Проект "Путешествие в далёкое прошлое"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Жук Таисия Васильевна

Проек для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки РФ

        

        

                                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                                            Воспитатель Жук Т.В.

                                                                                                                            «Супоневская СОШ№2»

        


СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемые результата проекта  и продукты деятельности

4. Аннотация проекта

5. Этапы реализации проекта

6. План мероприятий

7. Ресурсы

8. Выводы

9. Литература

10. Приложение


ВВЕДЕНИЕ:

   

  Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.
                                                                                                                                    Козьма Прутков

   Воспитание любви к Родине и своему краю  является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа.

      Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы -  не достаточное знание детей об истории и традициях народа Брянского края.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудники ДОУ, родители, сотрудники ДК.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации проекта : долгосрочный 1 год

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  Именно поэтому актуально становится разработка проекта кружковой работы «Путешествие в далекое прошлое»
 Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.
Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере .
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
 Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
  Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется
на основе собственной деятельности дошкольника.
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

  Воспитание творчески развитой личности через обогащение духовного мира ребенка, активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре, к истории и традициям Брянского края.

Задачи:

1.  Формировать у детей интерес к культуре русского народа и народа Брянского края.

2.  Знакомить детей с народными традициями  Брянщины и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал.

3. Познакомить детей с устным народным творчеством своей малой Родины – Брянщины.

4. Способствовать духовно-нравственному развитию ребенка, познавательной активности, любознательности.

5. Развивать устную речь ребенка, умение образно описать предмет, дать яркую характеристику.

6. Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений.

7. Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам Брянской народной  культуры. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

-       Обогащение духовного мира ребенка, у детей появился интерес к изучению народной культуры Брянского края.

-       Изменение ценностного отношения к истории и традициям  народа Брянщины.

-       Расширение знаний о традициях русского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.

-       Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

-       Знание детей о календарно-обрядовых праздниках и желание активно участвовать в них.

-       Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры Брянщины.

-       Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры – этюды.

ПРОДУКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  

1. Создание альбомов детских работ.

2. Выставка детских рисунков.

3. Выставка фрагментов народных костюмов Брянского края, изготовленных своими руками(кокошник, фартук, рушник и т.п.)

4. Конкурс лоскутных одеял для Матрешки.

5. Конкурс детских работ по росписи деревянных ложек.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

          Основная цель данного проекта направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа,  формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно  с ним соприкоснуться.

 В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

  Образовательная цель проекта - приобщение детей ко всем видам искусства Брянского края- от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

 Гипотеза:    

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, ценности  своего родного края, и тогда Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В соответствии с  ФГТ  проект опирается на научные принципы ее построения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

         В работе по приобщению дошкольников к истокам  народной культуры Брянского края:

-       Работа должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

-       Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

-       Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

-      Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1.                Организационно-подготовительный 

-       Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

-       Определение цели и задач проекта;

-       Подбор литературы, пособий, атрибутов;

-       Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

-       Составление тематического планирования мероприятий.

2.                Основной

-       Деятельность с детьми  в соответствии с тематическим планированием.

-       Работа в режиме инновационной деятельности.

3.                Заключительный

-       Обобщение результатов работы;

-       Анализ деятельности;

-       Презентация итогов работы.

 

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

   Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обрядовых действий, гражданственности, любви к своей семье и родине, основа формирования детского сознания.

Занятия познавательного цикла формируют интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. Знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом, русской кухней, ремеслом и народными художественными промыслами.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство). Дети знакомятся со сказками, с народными приметами, пословицами и поговорками Брянского края; разучивают песни, танцы, хороводные игры. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с произведениями народно-прикладного искусства.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

 

-       Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

-       Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

-       Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 Огромное влияние на формирование у детей основ патриотического воспитания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий в музеи, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми, оказывают помощь в изготовлении костюмов, альбомов, в организации мини-музея «Горница», являются непосредственными участниками на наших ярмарках и праздниках.

Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ.

 

 

Мероприятия

Форма

проведения

Подготовка к мероприятию

 

Материал

 

 

Осенины

 

 

Праздник

 

Беседа о осенних праздниках, о народных  приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

 

Костюмы, музыкальные инструменты.

 

 

Рождество

Христово

 

 

Рождественские посиделки

 

Рассказ о святочных праздниках, об обычаях  рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями колядками и.

 

Иллюстрации с изображением ряженных

 

 

 

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

 

 

 

 

Развлечение

 

 

 

Разучивание рождественских колядок, разучивание сценок колядования, разучивание русских народных игр «Прялица», «Бабка ежка».

Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты.

 

 

Масленица

 

 

Праздник

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях Брянского края. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав.

 

 

 

Вербное воскресение

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница».

Посещение русской избы. Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Веточки вербы, народные костюмы.

 

 

 

Пасха

 

 

 

 

Праздник

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями Брянщины. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц.

Костюмы, музыкальные инструменты,

макет горки,

пасхальные яйца

 

Зелёные святки

(Троица)

 

Праздник о богине «Весне»

 

Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен Брянского края.

 

 

Демонстрационный материал

 

 

 

Иван Купала

 

 

Праздник

на улице

 

Чтение стихов и прозы, разучивание хороводов обрядовых песен и игр.

Плетение веночков

 

Сценарии игр и обрядовых песен, материал для изготовления веночков

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

Закон РФ «Об образовании»

- Устав ДОУ,
- Образовательная  программа ДОУ (раздел «Дополнительное образование» учебного плана),
- Положение о кружке
- СанПин 12.4.1.2660-10
- программа кружка
- план работы кружка  на год,
- список детей
- расписание занятий, 
- Родительский договор,
- материалы контроля качества (результативностью) работы кружка .

Ресурсное обеспечение: конспекты НОД, наглядные материалы (альбомы, слайды, энциклопедии), материалы для творчества, предметы домашнего обихода (сундук, печь, лавки, ушат, люлька), посуда, народный костюм.

Информационные ресурсы: использование  ИКТ

ВЫВОД

   Календарно - обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стал вопрос о необходимости создания кружка «Путешествие в далекое прошлое» . В связи с тем что:

- дети стали проявлять активный интерес к культуре и быту своих предков, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую действительность.

- произошло изменение ценностного отношения к народным традициям  Брянщины;

- появилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры Брянщины.

 

 

   В ходе работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, я стараюсь развивать личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Системная паутинка проекта

Теремок, хоровод, сорока-белобока, lвеселые матрешки

«Лиса и заяц» «Маша и медведь» «Снегурушка и лиса» и др

Развивающая среда

Дети


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в далёкое прошлое»

Слайд 2

Слава нашей стороне , Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Слайд 3

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Слайд 4

Времена теперь другие, Как и мысли, и дела – Далеко ушла Россия От страны, какой была! Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед, Но преданья старины Забывать мы не должны!

Слайд 5

«Хозяин весел – и гости рады ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект " В далёком прошлом"

Представлена презентация краткосрочного творческого проекта , объединившего в себе интеграцию нескольких образовательных областей....

Конспект ОД "О хлебе из далёкого прошлого"

Ознакомление с процессом выращивания хлеба и орудиями труда, которыми пользовались древние славяне....

Конспект образовательной деятельности "О хлебе из далёкого прошлого"

Закреплять знания детей об обрядах и традициях русского народа"...

Анкета для родителей "Знания о далёком военном прошлом их родственников в годы ВОВ" , обработка анкеты

дать детям знания о родственниках, которые воевали в годы ВОВ, в доступной для детей форме....

Путешествие в далёкое прошлое "Бабушкин сундучок" (Чувашские наряды).

https://ok.ru/video/2738128227060 https://vk.com/video26532285_456239169  Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через знакомство с бытом чувашского народа, предметами ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы по художественно-продуктивной деятельности «Путешествие в далёкое прошлое. Эра динозавров».

Конспект занятия по рисованию с  игровой презентацией на фоне из тонированных листов, на которых дети будут рисовать....