Играем пальчиками-развиваем речь
методическая разработка (развитие речи) по теме
Предварительный просмотр:
Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие: « пальчиковая гимнастика».
Апробировал и систематизировал: Шихарева Марина Викторовна.
Картотека :
1. Две подружки.
На лужайке две подружки
(Похлопать по коленям в ритм текста)
Ква- ква-ква , ква -ква-ква.
(Похлопать в ладоши в ритм текста)
Две зеленые лягушки:
(Хлопки по коленям)
Ква- ква-ква, ква- ква-ква.
(Хлопки в ладоши) .
Ква! (Притопнуть одной ногой) .
Хором песни распевают:
(Сложить ладони и чуть –чуть приоткрыть лягушкам ротик) .
Ква - ква-ква, (хлопки в ладоши)
Ква- ква-ква. (Притопы ногой в ритм текста) .
И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем) .
Ква- ква-ква, ква- ква-ква! (Похлопать в лад
2. Дом.
На опушке дом стоит.
(Сложить ладони домиком над головой) .
На дверях замок висит.
(Сомкнуть ладони в «замок») .
За дверями стоит стол,
(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) .
Вокруг дома частокол.
(Руки перед собой, пальцы растопырены) .
Тук – тук – тук! Дверь открой!
(Постучать кулачком одной ладони о другую) .
Заходите, я не злой!
(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной) .
3. Семья могучая.
В одном лесу дремучем
(Покачать руками над головой, как деревья) .
Жила семья могучая.
(Сложить руки в замок) .
У них был дом огромный
(Сложить ладони над головой в виде крыши) .
И крыша с трубой темной.
(Поднять средние пальцы – труба) .
Из трубы в колечки дым.
(«Колечки» из всех пальцев)
Плим, плим, плим
(Пощелкать пальцами) .
4. Есть у каждого дом.
У лисы в лесу глухом,
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
( Загибают пальцы на обеих руках:
на первое двустишие – на левой руке,
на второе – на правой руке) .
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
(Удары поочередно ладонями и кулачками) .
5. Разыгра
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?
(Спрятать руки за спину) .
Пошли пальчики с утра
(Пошевелить пальцами) .
В гости к тете Разыгра
(Похлопать в ладоши) .
6. На скамеечке сидели
(На большом пальце «посидеть» каждым пальчиком, начиная с мизинца) .
Да в окошечко глядели.
(Сложить «окошечки» перед глазами) .
Напилися чаю, чаю разыграю,
(Чередовать хлопки и показ больших пальцев) .
Солнышку ладошки погладили немножко,
(Погладить ладошки друг о друга, слегка массируя их) .
Пальчики подняли, лучиками стали.
(Поднять обе руки вверх, растопырить с усилием пальцы) .
7. Кони.
Садимся на коней. Тпру!
Кони, на старт!
(Кладем руки на стол, ладонями вниз) .
Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт) .
По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе) .
По песочку! (Потираем одну ладонь о другую) .
По камушкам! (Стучим по столу ноготками) .
По мостовой! (Стучим кулачками) .
По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам) .
По топкому болотцу! (Стучим по щечкам и причмокиваем) .
По ледочку! (Цокать языком) .
По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу) .
Через ямку! (Сделать руками движения, имитирующие прыжок) .
По пыльной дорожке! (Хлопаем ладонями по коленям) .
В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься) .
С горки! (Стучим в очень быстром темпе) .
Ускакали далеко! (Очень тихо стучим) .
Скачут совсем близко! (Стучим громко) .
Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу) .
8. Пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .
Это кто у нас шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (Шепотом) .
9. Утро ясное придет,
Солнце ясное взойдет, (громко)
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать. (Громко) .
Просыпайся, детвора!
В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .
10. Комарики.
Вот они оживают, складываясь в щепотку, становятся "комариками" и со словами:
Дарики - дарики,
Летели комарики,
Вились, вились,
В щечку (носик, ручку) вцепились!
"Кусайте" малыша за разные части тела к его превеликому удовольствию.
11. Паучок.
А какой замечательный паучок получается из растопыренных пальцев! Перебирая лапками, он двигается совсем как настоящий. Подбирается к малышу:
Тупи- тупи- тупи -ту,
Паутинку я плету,
Паутинку я плету,
Туп- тупи -тупи- ту.
Нюше (Васе, Маше.) ножку (ручки, ушки.) оплету,
Тупи- тупи- тупи- ту!
И "запутывает", щекочет.
12. Черепашка.
А еще рука может стать черепашкой, если из кулака медленно выдвигать большой палец:
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
И потом быстро убирайте "голову" обратно в "панцирь".
13. Компот.
Одну руку ставим ладошкой вверх, а указательным пальчиком другой руки водим по ладони круговыми движениями, "перемешивая компот":
Варим, варим мы компот.
Фруктов надо много. Вот:
(Загибаем поочередно пальчики.)
Будем яблоки крошить,
Груши резать и варить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Разгибаем все пальчики и опять "перемешиваем".)
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ!
14. Семейка.
Возьмите ручку ребенка и прижимайте его пальцы к ладошке по одному, начиная с большого:
Вот дедушка.
Вот бабушка.
Вот папочка.
Вот мамочка.
Вот деточка моя.
А вот и вся семья!
С этими словами обхватите кулачок ребенка.
15. Зайчата.
Сначала нужно сжать кулачок. Это "заячий домик". "Зайчата" выходят из домика по одному. А потом так же возвращаются обратно:
Раз, два, три,
Четыре, пять -
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три,
Четыре, пять -
В домик спрятались опять!
16. Белка.
Пусть ребенок вытянет руки ладошками вниз и в такт стишкам то сжимает пальцы в кулак, то раскрывает их веером:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки.
Кому?
(Рука переворачивается ладонью вверх, пальчики, от большого к мизинцу, поочередно загибаются.)
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке косолапому,
Котику усатому.
17. Мальчик – пальчик.
( Нужно взять в свой кулак большой палец ребенка и, потряхивая его, поинтересоваться):
Пальчик-мальчик, где ты был?
( А затем, отгибая от детского кулачка пальчики, отвечать):
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!
18. Пальчики.
Пальчики левой руки, начиная с мизинца, поочередно пригибайте к ладошке со словами:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Тише, тише, не шумите,
(Правой рукой качаем кулачок.)
19. Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
(Пальчики с силой расправляются веером.)
20. Пальчики.
( Малышу будет интересен несложный стишок, с помощью которого легко запомнить названия пальчиков. Каждый называемый палец ребенок обхватывает кулаком другой руки):
Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ
В сад за сливами пошел.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога
Указал ему дорогу.
СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.
Он сбивает сливы с ветки.
БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.
А МИЗИНЧИК-господинчик
В землю косточки сажает.
21. Цапки
( Один ставит руку тыльной стороной ладони вниз , как крышу. Другой , или другие ,снизу приставляют к ней указательные пальцы). Со словами:
Кошки, мышки,
Волки, зайцы,
Прячьте пальцы! Цап!
( "Крыша" захлопывается, и нерасторопные пальцы попадаются.)
Вариант 2.
На горе стояли зайцы,
И кричали: Прячьте пальцы.
Вариант 3.
Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, … ., жаба.
Цап!
22. Локотки.
( В такт произносимым словам выстукивать по столу локотками, кулачками или суставами согнутых пальцев.)
Ай, туки, туки, туки!
Застучали молотки,
Застучали молоточки,
Заиграли локоточки
Туки – ток, туки – ток!
Вот и вырос малышок!
23. Лады – ладуси.
Лады – ладуси, (Хлопки в ладоши) .
Были у бабуси.
Ели кренделек, (Загибать по одному пальцы, начиная с большого) .
Пили киселек.
Взяли на дорожку
Пышную лепешку.
Да в придачу - из печи
Маковые калачи!
Не хотите калачей?
Так летите! Э – ге – гей! (Взмахи руками, имитирующие полет птиц, бег по кругу) .
24. Большаку – дрова рубить…
Большаку – дрова рубить, (Загибать по одному, начиная с большого, пальцы) .
А тебе – дрова рубить,
А тебе – печь топить,
Тебе – кашу варить.
А малышке – песни петь. (Загнуть последний – мизинец) .
Песни петь, да плясать, (Делать руками «фонарики») .
Родных братьев потешать.
25. Пальчик – мальчик, где ты был…
(Ручки сжаты в кулаки, большие пальцы – вверх, вращаютс я: левый – по часовой стрелке, правый – против часовой. Затем большой палец прижимается поочередно к каждому пальцу, начиная с указательного) .
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
26. Утречко.
Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя солнышко) .
Эй, братец Федя, буди соседей! (Пальцы сжаты в кулак, большой поднят кверху и совершает круговые движения) .
Вставай, большак!
Вставай, указка!
Вставай, середка!
Вставай, Сиротка!
И ты, крошка – Митрошка! (Указательным пальцем левой руки поочередно надавить на подушечку называемого пальца) .
Привет, ладошка! (Щелчок по середине ладошки) .
Все проснулись и потянулись! (Руки вверх, пальцы вытягиваются, растопырены с усилием) .
( Упражнение повторить дважды, сначала правой рукой, затем – левой).
27. Дом на горе.
На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить домик) .
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук) .
Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты») .
Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .
Окружает все забор. (Перед собой показать «забор» из пальцев) .
За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол) .
Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу) .
В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! » (Постучать кулаками по столу) .
Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)
28. Скакалка.
( Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, как будто крутим скакалку – сначала в одну сторону, затем в другую ).
Я скачу, я верчу новую скакалку.
Захочу, обскачу Галку и Наталку.
Ну-ка, раз, ну-ка, два посреди дорожки.
Да бегом с ветерком, да на правой ножке.
Я скачу, я верчу новую скакалку.
Я скачу, я учу Галю и Наталку.
Ну-ка, раз, ну-ка, два, учатся сестрички,
За спиной день - деньской прыгают косички.
29. Про птицу и птенчиков.
На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама- птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице, (большой палец поочередно прикасается к остальным четырем, по две букашки (одновременное двукратное прикасание большим пальцем к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большим пальцем с силой гладить края остальных пальцев поочередно) .
30. Приветствие.
Это команда - белочки, а это команда – зайчики (пальцы левой и правой руки). Это капитан белочек, а это капитан зайчиков (большие пальцы).
Каждый капитан здоровается со своей командой. (Упражнение делаем сначала с отдельными
командами, затем одновременно) .
Обе команды здороваются друг с другом. (Поочередное касание парных пальцев обеих рук. Сначала зайчики и белочки, стоя прямо, затем с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой) .
31. Котенок.
Котенок – маленький, озорной и пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев, ладонь в таком прижатом положении, все пальцы «бегают») .
Котенок выпустил когти. (Пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) .
Начал царапаться. (Пальцы быстро «бегают» в этом напряженном полусогнутом состоянии) .
Ай –ай – ай, котенок, какой ты шалун, нельзя так царапаться. Ну– кА , спрячь когти! ( Через некоторое время котенок начинает опять точить когти…
Упражнение выполняется одновременно обеими руками) .
Ну что же ты, киска? (Котенок отвечает) :
«Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска! »
32. Угощение гномов.
Стали гномы гостей приглашать. (Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой, затем наоборот) .
Каждому гостю досталось варенье. («Намазывать» варенье на кончик каждого пальца) .
Пальчики съели все угощение. (Последовательно, начиная с больших пальцев «склеить» одноименные пальцы на обеих руках) .
Плотно прижалась к ладошке ладошка. (Прижать ладони одна к другой) .
Гости не могут взять даже и ложки! (Плечи приподнять, руки развести в стороны – удивиться) .
33. Колокольчик.
Колокольчик все звенит, язычком он шевелит. (Тыльные стороны рук обращены вверх. Пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает) .
Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет.
Сейчас очень много всевозможной литературы для игр с пальчиками - как для малышей ,так и для детей по старше. Можете выбрать, что вам более удобно: книга или видео. Выбор за Вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"
Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....
Играем пальчиками - развиваем речь
Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...
Играем пальчиками - развиваем речь
Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...
Играем пальчиками – развиваем речь ребенка
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....
Играем пальчиками - развиваем речь.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
Консультация для родителей: "Пальчики помогают говорить, играя пальчиками развиваем речь".
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики....