Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка по Петербурговедению с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Морина Ольга Николаевна
г. Санкт-Петербург
Методическая разработка по Петербурговедению для старшего дошкольного возраста.
Тема: «Прогулка по Летнему саду»
Аннотация: В Данной методической разработке представлено интегрированное занятие с подробным анализом и с учётом задач « Программы от рождения до школы» для детей старшего дошкольного возраста. Разработка будет полезна педагогам-практикам и педагогам дополнительного образования. В данном конспекте занятия отражена практическая работа, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Работа детей на предлагаемом занятии развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, а также творческие способности.
Ключевые слова: Город, Санкт-Петербург, Пётр 1, Летний сад, дворец.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формировать элементарные представления
Образовательные задачи:
1.Закреплять знания детей об истории родного города, его достопримечательностях.
2.Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном городе.
3.Продолжать учить разгадывать ребусы.
Развивающие задачи:
Развитие речи:
1.Обогащать активный словарь детей за счёт слов: город, Санкт-Петербург, сад, река, а также ввести в пассивный словарь детей слова: статуя, символ, дворец, архитектор, сундук, свиток.
2.Совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, полно и точно отвечать на вопросы.
3.Упражнять в фонематическом разборе слова.
4.Закреплять произношение звуков.
Творчество:
- продолжать формировать навыки коллективной работы;
- продолжать учить детей технике выполнения отдельных элементов коллажа;
- развивать самостоятельность и активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к истории города;
- воспитывать уважение к создателю нашего города;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- продолжать воспитывать умение работать в коллективе;
Методы и приёмы: Используются разнообразные методы приёмы на включение детей в деятельность и поддержание эмоционального настроя:
- постановка проблемы (что делать?), интрига (хотите?);
- активизация мыслительных процессов и освоение содержания ( загадки, вопросы);
- на организацию речи ( дидактическая игра, ребус);
- на включение детей в творческую деятельность(создание коллажа);
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением Санкт-Петербурга;
- индивидуальные разговоры с детьми о городе;
- чтение художественной литературы «Прогулка по городу»;
- разучивание стихов о Петербурге;
- рисование по теме « Моё любимое место в городе», «Моя улица», « Мой дом»;
- экскурсия: посещение выставки "Петровская акватория".
Индивидуальная работа:
Работа с родителями:
Рекомендации по:
- проведению пешеходных экскурсий по местам, указанным педагогом ( по определённому плану);
- рассматриванию открыток с видами Санкт-Петербурга.
Материалы и оборудование:
- письмо в конверте;
- фотографии или картинки Летнего сада;
- ЭОР;
- сундук с заданием (ребус и лабиринт);
- дидактическая игра «Листопад»;
- вырезанные из бумаги листья разных пород деревьев с написанными на них словами с одной недостающей буквой;
- карточки с заданием;
- творческая мастерская;
- набор картинок для коллажа;
- лист бумаги А-3;
- клей;
- природный материал;
- цветные карандаши, фломастеры.
Планируемые результаты:
Виды детской деятельности:
Ход занятия
1.Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию
Педагог: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо из города Москва. Написали его дети подготовительной группы. Хотите узнать, что они пишут?
Ответы детей: (Да.)
Педагог: Тогда слушайте внимательно.
Открываем письмо , читаем.
"Дорогие ребята из Санкт – Петербурга, мы - жители Москвы! Вы, конечно же слышали о нашем городе, мы хотим немного рассказать о нём.
Москва – это столица, у нас есть много интересных мест, это Кремль, а рядом Александровский сад в котором любят гулять Москвичи и гости нашего города. Мы очень любим наш город!
Скажите, а у вас есть такое место, где вы любите гулять и где гуляют гости города. Мы будем рады, если вы нам напишите!
Педагог. Ребята мы напишем с вами ответ детям из Москвы?
Ответы детей: (Да.)
2.Обсуждение проблемы. Принятие задачи
Вопросы детям
Педагог: Давайте вспомним, как называется наш город?
Ответы детей: ( Санкт-Петербург)
Педагог: В честь кого он назван?
Ответы детей: ( В честь святого Петра)
Педагог: Кто основал наш город ?
Ответы детей: ( Пётр 1)
Педагог: Как называют жителей нашего города?
Ответы детей: ( Петербуржцы)
Педагог: Отгадайте загадку:
Широкая многоводная река, на берегах которой вырос прекрасный город. На её берегах замерли сфинксы и львы, а в волнах отражается Дворцовый, Литейный и другие мосты.
Назовите эту реку.
Ответы детей: (Нева.)
Педагог: А теперь, садитесь поудобнее и давайте посмотрим фотографии нашего города. Давайте вспомним , какие достопримечательности есть в нашем городе?
Просмотр презентации (Презентация в виде слайдов).
Слайд № 1 « Медный всадник»
Слайд № 2 «Исаакиевский собор»
Слайд № 3 « Зимний дворец»
Слайд № 4 « Петропавловская крепость»
Слайд № 5 « Адмиралтейство»
Слайд № 6 « Домик Петра 1»
Слайд № 7 « Летний сад»
Дети: Читают стихи о достопримечательностях города.
Слайд № 1. Останавливаемся на картинке с изображением Летнего сада.
Педагог: Ребята, давайте вспомним стихотворение о Летнем саде.
Ответы детей: Ребёнок рассказывает стихотворение:
Летний сад порыжел немножко,
Хоть возьми и перекрась.
Это осень - рыжая кошка
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ходила на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба в жёлтых заплатках,
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами
Не трава, а рыжая шерсть
Это кошка лазать устала
И в траву решила присесть.
Педагог: Вы такие молодцы, мне даже захотелось прогуляться с вами в Летнем саду и поиграть.
Педагог: Хотите поиграть?
Ответы детей: ( Да.)
Игра:
Дети идут по кругу проговаривая слова:
В Летний сад мы сегодня пойдём,
Вдоль Лебяжьей канавки пройдём.
Мы в ворота с тобою войдём,
Все аллеи с тобою обойдём,
И листочки давай соберём.
Дети собирают заранее рассыпанные листочки и переворачивают их и вместе с педагогом проводят фонематический разбор слова.
Дидактическая игра « Угадай слово»? предлагаемые слова: с . д (сад), Н . ва ( Нева), д . б( дуб) л . ст (лист), рек. ( река), П.тр (Пётр),дворе. ( дворец) и т.д.
Педагог: Давайте впишем в наши листочки пропущенные буквы.
Дети подходят к столам, берут карандаши и вписывают пропущенную букву. Затем вслух читают слово. (Можно спросить от какого дерева листочек.)
Ответы детей:
Педагог: Замечательно. Кому попался листочек со словом «дворец»?
Ответы детей: ( Ребёнок показывает листочек со словом дворец)
Педагог: Какой дворец есть в Летнем саду?
Ответы детей: (Летний)
Педагог: Для кого он был построен?
Ответы детей: (Для Петра 1)
Педагог: Как вы думаете, там сохранились какие-нибудь вещи Петра 1?
Ответы детей: Да, дети перечисляют (стол, стул, кровать, картины и т.д.).
Педагог: А вы знаете, что Пётр 1 очень любил учиться, узнавать много нового, решать задачки, отгадывать ребусы, головоломки. И до сих пор во дворце остался его сундучок, в котором хранится свиток с любимым ребусом Петра 1. Как вы думаете, сколько лет этому сундучку?
Ответы детей: (300 лет, 312 звучат ответы детей)
Педагог: Давайте и мы с вами попробуем решить ребус, который сохранился со времён Петра 1. Разгадав этот ребус, мы узнаем, какой архитектор построил Летний дворец Петра 1. Готовы?
Ответы детей: (Да)
Педагог раздаёт детям карточки с примерами и просит ответы на задания записать в пустую графу.
Задание № 1.
Реши примеры, подставь ответы в соответствующие клеточки и ты узнаешь, по проекту какого архитектора был построен Летний дворец.
Е | 2 + 1 | 3 |
И | 3 + 2 | 5 |
Т | 2 - 1 | 1 |
З | 2 + 2 | 4 |
Н | 3 + 3 | 6 |
Р | 4 - 2 | 2 |
И | 6 + 1 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Т | Р | Е | З | И | Н | И |
Дети решают примеры и читают слово.
Дети: (Архитектор Летнего дворца - Трезини).
Педагог: Молодцы! Вот сколько мы сегодня с вами узнали, повторили достопримечательности нашего города, и теперь мы сможем написать детям из Москвы ответ, как мы можем это сделать?
Ответы детей: (Написать письмо, нарисовать рисунок…)
Педагог: Давайте напишем коллективное письмо, но необычное, мы сделаем коллаж Летнего сада, где каждый из вас примет в этом участие. Готовы?
Ответы детей: (Да.)
Педагог предлагает детям перейти в творческую мастерскую и сделать коллективный коллаж на тему Летнего сада. В творческой мастерской стоит доска !!!с фотографиями Летнего сада и круглый стол, где заранее приготовлен материал: Лист формата А3, вырезанные картинки с изображение Летнего сада ( Карпиев пруд, лебеди, статуи, Летний дворец, природный материал ( осенние листья, жёлуди, веточки), цветные карандаши, фломастеры.
Педагог совместно с детьми обсуждает расположение картинок на листе и предлагает дорисовать коллаж элементами по желанию детей. Например: Петра 1 или как дети прогуливаются по Летнему саду и т.д.
В завершении дети украшают коллаж природным материалом.
Педагог: Какая красивая работа у вас получилась! Какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали с вами, вспомнили, какие замечательные места есть в нашем городе! Как вы думаете, захотят дети из Москвы приехать к нам в гости?
Ответы детей: (Да)
Педагог: Я хочу подарить вам открытки с видом на наш город, чтобы вы посмотрели дома и показали родителям.
Педагог дарит открытки с видами Санкт – Петербурга, которые они обсуждают на следующем занятии.
Список литературы
1. Воскобойников В. Санкт-Петербург» иллюстрированная история для детей С - Пб 2003.
2. Гурьева Н.А. Детям о Санкт- Петербурге. Первое знакомство. – Спб.: « Паритет», 2010, -112с. : ил.
3. Дмитриев В. К. Моя первая книга о городе: Экскурсия для самых маленьких.- Спб.: Корона принт, 2012,- 80 с. : ил.
4. Ефимовский Е. Петербург в загадках. Летний Сад. Художники В. Травин, Л. Яхнин и др. СПб Тритон 2010г.
5. Толкачёва Т. Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт- Петербурга. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.-304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....