Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гурина Ольга Геннадиевна

Цели:

§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.

§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о месяцах.

§  Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).

§  Расширить и углубить знания детей о жизни растений и животных, их приспособлении в природе.

§  Развивать умение узнавать, называть по листу – дерево.

§  Учить детей с помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года.

§  Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.

§  Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений).

§  Учить использовать полученные знания в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие»                            с использованием технологии Т.А. Ткаченко.                                        Подготовительная к школе группа

Тема: «Моё любимое время года».

Цели:

  • Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.
  • Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о месяцах.
  • Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя).
  • Расширить и углубить знания детей о жизни растений и животных, их приспособлении в природе.
  • Развивать умение узнавать, называть по листу – дерево.
  • Учить детей с помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года.
  • Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
  • Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений).
  • Учить использовать полученные знания в играх.

Предварительная работа: 

  • Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схемы Т.А. Ткаченко. 
  • Составление описательных рассказов о природе, беседы, рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдения, экскурсии в разное время года.
  • Дидактические игры: «Какая? Какой? Какое?», «С какого дерева листок?», «Разложи одежду по сезону», «Кто, где живёт?», «Не зевай!», «Так бывает или нет…».
  • Чтение рассказов о животных и растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр.  
  • Изо – деятельность: рисование природы, животных, лепка сюжетов «времена года», животных, аппликация – создание коллективных работ на темы «Дары осени», «Золотая осень», «Ёлочка живи» и др.
  • Работа в природном уголке по уходу за комнатными растениями, животными; посадка лука, семян для рассады цветов и т.п.

Материалы и оборудование:  аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; схема Т.А. Ткаченко к описательному рассказу о временах года, карточки с изображением листьев различных деревьев, разных видов одежды, магнитная доска, иллюстрации перелётных и зимующих птиц, деревьев, времён года.

Ход занятия:

Группа украшена репродукциями картин о зиме, весне, лете, осени и работами детей по изобразительной деятельности «Моё любимое время года».

 Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение  А.Кузнецова:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

О чём говорится в этом стихотворении? (О временах года.) Сколько всего времён года? (Четыре: весна, зима, лето, осень.) Для каждого времени года характерны свои особенности. Давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Я буду называть приметы, а вы должны отгадать, когда это бывает:

- Солнце светит, но не греет. (Зимой)

- В какое время года собирают землянику? (Летом)

- Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)

- Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)

- В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)

- Когда появляется лёд на реке? (Зимой)

- Когда на дубе появляются жёлуди? (Осенью)

- В какое время года дети пускают кораблики? (Весной)

- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебряным»? (Зиму)

- Когда природа оживает? (Весной)

- Когда заяц серый? (Летом)

- Когда люди собирают урожай? (Осенью)

- Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)

- Когда бывает ледокол? (Весной)

- Когда люди утепляют свои жилища? (Осенью и зимой)

- Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)

- Когда бывает капель? (Весной)

- В какое время года бывает гололёд? (Зимой)

- Когда всё небо покрыто тучами и идут дожди? (Осенью)

- Когда на деревьях появляются почки? (Весной)

- Каждому времени года соответствует своя одежда. Предлагаю поиграть и подобрать одежду по сезону.

Игра «Разложи одежду по сезону»:

На магнитную доску размещают картинки с изображением времён года. Детям предлагаются картинки с изображением различных видов одежды. Их задача правильно распределить одежду по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначается (Например: «Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.).

- У каждого из вас есть своё любимое время года. Расскажите нам об этом. А поможет вам в этом наша схема – помощница. В ней восемь окошек, и каждое о чём - то говорит…так:

первое окошко – рассказывает о том, как солнце греет и освещает землю;

второе окошко -  рассказывает про небо, осадки, ветер;

третье окошко – говорит нам, чем покрыта земля;

четвёртое окошко – жизнь деревьев, кустарников в определённое время года;

пятое окошко – подсказывает, какую следует одевать одежду;

шестое и седьмое окошко – напоминает нам о жизни лесных обитателей;

восьмое окошко – вы делитесь с нами секретами о том, что вы любите делать в своё любимое время года.

Дети выбирают иллюстрацию любимого времени года и составляют описательный рассказ, опираясь на схему. (Все рассказы начинаются с названия времени года и соответствующих месяцев: «Моё любимое время года -  лето. Оно длится три месяца – июнь, июль, август…»)

- Кто весну на крыльях приносит? (Птицы.) Как называются эти птицы?

(Перелётные.) А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края?

(Зимующие.)

Физкультминутка.

Подвижная игра « Зимующие и перелётные птицы»:

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

- Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я покажу перелётных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если покажу зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

- А у меня для вас есть ещё одна интересная игра «Третий лишний» о 12 месяцах. Вы слушаете внимательно, и называете тот месяц, который не относится к тому или иному времени года, объясняя при этом свой выбор:

Декабрь, январь, май.

Июнь, июль, сентябрь.

Январь, апрель, май.

Март, октябрь, ноябрь.

 

- А напоследок,  хочу проверить ваши знания о названиях деревьев и умения по листу находить дерево.

Дидактическая игра "С какого дерева листок?":

Дети по одному берут перевернутые картинкой вниз карточки, смотрят, называют и прикрепляют картинку с изображением листа к соответствующему дереву.

- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу? (В календаре.) Смотрите календари. Это вам на память о нашем путешествии.

Примерные описательные рассказы детей:

Моё любимое время года -  зима. Она длится три месяца – декабрь, январь, февраль.

Солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.

 Небо серое, низкое, часто идёт снег.

Зимой земля замерзает, нет ни одной травинки, ни цветов. Снег покрывает землю белым одеялом, а реки часто покрыты льдом.

Деревья и кустарники стоят голые, так как листья уже опали. Только когда выпадает снег, они одеваются в белоснежный наряд. Одни ёлочки стоят зелёные, им мороз нестрашен, они стали ещё красивее в снежном наряде.

Зимой люди надевают самые тёплые одежды: шубы, шапки, шарфы, тёплые сапоги и обязательно варежки и шарф, чтобы не мёрзли.

Медведь и ёж всю зиму спят. Зайцы, белки поменяли свои шубки на более пушистые и тёплые. Ещё они меняют цвет своего меха: зайцы – серый на белый, а белки – рыжий на серый, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Зайцы зимой едят кору деревьев, белки - орехи, грибы, шишки, которые запасли на зиму.

Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму синички, воробьи, вороны, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильём, так легче прокормиться и не замёрзнуть.

С наступлением зимы все ждут праздника – Новый год. В каждой семье наряжают ёлку, ждут Дед Мороза с подарками. Ещё зимой катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.

Моё любимое время года -  весна. Она длится три месяца – март, апрель, май.

Весной солнышко ярко светит и всех согревает.

По голубому небу часто плывут белые облака.

Наступает капель, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, трава.

На деревьях и кустах набухают почки, появляются молодые листочки.

Люди снимают тёплую одежду и надевают лёгкую: шапки, куртки, кроссовки, туфли.

Животные меняют свои тёплые шубки на более лёгкие. Некоторые меняют и цвет своего меха: у зайца зимой - белый, чтобы лучше прятаться в белом снегу, а весной серый; у белки зимой – серый, а весной рыжий. Медведь и ёж выходят из тёплых норок и берлоги, где всю зиму спали.

Прилетают перелётные птицы, строят гнёзда и выводят птенцов.

Весной взрослые вскапывают огород, сажают рассаду, семена. Дети пускают по лужам кораблики, собирают цветы.

Моё любимое время года -  лето. Оно длится три месяца – июнь, июль, август.

Солнце светит ярко и греет жарко.

Небо голубое и чистое. Летом дует тёплый ветер. Часто идут тёплые, грибные дожди, иногда бывают грозы. После дождя на небе появляется радуга.

Вся земля покрыта зелёным ковром. На лугу расцвело много цветов: одуванчики, ромашки, колокольчики. Над цветами вьются бабочки, пчёлки. Летом в лесу созревает малина, земляника, черника.

На деревьях и кустарниках распустилось много зелёных листьев. В садах и огородах созревают овощи и фрукты.

Люди надевают лёгкую одежду и обувь: футболки, кофточки, юбки, шорты, босоножки, шлёпки.

У животных появляются маленькие детёныши, а птицы учат птенцов летать. Летом можно купаться, загорать, кататься на велосипеде, играть в мяч, прыгать на скакалке, строить замки из песка.

Моё любимое время года -  осень. Она длится три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Солнце появляется редко.

 Всё небо затянуто серыми, низкими тучами, часто идут проливные холодные дожди.

Вся земля покрыта ковром из разноцветных листьев. Осенью трава желтеет.

Листья на деревьях и кустарниках желтеют и падают. Одни ёлочки стоят зелёные.

Люди надевают тёплые одежды: куртки, пальто, шапки, штаны, сапоги.

Медведь и ёж залегают в зимнюю спячку. Зайцы, белки меняют свои шубки на более пушистые и тёплые. Ещё они меняют цвет своего меха: зайцы – серый на белый, а белки – рыжий на серый, чтобы быть незаметнее зимой, так они спасаются от врагов. Осенью белки делают запасы на зиму – собирают орехи, грибы, шишки.

Птицы собираются в стаи и улетают на юг - в тёплые края, потому что скоро холода, насекомые все исчезли.

Осенью школьники идут в школу, дети помогают взрослым в уборке урожая в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы. Дети собирают осенние листочки, шишки, палочки для поделок; собирают семена цветов для будущей весны. Взрослые делают кормушки, насыпают корм и развешивают на деревьях для зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) на 2014-2015 учебный год (подготовительная к школе группа)

1.  Пояснительная запискаСодержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»

1.     Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в приро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа Тема: «Моё любимое время года».

Цели:Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о ме...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа...