Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цели:
§ Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.
§ Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о месяцах.
§ Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).
§ Расширить и углубить знания детей о жизни растений и животных, их приспособлении в природе.
§ Развивать умение узнавать, называть по листу – дерево.
§ Учить детей с помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года.
§ Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
§ Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений).
§ Учить использовать полученные знания в играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа
Тема: «Моё любимое время года».
Цели:
- Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.
- Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о месяцах.
- Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).
- Расширить и углубить знания детей о жизни растений и животных, их приспособлении в природе.
- Развивать умение узнавать, называть по листу – дерево.
- Учить детей с помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года.
- Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
- Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений).
- Учить использовать полученные знания в играх.
Предварительная работа:
- Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схемы Т.А. Ткаченко.
- Составление описательных рассказов о природе, беседы, рассматривание иллюстраций.
- Наблюдения, экскурсии в разное время года.
- Дидактические игры: «Какая? Какой? Какое?», «С какого дерева листок?», «Разложи одежду по сезону», «Кто, где живёт?», «Не зевай!», «Так бывает или нет…».
- Чтение рассказов о животных и растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр.
- Изо – деятельность: рисование природы, животных, лепка сюжетов «времена года», животных, аппликация – создание коллективных работ на темы «Дары осени», «Золотая осень», «Ёлочка живи» и др.
- Работа в природном уголке по уходу за комнатными растениями, животными; посадка лука, семян для рассады цветов и т.п.
Материалы и оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; схема Т.А. Ткаченко к описательному рассказу о временах года, карточки с изображением листьев различных деревьев, разных видов одежды, магнитная доска, иллюстрации перелётных и зимующих птиц, деревьев, времён года.
Ход занятия:
Группа украшена репродукциями картин о зиме, весне, лете, осени и работами детей по изобразительной деятельности «Моё любимое время года».
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение А.Кузнецова:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
О чём говорится в этом стихотворении? (О временах года.) Сколько всего времён года? (Четыре: весна, зима, лето, осень.) Для каждого времени года характерны свои особенности. Давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Я буду называть приметы, а вы должны отгадать, когда это бывает:
- Солнце светит, но не греет. (Зимой)
- В какое время года собирают землянику? (Летом)
- Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)
- Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)
- В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)
- Когда появляется лёд на реке? (Зимой)
- Когда на дубе появляются жёлуди? (Осенью)
- В какое время года дети пускают кораблики? (Весной)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебряным»? (Зиму)
- Когда природа оживает? (Весной)
- Когда заяц серый? (Летом)
- Когда люди собирают урожай? (Осенью)
- Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)
- Когда бывает ледокол? (Весной)
- Когда люди утепляют свои жилища? (Осенью и зимой)
- Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)
- Когда бывает капель? (Весной)
- В какое время года бывает гололёд? (Зимой)
- Когда всё небо покрыто тучами и идут дожди? (Осенью)
- Когда на деревьях появляются почки? (Весной)
- Каждому времени года соответствует своя одежда. Предлагаю поиграть и подобрать одежду по сезону.
Игра «Разложи одежду по сезону»:
На магнитную доску размещают картинки с изображением времён года. Детям предлагаются картинки с изображением различных видов одежды. Их задача правильно распределить одежду по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначается (Например: «Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.).
- У каждого из вас есть своё любимое время года. Расскажите нам об этом. А поможет вам в этом наша схема – помощница. В ней восемь окошек, и каждое о чём - то говорит…так:
первое окошко – рассказывает о том, как солнце греет и освещает землю;
второе окошко - рассказывает про небо, осадки, ветер;
третье окошко – говорит нам, чем покрыта земля;
четвёртое окошко – жизнь деревьев, кустарников в определённое время года;
пятое окошко – подсказывает, какую следует одевать одежду;
шестое и седьмое окошко – напоминает нам о жизни лесных обитателей;
восьмое окошко – вы делитесь с нами секретами о том, что вы любите делать в своё любимое время года.
Дети выбирают иллюстрацию любимого времени года и составляют описательный рассказ, опираясь на схему. (Все рассказы начинаются с названия времени года и соответствующих месяцев: «Моё любимое время года - лето. Оно длится три месяца – июнь, июль, август…»)
- Кто весну на крыльях приносит? (Птицы.) Как называются эти птицы?
(Перелётные.) А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края?
(Зимующие.)
Физкультминутка.
Подвижная игра « Зимующие и перелётные птицы»:
(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)
- Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я покажу перелётных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если покажу зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
- А у меня для вас есть ещё одна интересная игра «Третий лишний» о 12 месяцах. Вы слушаете внимательно, и называете тот месяц, который не относится к тому или иному времени года, объясняя при этом свой выбор:
Декабрь, январь, май.
Июнь, июль, сентябрь.
Январь, апрель, май.
Март, октябрь, ноябрь.
- А напоследок, хочу проверить ваши знания о названиях деревьев и умения по листу находить дерево.
Дидактическая игра "С какого дерева листок?":
Дети по одному берут перевернутые картинкой вниз карточки, смотрят, называют и прикрепляют картинку с изображением листа к соответствующему дереву.
- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу? (В календаре.) Смотрите календари. Это вам на память о нашем путешествии.
Примерные описательные рассказы детей:
Моё любимое время года - зима. Она длится три месяца – декабрь, январь, февраль.
Солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.
Небо серое, низкое, часто идёт снег.
Зимой земля замерзает, нет ни одной травинки, ни цветов. Снег покрывает землю белым одеялом, а реки часто покрыты льдом.
Деревья и кустарники стоят голые, так как листья уже опали. Только когда выпадает снег, они одеваются в белоснежный наряд. Одни ёлочки стоят зелёные, им мороз нестрашен, они стали ещё красивее в снежном наряде.
Зимой люди надевают самые тёплые одежды: шубы, шапки, шарфы, тёплые сапоги и обязательно варежки и шарф, чтобы не мёрзли.
Медведь и ёж всю зиму спят. Зайцы, белки поменяли свои шубки на более пушистые и тёплые. Ещё они меняют цвет своего меха: зайцы – серый на белый, а белки – рыжий на серый, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Зайцы зимой едят кору деревьев, белки - орехи, грибы, шишки, которые запасли на зиму.
Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму синички, воробьи, вороны, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильём, так легче прокормиться и не замёрзнуть.
С наступлением зимы все ждут праздника – Новый год. В каждой семье наряжают ёлку, ждут Дед Мороза с подарками. Ещё зимой катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
Моё любимое время года - весна. Она длится три месяца – март, апрель, май.
Весной солнышко ярко светит и всех согревает.
По голубому небу часто плывут белые облака.
Наступает капель, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, трава.
На деревьях и кустах набухают почки, появляются молодые листочки.
Люди снимают тёплую одежду и надевают лёгкую: шапки, куртки, кроссовки, туфли.
Животные меняют свои тёплые шубки на более лёгкие. Некоторые меняют и цвет своего меха: у зайца зимой - белый, чтобы лучше прятаться в белом снегу, а весной серый; у белки зимой – серый, а весной рыжий. Медведь и ёж выходят из тёплых норок и берлоги, где всю зиму спали.
Прилетают перелётные птицы, строят гнёзда и выводят птенцов.
Весной взрослые вскапывают огород, сажают рассаду, семена. Дети пускают по лужам кораблики, собирают цветы.
Моё любимое время года - лето. Оно длится три месяца – июнь, июль, август.
Солнце светит ярко и греет жарко.
Небо голубое и чистое. Летом дует тёплый ветер. Часто идут тёплые, грибные дожди, иногда бывают грозы. После дождя на небе появляется радуга.
Вся земля покрыта зелёным ковром. На лугу расцвело много цветов: одуванчики, ромашки, колокольчики. Над цветами вьются бабочки, пчёлки. Летом в лесу созревает малина, земляника, черника.
На деревьях и кустарниках распустилось много зелёных листьев. В садах и огородах созревают овощи и фрукты.
Люди надевают лёгкую одежду и обувь: футболки, кофточки, юбки, шорты, босоножки, шлёпки.
У животных появляются маленькие детёныши, а птицы учат птенцов летать. Летом можно купаться, загорать, кататься на велосипеде, играть в мяч, прыгать на скакалке, строить замки из песка.
Моё любимое время года - осень. Она длится три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Солнце появляется редко.
Всё небо затянуто серыми, низкими тучами, часто идут проливные холодные дожди.
Вся земля покрыта ковром из разноцветных листьев. Осенью трава желтеет.
Листья на деревьях и кустарниках желтеют и падают. Одни ёлочки стоят зелёные.
Люди надевают тёплые одежды: куртки, пальто, шапки, штаны, сапоги.
Медведь и ёж залегают в зимнюю спячку. Зайцы, белки меняют свои шубки на более пушистые и тёплые. Ещё они меняют цвет своего меха: зайцы – серый на белый, а белки – рыжий на серый, чтобы быть незаметнее зимой, так они спасаются от врагов. Осенью белки делают запасы на зиму – собирают орехи, грибы, шишки.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг - в тёплые края, потому что скоро холода, насекомые все исчезли.
Осенью школьники идут в школу, дети помогают взрослым в уборке урожая в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы. Дети собирают осенние листочки, шишки, палочки для поделок; собирают семена цветов для будущей весны. Взрослые делают кормушки, насыпают корм и развешивают на деревьях для зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) на 2014-2015 учебный год (подготовительная к школе группа)
1. Пояснительная запискаСодержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»
1. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в приро...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...
Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа Тема: «Моё любимое время года».
Цели:Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о ме...
Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]»
Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д']....
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа...