушки, ладушки.

Бубен и скрипка

Бубен звонкий и тугой,

Изображаем игру на бубне

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка, скрипка, в лад,              

Изображаем игру на скрипке

Всех развесели ребят!


ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

        Чайник        

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, животик надут.      

Я вам напоказ выставляю живот.            

Я чай кипячу, клокочу и кричу:                  

Топают.

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!        

Призывные движения правой рукой.

***

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Насыпаем в кастрюлю 1-1,5 кг. гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста.

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаем.

Машина каша

Маша каши наварила,                                             

Указательным пальцем правой руки

дети мешают «кашу» в левой ладошке.

Маша кашей всех кормила.                

Положила Маша кашу                        

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,        

А коту в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам,

И в корытце – поросятам.

Всю посуду заняла,                            

Разжимают кулачок.

Всё до крошки раздала.  

Сдувают крошки с ладошки.

Точим нож

Точим,

Дети имитируют движения точильщика. На строки 1-7 проводят ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой с переворотом. С 8-й строки те же движения, но уже ладонью левой руки проводят по правой, также с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка

Точим,

Точим нож!

Будет очень

Он хорош.

Будет резать он

Припасы:

Масло,

Сало,

Сыр,

Колбасы,

Помидоры,

Огурцы…

Угощайтесь,

Молодцы!


ОДЕЖДА. ОБУВЬ.

***

Я умею обуваться, если только захочу.          

Топают ногами.

Я и маленького братца обуваться научу.        

Руки перед грудью – «маленький братец»

Вот они, сапожки.                                              

Наклоняются вперёд.

Этот с правой ножки.                                        

Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног.

Этот с левой ножки.                                                 

Если дождичек пойдёт,                                    

Топают ногами.   

Наденем галошки.        

***

Брату впору башмаки.                                

Дети топают ногами.

Не малы, не велики.      

Мальчик с толком, с расстановкой,              

Ноги на ширине плеч.   

Занимается обновкой.

То погладит башмаки,                                  

Наклон к правой ноге.

То потянет за шнурки.                                  

Наклон к левой ноге.

Ну, теперь пора в дорогу,                          

Энергично шагают на месте.   

Можно сделать первый шаг!

Варежки

Маша варежки надела:                              

Сначала все пальцы растопырены,

потом большие прижимаются

к ладони – «прячутся».

«Ой, куда я пальчик дела?»                      

Нету пальчика, пропал,                      

В свой домишко не попал.                        

Маша варежку сняла:                                     

Большие пальцы выпрямить.

«Поглядите-ка, нашла

Ищешь, ищешь, не найдёшь.                  

Сжать пальцы в кулак.

«Здравствуй, пальчик, как живёшь?».

Большой палец отделить от кулачка.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки на ногах сапожки.        

Загибают на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.        

А у пса на лапках голубые тапки.

А козлёнок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки.              

Шагают по столу указательным и средним

 пальцами обеих рук.


ЗИМА.

***

Рано утром на полянке        

Выполнение действий по тексту.

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

***

Снежок порхает, кружится,

Дети взмахивают руками и кружатся.

На улице бело.

И превратились лужицы

Приседают – встают (2 раза)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,                            

Руки поднимают вверх.

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки,                                  

Кольцо из рук над головой – «яблоки».        

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы расставлены – ветки.

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.                  

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.        

Показывают круг, сжимают ладони, вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.   

Елка

Елка быстро получается,                    

Ладони от себя, пальчики пропускаются

между собой (ладони под углом к друг. Пальчики выставляются вперед.

Локти к корпусу не прижимаются.

Если пальчики сцепляются.              

Локотки ты подними,                          

Пальчики ты разведи.      

***

С Новым годом! С Новым годом!      

Дети стоят лицом в круг,

кланяются.

Здравствуй Дедушка Мороз!              

Он из леса мимоходом                      

Идут по кругу, изображают, как несут

елку на плече.

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток                    

Поднимают руки вверх.

Загорелась как всегда,                      

Опускают руки. 

Самым ярким, жарким светом          

Снова поднимают руки и скрещивают 

их над головой. 

Пятикрылая звезда.


ПТИЦЫ.

Грач.

Грач качался в гамаке,              

Наклоны в стороны.

Гуси- в волнах на реке.            

Наклоны вперёд-назад

Мимо голуби летели                

Взмахи руками.

И на веточку присели.              

Приседание.

Веточка качается,                    

Наклоны.

Неплохо получается.

Аист

Аист над землёй летает,        

Руки вверх, через стороны вниз,

поднимаясь на носочки.

Аист ветки собирает,              

Аист собирает ветки,

Помогите ему детки.

Аист, аист белокрылый,        

Ноги на ширине плеч. Руки вверху, наклоны в стороны.   

Ты белее белых лилий.        

Аист вьёт гнездо на крыше…  

Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперёд и вниз.

Тише, тише, тише, тише.        

Щеглёнок

Щеглёнок выпал из гнезда,    

Ноги вместе, руки на поясе, приседания,

руки вперёд, встать, руки на пояс.

Ему теперь грозит беда:      

Котище чёрный рыщет,      

Ходьба вокруг себя (поставить ладонями к голове ушки – имитация движения кошки.

Птенцов и птичек ищет.      

Щеглёнка видит черный кот,  

Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Повороты влево, вправо. Прыжки на

месте, похлопывания руками бёдер.

К нему, мурлыча, он идёт,    

Ступает очень мягко              

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждёт

И от отчаянья - в полёт!

И вот удача – высота          

Потягивание, руки к плечам, вниз

(встать на носочки).

Спасла щеглёнка от кота.    

Воробьи

Воробьишки – воробьи,      

Руки согнуты в локтях, ладони под

мышками.  Движения локтями вниз, в стороны .    

Маленькие пташки,          

Надевайте поскорей        

Наклоны вперёд с потягиванием ног И тела от ступней до плеч.

Новые рубашки.              

В гости вас ворона ждёт,      

Ноги на ширине плеч, повороты в стороны

с разведением рук в стороны вправо, влево.  

Пироги для вас печёт.      

Поскорее, поскорей        

Прыжки вокруг себя вправо, влево.  

В гости вы летите к ней.

Жаворонок

В небе жаворонок пел,        

Дети выполняют маховые движения руками.  

Колокольчиком звенел.               

Вращают кистями поднятых рук.

Порезвился в вышине,        

Слегка помахивая руками, опускают

их через стороны вниз.

Спрятал песенку в траве.    

Тот, кто песенку найдёт,                

Дети приседают, руками обхватывают колени.

Будет весел целый год.      

Стоя, дети весело хлопают в ладоши.

Цапля

Очень трудно так стоять,        

Стихотворение декламируется 2 раза;

первый раз дети стоят на одной ноге,

второй раз на другой.

Ножку на пол не спускать        

И не падать, не качаться,        

За соседа не держаться.

Вороны

Вот под ёлочкой зелёной      

Дети бегают, размахивая руками, как

крыльями, произнося стихотворение.

Садятся на корточки, руки под щёку -  

засыпают.

Скачут весело вороны:                

Кар-кар-кар! (громко).                  

Целый день они кричали,            

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (тихо).

***

Сколько птиц к кормушке нашей          

Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.                

Две синицы, воробей,                      

На каждое название птицы загибают

Шесть щёглов и голубей,    

по одному  пальчику.

Дятел в пёстрых пёрышках,            

Опять сжимают и разжимают кулачки. 

Всем хватило зёрнышек.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет        

Обхватить все пальцы правой руки

левой ладонью и шевелить ими.   

И летит к себе в гнездо.            

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

***

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы –

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку.

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтобы они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

        

Птичек стая

Пой-ка, подпевай-ка!                  

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки.

Услышав названия птиц, дети

разжимают по одному пальцу 

Десять птичек – стайка.              

Эта птичка – соловей,                

Эта птичка – воробей,                

Эта птичка – совушка,                

Сонная головушка,                    

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развесёлый чиж,

Ну, а э то злой орлан…

Птички, птички по домам!

Кукушка.

У леса на опушке,                                

Дети стоят на носочках и тянутся

за руками вверх. 

Высоко на суку,                                    

С утра поёт кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнооб разные движения.

Внизу бежит речонка                          

По жёлтому песку.                                

Поёт кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Зелёные лягушки                                  

Сидя на корточках, подпрыгивают

как лягушки.

Попрыгали в реку.                                

Поёт им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!


ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Зайка

Зайка серенький сидит

Приседание на корточки.

И ушами шевелит.                      

Имитация движения ушами.

Зайке холодно сидеть,  

Потирание  рук.

Надо лапочки погреть.              

Зайке холодно стоять,            

Выполнение прыжков,

стоя на месте.

Надо зайке поскакать.            

Зайку кто-то напугал-              

Поворот спиной, приседание на корточки,

обхват себя руками, голову опустить вниз.

Прыжок.

Зайка - прыг - и убежал              

***

У лисы в лесу глухом есть нора надёжный дом.          

Загибают пальцы на обеих руках:  

по одному пальцу на каждом  двухстишьи.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.                              

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.                              

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.            

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом.                                                  

Дом – ладошки направлены под углом,кончики пальцев соприкасаются.

Всем тепло, уютно в нём.                                                  

Хомка

Хомка, Хомка, хомячок-  

Руки на поясе, выполняем повороты вправо-влево.

Полосатенький бочок.    

Поднимаем левую руку вверх, правой рукой выполняем поглаживающие движения левого бока. Поднимаем правую руку вверх, левой рукой выполняем поглаживающие движения правого бока.

Хомка рано встаёт,        

Правая рука вверх, левая вниз, выполняем пружинящие движения назад, меняя руки.                               

Щёчки моет, шейку трёт.

Движения выполнять по содержанию текста.

Подметает хомка хатку      

Маршируем.

И выходит на зарядку.          

Раз, два, три, четыре, пять!            

Руки в стороны, ритмично сгибаем руки в локтях.

Хомка хочет сильным стать.

Кисти рук прижимаем к плечу, напрягая мышцы рук          

Зайка

Зайка серый умывается,              

Дети имитируют движения умывания.

Видно в гости собирается.

Вымыл хвостик, вымыл ухо,

Вытер сухо.


ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Конь

Конь меня в дорогу ждёт,

Постукивания одной ногой об пол,

Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой:            

покачивания головой,

Пышной, сказочной, красивой.    

Быстро на коня вскочу              

прыжки, подскоки,

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой            

помахать рукой.                   

Помашу тебе рукой.

***

Два щенка щека к щеке                    

Руки сложить ладонями друг к другу:

к правой, а затем левой щеке.  

Щиплют щётку в уголке.                    

А у щётки половой

Палка есть над головой                    

Руки поднимаем вверх над головой.

Палка – щёлк щенков с плеча,        

Хлопок по плечам.

Два щенка ушли пища.                    

Обойти вокруг своего стола и сесть.

Пять телят

Этот телёнок пьёт молоко.            

Руки зажаты в кулачки. Разгибать пальцы,

Этот телёнок ушёл далеко.            

начиная с мизинца.

Этот телёнок травку жуёт

Этот телёнок копытами бьёт

Этот телёнок мычит: - Му!

Скучно мне одному.

Лошадка

Вот помощники мои,

Дети сидят за столом, руки на столе ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки,

Чок-чок-чок,чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

***

       2             3           4                5

Кусается сильно котёнок – глупыш;

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха).

          5         4          3             2                    

Он думает: это не палец, а мышь

смена рук

      2          3            4            5

Но я же играю с тобою, малыш,

         5           4                 3                  2                         А будешь кусаться – скажу тебе: «Кышь!»

Овечки

У овечках на шубах колечки.  

Пальцами по очереди делать колечки.

Те овечки пасутся у речки.              

Их пасут две собаки лохматые,        

Пальцами обеих рук изобразить собак.

Что виляют хвостами мохнатыми.  

Кистями помахать, как хвостиками.

А пастух на пригорке у дерева        

Гору изобразить руками, затем пальцами обеих рук.             

На свирели играет затейливо.        

Быстро бегают ловкие пальчики.    

Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

На полянке цветут одуванчики.        

Обеими руками изобразить цветок.

Колокольчик под ветром колышется.  

Покачать кистями рук.

Нам мелодия чудная слышится.        

Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.                                                                                                            

Давай, коза, попрыгаем,                          

Дети выполняют движения, указанные в тексте.

         попрыгаем, попрыгаем                    

И ножками подрыгаем,

         подрыгаем, подрыгаем

Глазками похлопаем,

         похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем,  потопаем, потопаем.

***

Идёт коза рогатая,                      

Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвёртую строчки - пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком)

Идёт коза бодатая.                    

За ней козлёночек бежит,          

Колокольчиком звенит.              

Киска

Киска ниточки мотала                

Вращать руками, как бы наматывая нить

на клубок, вытянуть обе ладони вперёд,

показать три пальчика, сжать кулачки, 

снова вытянуть обе ладони.

И клубочки продавала.              

- Сколько стоит?                          

- Три рубля. Покупайте              

У меня!

Кошка

Осторожно, словно кошка,                    

Действия по тексту.

Я легко со стула спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко,

Полакаю язычком.


ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

Петушок

Шёл по берегу петух,

Делать шаги с раскачиванием в стороны, руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол.

Поскользнулся, в речку бух!      

Будет знать петух, что впредь    

Надо под ноги смотреть.          

Гуси

Ходят гуси у пруда                

Ходьба на месте: пальцы расставлены,

руки вдоль тела.       

И гогочут: «га-га-га»,            

Тянут гуси шеи-                  

Наклоны вперёд с разведением рук в стороны и вытягиванием шеи вперёд.

У кого длиннее?                  

Машут крыльями большими.    

Ходьба на приседе.

Не хотим встречаться с ними:

Нас они пугают, в воду не пускают.

Гуси рыбку увидали,              

Подкрадывание с похлопыванием ладонями по бёдрам.

Дружно в воду побежали-

Все гуськом, гуськом, гуськом

Вслед за главным гусаком.

Гуси

Гуси серые летели,

Взмахи руками.

На лужайке тихо сели,          

Приседания.

Походили, поклевали,          

Ходьба на носках, наклоны головы.

Потом быстро побежали.  

Бег на месте


ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.

***

На горах высоких,                                  

Руки поднимают вверх.

На степном просторе,                          

Руки разведены в стороны.   

Охраняет нашу Родину солдат,                

Рука приложена к голове, как у солдата,

отдающего честь.

Он взлетает в небо,                              

Руки вверх.

Он уходит в море,                                

Приседают.

Не страшны защитнику дождь и снегопад.        

«Отдают честь».

Солдаты

Мы солдаты, мы солдаты,                  

Пальцы бодро « маршируют» по столу.

Бодрым шагом мы идём.

В нашу армию, ребята,    

Пальцы сжаты в кулак, указательный

вверх и покачивается влево - вправо.

Просто так не попадёшь.                    

Нужно быть умелыми,                        

Ладонь вверх, пальцы растопырены,

сжимаются и разжимаются.

Сильными и смелыми.                        

Бойцы – молодцы

Пальцы эти – все бойцы,                

Растопырить пальцы на обеих руках,

потом сжать их в кулак.

Удалые молодцы.                            

Два больших и крепких малых      

Приподнять два больших пальца, другие

крепко прижать к столу. 

И солдат в боях бывалых.              

Два гвардейца – храбреца!            

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Два сметливых молодца!                

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,                  

Приподнять безымянные пальцы, другие   

крепко прижать к столу. 

Но в работе очень рьяных!            

Два мизинца – коротышки –          

Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями

по столу.

Очень славные мальчишки!          


ВЕСНА.

***

После зимней спячки

Четыре пальца вертикально стоят на

 столе

Проснулся мишка косолапый.      

Средний согнут – это голова медведя.

Тихо шагает, кости разминает.

***

Граблями  сгребаем мы мусор с земли,

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги).

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

Весна

Галдят грачи и там и тут,              

«Птица»

Летают и по веткам скачут,            

«Деревья»

Весной сосульки вниз растут        

«Сосульки»

И потому все время плачут.          

Изобразить.


МАМИН ПРАЗДНИК.

***

Чей сегодня день рожденья?              

Дети пожимают плечами.

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвёл весенний,                

Руки над головой изображают  

«цветок».

Первый мартовский цветок?                

Для кого, для кого?                                

Руки на поясе.

Догадайтесь сами.

И пирог, и цветок                                    

Руки перед собой, а «цветок» над головой.

Мы подарим маме.                                

«Дарят» воображаемой маме.

8 Марта

Маму я свою люблю,

Имитируют стирку, полоскание.

Отряхивают с ручек.

Подметают.

Колют дрова.

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол  я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,                

Маме хочется поспать.        

Ходят на цыпочках.

Я на цыпочках хожу,

     И ни разу, и ни разу

     Ни словечка не скажу.

Мамам дружно помогаем

Мамам дружно помогаем:                                      

Наклоны вперед, движения руками,

имитирующие полоскание.

Сами в тазике стираем.                        

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко                

Потягивания – руки в стороны. 

Для одежды три веревки.

Светит солнышко – ромашка,              

Потягивания – руки вверх.   

Скоро высохнут рубашки.

Мамочка

Мамочка, мамочка,                

Поочерёдно загибаем пальчики правой руки,

начиная с большого, затем то же на левой

руке

Любимая моя.      

Ведь ты знаешь, мамочка,    

Правую руку сжать в кулак, ладошкой

левой    крепко его обхватить. 

Как я люблю тебя.                  


ДОМ. МЕБЕЛЬ.

Стул

Ножки, спинка и сиденье –                

Левая ладонь вертикально вверх. К ее

нижней части приставляется кулачок.

Вот вам стул на удивленье.              

Стол

У стола четыре ножки,                      

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Сверху крышка, как ладошка.            

        В домике

Стол стоит на толстой ножке,          

«Стол»

Рядом  стульчик у окошка,                

«Стул»

Два бочонка под столом,                  

«Бочонок»

Вот такой я видел дом.                    

«Дом»


ТРАНСПОРТ.

Самолёт

Руки в стороны – в полёт            

Стойка ноги врозь, руки в стороны.

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,                

Поворот вправо.

Левое крыло вперёд.                  

Поворот влево.

Раз, два, три, четыре –              

Руки в стороны, полетели.

Полетел наш самолёт.

Самолёты загудели,      

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.

Самолёты полетели.    

Руки в стороны, затем наклоны в стороны.

На полянку тихо сели,      

Приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны

Да и снова полетели.

Руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

***

Взлётная полоса            

Потягивание, руки вверх, через стороны -

вниз.

Отпускает в небеса          

Пассажирский самолёт,

А ведёт его пилот.

Вот она – высота,            

Круговые движения локтями вперёд, назад

В синем небе – красота!

Облака цветные,

Руки вверх, хлопок над головой, подняться   

на носки.

Звёзды золотые,            

Самолёт вперёд летит,      

Круговые движения прямыми руками

вперёд, назад.

Солнышко нас веселит,      

Всё у нас в порядке –

Приседания, круговые движения ладонями

вперёд (мотор).

Делаем зарядку.              

Поезд

Поезд мчится и свистит

Руки согнуты в локтях, синхронные  

вращательные движения обеими руками.

И колёсами стучит.                

Шаг в сторону - притоп, вращать руками,

имитируя движение колёс

Я стучу, стучу, стучу,    

Всех до дачи докачу.

Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

***

Автобус, троллейбус, машина, трамвай  -                                                                                                                                                                              

Соединение всех пальцев с большим по очереди. начиная с указательного на каждый ударный слог.

О них ты на улице не забывай                        

смена рук

В морях - корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Ехали – ехали

На лошадке ехали,          

Дети выполняют лёгкие приседания, руки

вытянуты («дети держат» вожжи). 

В огород заехали.            

Гоп – гоп - гоп! (2 раза)      

Хлопки: два коротких, один – длинный.

На машине ехали,                          

Повороты руками, которые «держат руль».

До горы доехали.

Би – би – би! (2 раза)      

Хлопки: два коротких, один – длинный.

Паровозом ехали,                            

Руки согнуты в локтях, поочерёдное движение левой и правой руками вперёд – назад.

До горы доехали.        

У – у – у! (2 раза)        

Хлопки: два коротких, один – длинный.

              Лодочка

Две ладошки я прижму          

Две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками  

И по морю поплыву.    

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,                                  

Поднять выпрямленные ладони вверх

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам                      

Имитировать движения волн и рыбок

Плывут рыбки тут и там.

Машина

Шла по улице машина,

Попеременные движения правой и левой руками. Поочерёдно отрывать пальцы от

стола, начинать можно с большого пальца,

а затем с мизинца, не отрывая всей ладони

а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой.

Шла машина без бензина,          

Шла машина без шофёра,          

Без сигнала светофора,              

Шла, сама куда не зная,            

Шла машина заводная.              

Теплоход

От зеленого причала                    

Дети встали.

Оттолкнулся теплоход,

Раз, два,                                        

Шаг назад

Он шагнул назад сначала,

Раз, два,                                        

Шаг вперед.

А потом шагнул вперед,

Раз, два,                                        

Волнообразное движение руками.

И поплыл, поплыл по речке.

Набирая полный ход.                    

Ходьба на месте.


ПРОФЕССИИ.

Маляры пришли втроём                    

Шагают на месте.

Обновили старый дом:                      

Изображают крышу над головой.

Был облезлый, скучный, голый

«Красят».

Стал нарядный и весёлый.                

Снова «крыша» над головой.

Плотник

Летят опилки белые,              

Дети парами «пилят» пилой.

Летят из-под пилы.                    

Это плотник делает                

Руками рисуют квадрат.

Рамы и полы.

Топором, рубанком                

Изображают работу топором, а затем  рубанком.

Выстругивает планки.

Сделал подоконники              

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Без сучка-задоринки.

Дворники

Снега прошли немалые, а все идут, идут…      

Шаги на месте.

Дворники усталые метут, метут, метут.    

Имитация взмахов метлой.

Гремят они лопатами                                          

Хлопки ладонями.

Под тучами лохматыми                                      

Взмахи руками над головой.

Метёлками шуршат.                                            

Имитация взмахов метлой.

На улицах, на улках, в дворах и закоулках        

Взмахи руками вправо, влево (2 раза)                                                                                    

Управиться спешат.                                              

Садятся на места.

Кузнец

Эй, кузнец, молодец,                    

Дети шагают, припадают то на одну,

то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.

Захромал мой жеребец.              

Ты подкуй его опять.                    

- Отчего-ж не подковать?              

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

Косари

Тишина стоит вокруг,                      

Дети делают движения прямыми руками

влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.        

Вышли косари на луг.                      

Взмах косой туда-сюда,                  

Делай «раз» и делай «два».

Космонавт

В небе ясном солнце светит,                

Потягивания – руки вверх.

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –                              

Низкий наклон вперед, руки разводятся

в стороны.

Расстилается земля.                            

Маляры

Маляры извёстку носят,            

Дети руками изображают «ковшики».

Стены кистью купоросят.          

Поглаживающие движения правой рукой

по ладони левой руки.

Не спеша разводят мел            

На ладони правой руки круговые движения

Я бы тоже так сумел.                

Указательным пальцем левой руки и наоборот.

Пильщики

Мы пилили доску,                                

Дети имитируют движения пильщиков.

С утра у нас дела.                                  

Стальные зубы остры,                          

Легко идёт пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз-два, раз-два,

Будут на зиму дрова.

***

Есть у Егора чудесные вещи:

Руки ладонями вверх.

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Загибают по четыре пальчика на каждой руке.                                                                                      

Есть у него топор с долотом…              

Загибают пятый.

Может Егорка построить дом.              

Изображают «домик».


ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН.

Обезьянки

Лучшие качели

Дети слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперёд-назад (качели). Когда говорят: «Да-да-да!» - хлопают, произнося две последние строчки – прыгают.

Гибкие лианы.                            

Это с колыбели                        

Знают обезьяны                        

Кто весь век качается,

Да-да-да!

Тот не огорчается

Никогда!

***

Там, где с деревьев свисают лианы,

Верёвку с узлами подвесить в вертикальном положении. Это – лиана. Ребёнок пальцами обеих рук подтягивается за узлы, а ладони сжимают их (как при лазанье по канату).

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, орангутаны.

Слон

В зоопарке стоит слон.                

Средний палец опущен. С одной стороны он

зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.

Уши, хобот – всё при нём.            

Головой своей кивает,                  

Будто в гости приглашает.            

***

В зоопарке мы бродили,  

Для выполнения упражнения можно взять решётку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2 * 2 см лист бумаги.  Ребёнок ходит указательными средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, "ходить" одной, другой, обеими  руками.

К каждой клетке подходили                    

Медвежат, волчат, бобрят.                            

И смотрели всех подряд -                        

        Черепашка

Черепашка, черепашка        

Положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими, затем высунуть  указательные пальцы, затем убирать их обратно.            

В панцире живет.                    

Высунет головку,                    

Обратно уберет.


РЫБЫ.

                                                       Морское путешествие

Море волнуется раз,

Ноги на ширине плеч, покачиваем

руками справа – налево, изображая 

волны.

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Морская фигура замри.

Руки поднимаем вверх и, изображая

«фонарики», опускаем вниз.

Кто это? Что это?

Повороты вправо – влево с вытянутыми

руками.

Как угадать?

Кто это? Что это?

Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо - влево. 

Как разгадать?                              

Это рыбацкая лодка.    

                       

Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти 

подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания  из стороны в сторону.

А это морская звезда.

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая

пальцы, опускаем руки вниз. 

Это, конечно, улитка.  

                             

Руки в стороны, выполняем круговые движения.

Всех разгадаю вас я.

Руки разводим в стороны.

***

Рыбка плавает в водице,              

Дети стоят в кругу.

Рыбке весело играть.                    

Волнообразные движения руками.

Рыбка, рыбка, озорница,              

Бегут друг за другом.

Мы хотим тебя поймать.

Далее по тексту.

Рыбка спинку изогнула,      

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Акула

Приплывали две севрюги        

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.      

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.        

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула выйди вон.              

Делают толчок ладонями от себя.


ЦВЕТЫ.

***

Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

На каждый цветок загибать палец

Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты, как называются цветы.

Одуванчик

 5-5          4-4        3-3         2-2

Был он желтый, стал он белый.  

Соединение одних и тех же пальцев рук,  начиная с мизинцев на ударные слоги стиха.

Подуть, как на одуванчик, и развести ладони.

     1-1

Где теперь? Не наше дело!        


НАСЕКОМЫЕ.

Пчелы

Пчёлы гудят,

Кружатся на месте.

В поле летят.

Машут руками как крыльями.

С поля идут,

Шаги на месте.

Медок несут.

Две руки закинуты на правое плечо

(«несут мёд»).

Божья коровка

Божья коровушка,                    

Рукой изображают «брюшко» божьей коровки.

Полети на облачко.

Принеси нам к осени              

Сверху «брюшка» поглаживающие движения другой рукой

Мы тебя просим:                      

В огород - бобы,                      

Поочерёдно загибают пальцы на руке.                         

В лес - ягоды, грибы,

В родник - водицу,

В поле - пшеницу.

Майский жук

Я весёлый майский жук,

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.  

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить

вниз -  «лапки».

А зовут меня Жу – жу.

Не кусай, комарик злой,

Я уже бегу домой.

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Туловище вправо, влево.

Больше спать не захотел,                    

Туловище вперёд, назад.

Шевельнулся, потянулся,                      

Руки вверх, потянуться. 

Взвился вверх и полетел.                      

Руки вверх, вправо, влево.

Солнце утром лишь проснётся,

Покружиться.

Бабочка кружит и вьётся.

        Кузнечики

Поднимайте плечики,    

Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать.

Прыгайте кузнечики,        

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

Пчёлы

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

Взять коробку из-под яиц, перевернуть поверхностью, похожей на соты, вверх, и пальцы ребёнка(указательный и средний)"ходят" - "летают" по сотам на ударные слоги.

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Пчёлы

Пчёлы в ульях сидят          

Присесть на носочках, спина прямая.

И в окошко глядят.          

Правым кулачком подпереть щёчку, левой              

рукой поддерживаем правую 

Порезвиться захотели,

Встаём.

Друг за другом полетели    

Произвольные взмахи руками.

Божьи коровки.

Божьей коровки папа идёт.

Всеми пальцами правой руки «шагать»                                                       по столу.

Следом за папой мама идёт.            

Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.

За мамой следом детишки

«Шагаем» обеими руками, идут одновременно.

Вслед за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они.            

Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.                                                             

Юбочки с точками черненькими.      

Постучать указательными пальцами по столу.      

На солнышко они похожи,              

Изобразить пальцами солнышко.

Встречают дружно новый день.        

А если будет жарко им,                

Спрятать пальцы обеих рук в кулачки

То спрячутся все вместе в тень.      

Паук

Пауки пузатые,                  

Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.

Брюшки полосатые,            

Ходят на восьми ногах,        

Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

Паутину вьют в углах.          

Мухи чёрные летают,          

Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.

В паутину попадают –          

Не порвёшь её сетей,        

Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками(2 раза) и вытянутыми в сторону руками(2 раза).

Остаются мухи в ней.        

Жуки

По тропиночке пешком          

Руки за спиной, ходьба цепочкой с высоко поднятыми коленями с поворотами вокруг себя вправо и влево.                   

В лес идут жук за жуком,        

Медленно шагают,              

Лапки поджимают.            

Ах жуки, жуки, жуки,

Ваши лапки коротки,               


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.        Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., - 1994г.

2.        Преодоление общего недоразвитие речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией Т.В. Волосовец.- М.; 2002.-256

3. Соколова Ю. Речь и моторика – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48с.

4. Соколова Ю. Игры с пальчиками – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48с.

5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.-176с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Образовательный портал. Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования.  http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html 
  2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ 


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                3                                                                        
  2.  Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика:

       Овощи.                                                                                        4                                        

 Фрукты.                                                                                        5                                                                                

 Лес. Деревья.                                                                                7                                                        

 Ягоды. Грибы.                                                                                9                                                                

 Осень.                                                                                        10                                                                        

 Человек. Части тела.                                                                        11                                                             

 Игрушки.                                                                                15                                                                        

 Посуда. Продукты питания.                                                                16                                                        

 Одежда. Обувь.                                                                                17                                                                

 Зима.                                                                                        18                                                                        

 Птицы.                                                                                        19                                                                        

 Дикие животные.                                                                        22                                                

 Домашние животные.                                                                        23                                                        

 Домашние птицы.                                                                        25                                                        

 Защитники Отечества.                                                                        26                                                

 Весна.                                                                                        27                                                                        

 Мамин праздник.                                                                        28                                                                

 Дом. Мебель.                                                                                29                                                                

 Транспорт.                                                                                30                                                                

 Профессии.                                                                                32                                                                

 Животные жарких стран.                                                                34                                                

 Рыбы.                                                                                        35                                                                        

 Цветы.                                                                                        36                                                                        

 Насекомые.                                                                                37

  1. Используемая литература. Интернет –ресурсы.                                        39                                                                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

Папка-передвижка "Развивая моторику, развиваем речь"

quot;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"  (В. А. Сухомлинский)...

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольного возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук....

консультация "Развиваем моторику-развиваем речь"

консультация "Развиваем моторику-развиваем речь"...

Консультация для родителей "Развиваем моторику-развиваем речь"

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающи...

Развиваем руку — развиваем речь. Советы логопеда по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей

Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. В дошкольном возрасте широко  используют пальчиковые игры, проводят различные занятия, упражнения для укрепления пальцев рук...