Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка по Петербурговедению с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morina_olga_nikolaevna.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Морина Ольга Николаевна
г. Санкт-Петербург
Методическая разработка по Петербурговедению для старшего дошкольного возраста.
Тема: «Прогулка по Летнему саду»
Аннотация: В Данной методической разработке представлено интегрированное занятие с подробным анализом и с учётом задач « Программы от рождения до школы» для детей старшего дошкольного возраста. Разработка будет полезна педагогам-практикам и педагогам дополнительного образования. В данном конспекте занятия отражена практическая работа, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Работа детей на предлагаемом занятии развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, а также творческие способности.
Ключевые слова: Город, Санкт-Петербург, Пётр 1, Летний сад, дворец.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формировать элементарные представления
Образовательные задачи:
1.Закреплять знания детей об истории родного города, его достопримечательностях.
2.Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном городе.
3.Продолжать учить разгадывать ребусы.
Развивающие задачи:
Развитие речи:
1.Обогащать активный словарь детей за счёт слов: город, Санкт-Петербург, сад, река, а также ввести в пассивный словарь детей слова: статуя, символ, дворец, архитектор, сундук, свиток.
2.Совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, полно и точно отвечать на вопросы.
3.Упражнять в фонематическом разборе слова.
4.Закреплять произношение звуков.
Творчество:
- продолжать формировать навыки коллективной работы;
- продолжать учить детей технике выполнения отдельных элементов коллажа;
- развивать самостоятельность и активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к истории города;
- воспитывать уважение к создателю нашего города;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- продолжать воспитывать умение работать в коллективе;
Методы и приёмы: Используются разнообразные методы приёмы на включение детей в деятельность и поддержание эмоционального настроя:
- постановка проблемы (что делать?), интрига (хотите?);
- активизация мыслительных процессов и освоение содержания ( загадки, вопросы);
- на организацию речи ( дидактическая игра, ребус);
- на включение детей в творческую деятельность(создание коллажа);
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением Санкт-Петербурга;
- индивидуальные разговоры с детьми о городе;
- чтение художественной литературы «Прогулка по городу»;
- разучивание стихов о Петербурге;
- рисование по теме « Моё любимое место в городе», «Моя улица», « Мой дом»;
- экскурсия: посещение выставки "Петровская акватория".
Индивидуальная работа:
Работа с родителями:
Рекомендации по:
- проведению пешеходных экскурсий по местам, указанным педагогом ( по определённому плану);
- рассматриванию открыток с видами Санкт-Петербурга.
Материалы и оборудование:
- письмо в конверте;
- фотографии или картинки Летнего сада;
- ЭОР;
- сундук с заданием (ребус и лабиринт);
- дидактическая игра «Листопад»;
- вырезанные из бумаги листья разных пород деревьев с написанными на них словами с одной недостающей буквой;
- карточки с заданием;
- творческая мастерская;
- набор картинок для коллажа;
- лист бумаги А-3;
- клей;
- природный материал;
- цветные карандаши, фломастеры.
Планируемые результаты:
Виды детской деятельности:
Ход занятия
1.Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию
Педагог: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо из города Москва. Написали его дети подготовительной группы. Хотите узнать, что они пишут?
Ответы детей: (Да.)
Педагог: Тогда слушайте внимательно.
Открываем письмо , читаем.
"Дорогие ребята из Санкт – Петербурга, мы - жители Москвы! Вы, конечно же слышали о нашем городе, мы хотим немного рассказать о нём.
Москва – это столица, у нас есть много интересных мест, это Кремль, а рядом Александровский сад в котором любят гулять Москвичи и гости нашего города. Мы очень любим наш город!
Скажите, а у вас есть такое место, где вы любите гулять и где гуляют гости города. Мы будем рады, если вы нам напишите!
Педагог. Ребята мы напишем с вами ответ детям из Москвы?
Ответы детей: (Да.)
2.Обсуждение проблемы. Принятие задачи
Вопросы детям
Педагог: Давайте вспомним, как называется наш город?
Ответы детей: ( Санкт-Петербург)
Педагог: В честь кого он назван?
Ответы детей: ( В честь святого Петра)
Педагог: Кто основал наш город ?
Ответы детей: ( Пётр 1)
Педагог: Как называют жителей нашего города?
Ответы детей: ( Петербуржцы)
Педагог: Отгадайте загадку:
Широкая многоводная река, на берегах которой вырос прекрасный город. На её берегах замерли сфинксы и львы, а в волнах отражается Дворцовый, Литейный и другие мосты.
Назовите эту реку.
Ответы детей: (Нева.)
Педагог: А теперь, садитесь поудобнее и давайте посмотрим фотографии нашего города. Давайте вспомним , какие достопримечательности есть в нашем городе?
Просмотр презентации (Презентация в виде слайдов).
Слайд № 1 « Медный всадник»
Слайд № 2 «Исаакиевский собор»
Слайд № 3 « Зимний дворец»
Слайд № 4 « Петропавловская крепость»
Слайд № 5 « Адмиралтейство»
Слайд № 6 « Домик Петра 1»
Слайд № 7 « Летний сад»
Дети: Читают стихи о достопримечательностях города.
Слайд № 1. Останавливаемся на картинке с изображением Летнего сада.
Педагог: Ребята, давайте вспомним стихотворение о Летнем саде.
Ответы детей: Ребёнок рассказывает стихотворение:
Летний сад порыжел немножко,
Хоть возьми и перекрась.
Это осень - рыжая кошка
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ходила на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба в жёлтых заплатках,
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами
Не трава, а рыжая шерсть
Это кошка лазать устала
И в траву решила присесть.
Педагог: Вы такие молодцы, мне даже захотелось прогуляться с вами в Летнем саду и поиграть.
Педагог: Хотите поиграть?
Ответы детей: ( Да.)
Игра:
Дети идут по кругу проговаривая слова:
В Летний сад мы сегодня пойдём,
Вдоль Лебяжьей канавки пройдём.
Мы в ворота с тобою войдём,
Все аллеи с тобою обойдём,
И листочки давай соберём.
Дети собирают заранее рассыпанные листочки и переворачивают их и вместе с педагогом проводят фонематический разбор слова.
Дидактическая игра « Угадай слово»? предлагаемые слова: с . д (сад), Н . ва ( Нева), д . б( дуб) л . ст (лист), рек. ( река), П.тр (Пётр),дворе. ( дворец) и т.д.
Педагог: Давайте впишем в наши листочки пропущенные буквы.
Дети подходят к столам, берут карандаши и вписывают пропущенную букву. Затем вслух читают слово. (Можно спросить от какого дерева листочек.)
Ответы детей:
Педагог: Замечательно. Кому попался листочек со словом «дворец»?
Ответы детей: ( Ребёнок показывает листочек со словом дворец)
Педагог: Какой дворец есть в Летнем саду?
Ответы детей: (Летний)
Педагог: Для кого он был построен?
Ответы детей: (Для Петра 1)
Педагог: Как вы думаете, там сохранились какие-нибудь вещи Петра 1?
Ответы детей: Да, дети перечисляют (стол, стул, кровать, картины и т.д.).
Педагог: А вы знаете, что Пётр 1 очень любил учиться, узнавать много нового, решать задачки, отгадывать ребусы, головоломки. И до сих пор во дворце остался его сундучок, в котором хранится свиток с любимым ребусом Петра 1. Как вы думаете, сколько лет этому сундучку?
Ответы детей: (300 лет, 312 звучат ответы детей)
Педагог: Давайте и мы с вами попробуем решить ребус, который сохранился со времён Петра 1. Разгадав этот ребус, мы узнаем, какой архитектор построил Летний дворец Петра 1. Готовы?
Ответы детей: (Да)
Педагог раздаёт детям карточки с примерами и просит ответы на задания записать в пустую графу.
Задание № 1.
Реши примеры, подставь ответы в соответствующие клеточки и ты узнаешь, по проекту какого архитектора был построен Летний дворец.
Е | 2 + 1 | 3 |
И | 3 + 2 | 5 |
Т | 2 - 1 | 1 |
З | 2 + 2 | 4 |
Н | 3 + 3 | 6 |
Р | 4 - 2 | 2 |
И | 6 + 1 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Т | Р | Е | З | И | Н | И |
Дети решают примеры и читают слово.
Дети: (Архитектор Летнего дворца - Трезини).
Педагог: Молодцы! Вот сколько мы сегодня с вами узнали, повторили достопримечательности нашего города, и теперь мы сможем написать детям из Москвы ответ, как мы можем это сделать?
Ответы детей: (Написать письмо, нарисовать рисунок…)
Педагог: Давайте напишем коллективное письмо, но необычное, мы сделаем коллаж Летнего сада, где каждый из вас примет в этом участие. Готовы?
Ответы детей: (Да.)
Педагог предлагает детям перейти в творческую мастерскую и сделать коллективный коллаж на тему Летнего сада. В творческой мастерской стоит доска !!!с фотографиями Летнего сада и круглый стол, где заранее приготовлен материал: Лист формата А3, вырезанные картинки с изображение Летнего сада ( Карпиев пруд, лебеди, статуи, Летний дворец, природный материал ( осенние листья, жёлуди, веточки), цветные карандаши, фломастеры.
Педагог совместно с детьми обсуждает расположение картинок на листе и предлагает дорисовать коллаж элементами по желанию детей. Например: Петра 1 или как дети прогуливаются по Летнему саду и т.д.
В завершении дети украшают коллаж природным материалом.
Педагог: Какая красивая работа у вас получилась! Какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали с вами, вспомнили, какие замечательные места есть в нашем городе! Как вы думаете, захотят дети из Москвы приехать к нам в гости?
Ответы детей: (Да)
Педагог: Я хочу подарить вам открытки с видом на наш город, чтобы вы посмотрели дома и показали родителям.
Педагог дарит открытки с видами Санкт – Петербурга, которые они обсуждают на следующем занятии.
Список литературы
1. Воскобойников В. Санкт-Петербург» иллюстрированная история для детей С - Пб 2003.
2. Гурьева Н.А. Детям о Санкт- Петербурге. Первое знакомство. – Спб.: « Паритет», 2010, -112с. : ил.
3. Дмитриев В. К. Моя первая книга о городе: Экскурсия для самых маленьких.- Спб.: Корона принт, 2012,- 80 с. : ил.
4. Ефимовский Е. Петербург в загадках. Летний Сад. Художники В. Травин, Л. Яхнин и др. СПб Тритон 2010г.
5. Толкачёва Т. Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт- Петербурга. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.-304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....