Нормы речевого, психического, физического развития
консультация (младшая группа) на тему

Кондрацкая Вера Николаевна

Многие родители интересуются нормами речевого, психического, физичекского  развития ребенка. Какие требования предъявляются к ребенку в возрасте от 1 до 4 лет? Данный материал поможет родителям ответить на многие вопросы по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормы речевого и психического развития ребенка 3-4 лет

Нормы развития речи у детей 3-4 лет.

Многие родители часто задают вопрос: "Что должен говорить ребенок в год, два, три, четыре?"

В настоящее время педиатры не ставят жестких рамок, что и когда должен  говорить ребенок, но все же существуют определенные нормы.

Для чего нужны эти нормы и что является отклонениями?

Нормы нужны для своевременного выявления отклонений от нормы и коррекции этих отклонений.

В возрасте 2-4 лет отклонениями от речевой нормы считаются: полное отсутствие речи, сильное опоздание в появлении речи, к 3-4 года речь абсолютно невнятна, остановка развития речи на одном уровне, к 3-4 годам торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного ритма во время разговора.

Что может привести к нарушениям речи?

Наследственность, осложненная беременность матери ребенка, родовые травмы,  тяжелое протекание детских болезней., неблагоприятное влияние среды на  ребенка, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы), травмы, ушибы головного мозга, патология органов речевого аппарата: расщелина нёба, неправильный прикус, короткая уздечка языка и многое другое, нарушение слуха.

Нарушения речи бывают разные по степени тяжести: от нарушения произношения одного и нескольких звуков до полного отсутствия речи (алалия).

Ну а теперь поговорим, что же считается нормой.

Речевые нормы для детей 1-4 лет:

1 год

К году малыш должен знать много слов и показывать на предмет, который называет взрослый. Это пассивный словарный запас. В активном словарном запасе у ребенка должно быть 8-10 слов. Это могут быть упрощенные слова – «би-би», «киса», «ляля» и т.д. Ребенок учится обобщать –  например, показывает собаку и в книжке и на улице.

2-3 года

В это время активно пополняется словарный запас ребенка. Он начинает разговаривать предложениями. Начинает использовать предлоги. В этом возрасте ребенок уже различает цвета, формы, размер.  Не удивляйтесь, что к трем годам ребенок будет болтать без умолку и задавать кучу вопросов. Дети могут выучить короткие стихи (очень хорошо подходят стихи А. Барто)

4 года

Речь должна быть чистая, все звуки ребенок должен произносить правильно. Если какие-то звуки ребенок говорит неправильно, то нужно проконсультироваться у логопеда.

Дети к четырем годам могут запоминать стихи, состоящие из 8-12 строчек, пересказать рассказ или сказку (не очень длинные).

Считается нормальным, если ребенок в этом возрасте много фантазирует или разговаривает сам с собой.

Физическое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
  • ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
  • прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
  • бросает мяч в цель, ловит двумя руками;
  • принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
  • выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
  • управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования:

  • правильно пользуется туалетом;
  • моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения;
  • умывается, чистит зубы;
  • критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии;
  • просит прощения, проявляет заботу, ласку;
  • замечает настроение родителей или других близких людей;
  • знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается;
  • проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;
  • знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях;
  • знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет;
  • знает и может назвать части тела;
  • дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);
  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости;
  • проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.

Познавательное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок знает основные цвета и оттенки; сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;
  • относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.);
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);
  • классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);
  • достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте;
  • в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);
  • познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);
  • знает основные геометрические формы (шар, куб);
  • ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;
  • знает, что происходит в разные части суток;
  • знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
  • правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
  • знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
  • понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
  • согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета);
  • употребляет предлоги в, на, под, над, за;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]);
  • пересказывает несложный текст; декламирует стихи.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

  • Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее;
  • проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах;
  • запоминает слова песен и подпевает взрослому;
  • понимает, что нарисовано на иллюстрации;
  • создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);
  • конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк

Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей. (старшая группа)

Цель: 1.Учить детей различать признаки времён года, помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе, и те закономерности, которые в ней происходят.2.С помощью поэтического слова ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС».

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы.Тема. «Путешествие в осенний лес».Задачи.·       Совершенствование дв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому и физическому развитию в младшей группе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.

Тема: «На зимней прогулке».Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Цель: развитие речи и физических качеств младших дошкольников.Задачи: -Прод...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Речевые физминутки — интеграция речевого и физического развития

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию речевых физминуток. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха...