Буклеты. "Развитие мелкой моторики", "Артикуляционная гимнастика"
консультация по развитию речи ( группа) на тему

Пупынина Людмила Викторовна

Буклеты- консультации для родителей по развитию речи и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet2.doc166.5 КБ
Microsoft Office document icon buklet3.doc311.5 КБ
Microsoft Office document icon buklet4.doc232.5 КБ
Microsoft Office document icon buklet_no5.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви – липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики

1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки – пищалки, играя с которыми, малыш развивает силу рук.

2. Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

3. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

4. Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

5. Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.

 

8.Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

 

9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?». Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу.

11. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

- захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как вы захватываете предмет;

- придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

12. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошая идея – отбирать старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом.

Старший воспитатель Пупынина Л.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка-

детский сад № 7

Консультация для родителей

г.Курганинск

2015



Предварительный просмотр:

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Гимнастика для пальчиков


1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. Рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.

2. «Человечек». Сидя за столом, изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем – левой руки.
3. «Очки». Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

4. «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
5. «Гнездо». Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.
6. «Корни растения». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

7. «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
8. «Паук». Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.
9. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.


«Сорока-белобока» 

Сорока – белобока кашу варила, детей кормила, 
(взрослый щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, 
(загибает мизинец ребенка)
Этому дала, 
(загибает безымянный палец)
Этому дала, 
(загибает средний палец)
Этому дала, 
(загибает указательный палец)
Этому не дала  –
(вертит большой палец)
Ты сын мал,
Круп не брал,
По воду не ходил –
Тебе каши не дадим! 
(щекочет ребенка)

Этот пальчик

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик – дедушка. (Разгибают большой палец.)

Этот пальчик – бабушка. (Разгибают указательный палец.)

Этот пальчик – папочка. (Разгибают средний пальчик.)

Этот пальчик – мамочка. (Разгибают безымянный палец.)

Этот пальчик – наш малыш. (Разгибают мизинец.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

CIMG7785.JPG

Самомассаж  колючим шариком «Су-джок» для активизации  речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,         -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          -(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           -(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       -(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

РОДИТЕЛЯМ - sidorovodss Jimdo-Page!

Старший воспитатель        Пупынина Л.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка-

детский сад № 7

Развитие мелкой моторики

DSC09570.JPG

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                     г.Курганинск

                            2015



Предварительный просмотр:

Упражнение для укрепления губных мышц

1.Чередование движений на растягивание губ в стороны и вытягивание вперед трубочкой

Катюша поет: «А-у, а-у».

Споем, как Катюша, вот так: а-у, а-усогреем губки, вот так: а-у, а-у.

2.Вытягиваем губы вперед трубочкой.

Дует ветер в лесу: «У-у-у-у-у».

Как дует ветер в лесу?

3.Регуляция объема ротового резонатора

Открываем рот пошире, держим его в таком положении 5 секунд, потом закрываем. Повторяем 3 раза.

Бегемот разинул рот,

Кушать просит бегемот.

Складываем губы кружочком.

4.Мишка поет низким голосом: «О-о-о-о-о».

Немного вытяните губы.

Спойте, как Мишка.

Упражнение для  развития мышечной силы и подвижности язычка

Улыбнуться, открыть рот.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Если ребенок не может заговорить»

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа «Дай ручку»,«Где ножка?».
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр. Можно вместе удивляться увиденному:«Ух, ты!».
  • Рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

Старший воспитатель Пупынина Л.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка-

детский сад № 7

 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ детей

     Консультация для родителей

                            г.Курганинск

                             2015



Предварительный просмотр:

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания

С целью развития предметного зрительного анализа рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.

  • найти фигуру, букву в ряду сходных;
  • срисовать фигуру или букву по образцу;

Все задания проводят в игровой форме:

Сказочные буквы

Задачи: развивать зрительное внимание, упражнять в выделении буквы из сказочного сюжета.

Описание: работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.

 

Узнай на ощупь

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью  шершавыми  буквами.

Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контуру букву и назвать ее.

Выложи букву

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Вылепи букву и придумай с ней слово

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).

Вырежи из частей и наклей

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита

Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).

Шахматная доска

Задачи:  упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).

                                                                                           

         

        Старший воспитатель Пупынина Л.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка-

детский сад №7

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

Консультация для родителей

       

Курганинск

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 5-6 лет с помощью артикуляционной гимнастики и мелкой моторики».

  «Развитие речи детей 5-6 лет с помощью    артикуляционной гимнастики и  мелкой...

Буклет "Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

quot;Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...

Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением.

Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),упражнения на координацию речи с движением....

Всеобуч для родителей «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики для преодоления и профилактики речевых нарушений у дошкольников»

Дать рекомендации родителям по проведению упражнений на развитие артикуляционной и мелкой моторики...

Консультация для педагогов и родителей: развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика.

Консультация для педагогов и родителей: развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика...