«Развитие речи детей 5-6 лет с помощью артикуляционной гимнастики и мелкой моторики».
занимательные факты по развитию речи (старшая группа) на тему
«Развитие речи детей 5-6 лет с помощью
артикуляционной гимнастики и мелкой
моторики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_5-6_let.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида
Рузаевского муниципального района структурное подразделение
«Детский сад №4».
Выступление на тему:
«Развитие речи детей 5-6 лет с помощью
артикуляционной гимнастики и мелкой
моторики».
Подготовила: Воспитатель
логопедической группы
Живайкина С.В.
Рузаевка 2013
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.
Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:
- Артикуляционные гимнастики и упражнения,развитие мелкой моторики.
- Чистоговорки.
- Скороговорки.
Артикуляционные гимнастики и упражнения.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.
- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
- Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
- Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
- Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.
Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.
* Сказочные истории из жизни Язычка.
История №1 “Домик для Язычка”.
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.
Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.
История №2 “Язычок делает ремонт”.
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку ( широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).
После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).
* Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.
- Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).
- Шарик (т-ссс).
- Пароход (ч-ч-ч).
- Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).
- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).
- Чайник (пых-пых).
- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).
- Машина (пи-пи-пи).
- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с недоразвитием интеллекта с помощью театрализации
Дети с недоразвитием интеллекта особые дети, требующие индивидуального подхода, разнообразных видов деятельности и инноваций в процессе обучения и воспитания...
Занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста при помощи мнемотаблиц по сказке « Теремок».
Испольцование мнемотаблиц на мультимедийной установке....
Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.
В последнее время логопедами отмечается увеличение количества детей не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий.
Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без с...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью Lego технологий
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые в раннем возрасте за компьютер, перестали разговаривать. Разбираясь в причинах пр...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе с элементами артикуляционной гимнастики и рисования
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе с элементами артикуляционной гимнастики и рисования. Цель занятия - правильное и четкое п...
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...