Играем пальчиками - развиваем речь
методическая разработка по развитию речи на тему
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tekhnologiya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(Педагогическая технология)
Играем пальчиками - развиваем речь
(Педагогическая технология)
Разработана старшим воспитателем МДОУ комбинированного вида детский сад «Радуга» поселка Мари-Турек Республики Марий Эл Сафаргалеевой Гульфией Ахматсафовной.
Вооруженный умением смотреть, слушать,
осязать, ходить и управлять движениями рук, перестает быть, так сказать, привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
И.Сеченов.
В нашем саду дети и взрослые с нетерпением ждут новой встречи друг с другом. Каждое утро они приходят оживленными, радостными, принося все свои надежды и сомнения в детский сад, где царит обстановка доверия и взаимопонимания. Новый день – это день поиска, исследований и открытий в этом большом и интересном мире.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей.
У ребят часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи?
Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения, как с взрослыми, так и сверстниками.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей « Сороки-белоболки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Цель педагогической технологии:
Установить прямую зависимость уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Основная задача:
Выявить причины задержки развития речи у детей, своевременно и правильно развивать речь ребенка.
Задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
3. Подтвердить целесообразность проведения занятий по развитию мелкой моторики.
4. Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения.
5. Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Пути реализации технологии:
- Использование игр, развивающих движения кисти, - «пальчиковой гимнастики» в повседневной жизни.
- Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в группе.
- Изготовление дидактического материала.
- Разработка перспективных планов, конспектов интегрированных занятий для детей младших, средних, старших групп,
- Организация работы с семьей по усвоению методики «пальчиковой гимнастики».
Содержание работы
Работа с детьми:
- Подготовительный этап
Эмоциональная подготовка детей, приобретение знаний и развитие навыков.
Подготовка дидактического материала.
- Основной этап.
Непосредственное проведение игровых занятий
- Обобщающий этап
Проведение диагностики и определение уровня развития речи детей.
Работа с педагогами:
Темы: | Формы: |
1.Коррекционно-развивающее влияние пальчиковой гимнастики на речь детей | Консультация |
2.Значение развития действия рук | Лекторий |
3.Почему ребенок не говорит? | Дискуссия |
4.Влияние движений пальцев на развитие речи | Семинар-практикум |
5.Изучение и внедрение в практику игровых упражнений пальчиковой гимнастики | Практические занятия |
Работа с семьей:
Традиционные формы: | Темы: |
1.Родительские собрания. | а) Развитие речи детей. б) Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр. |
2.Беседы индивидуальные и коллективные. | а) Как относиться к речевым ошибкам детей? б) Как выявить и исправить недостатки в произношении звуков? в) Почему ребенок молчит? |
3.Посещение семей. | Выявление наличия условий для развития ребенка. |
4.Информационный блок: изготовление папок-передвижек, родительских уголков и памяток | а) Когда начинается развитие речи детей? б) Развитие понимания речи взрослого в) Учимся рассказывать |
5.Выставка детских рисунков и поделок | а) Работа с природным материалом. б) Изготовление поделок из бросового материала |
6. Совместная постановка кукольных спектаклей, развлечений | а) Постановка сцен по сюжетам русских народных сказок б) Сезонные мероприятия |
7. Анкетирование | Выявление состояния и развития сотрудничества детского сада и семьи |
8. Библиотека для родителей. Ознакомление родителей с новинками методической и художественной литературы | Дарр Регина «Первые три года жизни»; Гербова В.В. «Учусь говорить»; Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика»; |
Нетрадиционные формы: | Темы: |
1.Проведение родительских собраний в форме круглого стола. | а) Личность формируется в семье. б) Влияние «пальчиковой гимнастики» на развитие речи детей. |
Создание клуба «Молодой семьи». | Консультативно-разъяснительная работа с молодыми мамами о необходимости правильного и своевременного развития речи детей. |
Медико-педагогические совещания и советы педагогов с участием родителей. | |
Оперативная информация | Индивидуальные карточки |
Совместные занятия с родителями | Консультация, обучение |
Клуб « Здоровый малыш». | Работа коллектива с семьей по подготовке ребенка к новым социальным условиям. |
Информационный блок: «Копилка родительской мудрости». | Тесты, опросники, анкеты. |
Дни открытых дверей. |
Ожидаемые результаты:
- Развитие интереса у детей к упражнениям и играм на основе пальчиковой гимнастики.
- Повышение уровня развития речи.
- Овладение двигательными умениями и навыками, развитие координации движения.
- Развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, овладения навыками письма.
- Укрепление здоровья детей.
Работа с родителями
Клуб «Молодая семья»
- Создание клуба.
- Консультативно-разъяснительная работа молодым мамам о необходимости правильного и своевременного развития речи детей.
Овладение речью как средствам общения дошкольный период детства проходит три основных этапа.
Первый этап – подготовительный.
Он охватывает первый год жизни, получил название довербального. На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.
Второй этап.
Это переход к активной речи, приходится обычно на второй год жизни.
Третий этап.
Речь совершенствуется как средство общения-она все точнее отражает намерения говорящему, все точнее передает содержание и общий контекст отражаемых событий, варьируется в зависимости от особенностей собеседника. В связи с этим идет интенсивное расширение словаря, совершенствуются грамматические конструкции, четче становится произношение.
Библиография
- Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». Москва, «Просвещение», 1993.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет». Москва, «Просвещение», 1992.
- Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)». Москва, «Просвещение», 1986.
- Дарр Регина «Первые три года жизни». Москва, «Линка-Пресс», 2003.
- Касьянов В.М. «Развитие ребенка и среда» (Формирование речевой функции. Детская нервность)» - МГПИ, Кафедра школьной гигиены. Москва, «Просвещение», 1971.
- Кольцова М. «Ребенок учится говорить». Москва, «Советская Россия», 1979.
- Левина Р.Е. «Воспитание правильной речи у детей». Москва, «Просвещение», 1998.
- Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. «Речь дошкольника и ее исправление». Москва, «Просвещение», 2001.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва, «Просвещение», 1986.
- «Развитие речи младших школьников» под редакцией Львова М.Р. Москва, «Просвещение», 1990.
- Розенгард-Пупко Г.Л. «Формирование речи у детей раннего возраста». Москва. Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
- Синяк В.А. «Логопедия». Москва «Просвещение», 1990.
- Стародубова Н.А. «Развитие речи ребенка», Москва. «Школьная пресса», 2005.
- Сотникова В. «Маленькие в детском саду», Москва, «Линка-Пресс», 2005.
- Гербова В.В. «Учусь говорить». Москва, «Просвещение», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"
Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....
Играем пальчиками - развиваем речь
Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...
Играем пальчиками - развиваем речь
Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...
Играем пальчиками – развиваем речь ребенка
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....
Играем пальчиками-развиваем речь
пальчиковые игры для любого возраста...
Играем пальчиками - развиваем речь.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...