Играем пальчиками - развиваем речь
статья по логопедии на тему

Лашина Ольга Сергеевна

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Играем пальчиками – развиваем речь

Подготовила: логопед

Лашина О.С

Ромоданово 2011

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.  Эти выводы не случайны.

Почему у некоторых детей легко развивается речь, они без труда осваивают рисование, а впоследствии и письмо, в то время как другие малыши часами трудятся над тетрадками и у них не выходит ничего путного? Конечно, для правильного развития ребенка важны и методики занятий и учебный материал и то, с какого возраста родители начали с ним заниматься. Но не менее важны и сопутствующие игры, простейшие, казалось бы, не несущие в себе особой смысловой нагрузки, но такие эффективные для правильного развития. Одним из таких важных сопутствующих игровых направлений является пальчиковая гимнастика.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики

  1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
  2. - Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
  3. - Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
  4. - Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. 
  5. - Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

  Дети в возрасте до 2-х лет:

        знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

"Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

        с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

Дети  в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

        энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

"Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

        простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,

Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

        составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

        игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

 "Замок"

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

"Домик"

На поляне дом стоит,

Ну  а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.  

  Дети 3 – 4 лет. 

        Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

"Кошка".

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

-  разучивается вторая фигура по этому же принципу.

"Мышка"

Серенькая шкурка,

Маленькие глазки,

Ушки на макушке.

Скажем мышке: "Здравствуй!".

-  дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. 

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

 "Пальчики"

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

 

Дети        с 4 до 5 лет:

        выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

         сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

        составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

"Краб"

Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней.

Краб ползет по дну, выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

        Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

"Зайчик и кочан капусты"

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом  грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

"Заяц" грызет кулак и причмокивает.

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

С усилием растопыриваем все пальцы.

А домой добрался – долго отдувался!

Показываем, как заяц движется по столу.

 

Дети  5 - 7 лет 

        Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

        Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

        Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

  При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.

тема "Грибы".

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания .Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

"За грибами"

 Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

 За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)

 Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Игра

Выложить горохом по нарисованному контуру.

"Корзинка"

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?

Помогите, пальчики!

Вы по контуру бегите,

Узнать картинку помогите.

Груздь.

Выложить из

 мелких геометрических

фигур рисунок

по образцу.

"Чудесный мешочек"

Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Дорисуй узор

 

  Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.

   Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

  1. Курочка Ряба

Жили-были дед

 (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Спеша курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

 — не разбил. Баба била, била

 (стучите кулаком по «яичку»)

 — не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

 — яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

 

  1. Репка

Новые персонажи:

Репка — двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу — по форме репы;

Внучка — пальчиковое упражнение «Бантик»;

Жучка — пальчиковое упражнение «Собака»;

Кошка — пальчиковое упражнение «Кошка»;

Мышка — пальчиковое упражнение «Мышка».

 

  1. Теремок

В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:

Лягушка — пальчиковое упражнение «Лягушка» ;

Зайчик — пальчиковое упражнение «Зайчик» ;

Лисичка — пальчиковое упражнение «Лиса»;

Волчок — пальчиковое упражнение «Волк»;

Медведь — пальчиковое упражнение «Медведь»;

Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок — пальчиковое упражнение «Домик».

 

  1. Рукавичка

Дополнительный персонаж — рукавичка

(покажите раскрытую ладонь).

 

  1. Колобок

Новый персонаж Колобок

(пальчиковое упражнение «Шарик»).

 

Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:

Я колобок, колобок! По амбару метен

(пальчиковое упражнение «Веник»),

По сусекам скребен

(поскрести пальцами рук по столу),

На сметане мешен

(выполняйте движения, как при замесе теста).

В печку сажен

(выполните пальчиковое упражнение «Печка»),

На окошке стужен (

выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).

Я от дедушки ушел

 (изобразите дедушку)

 Я от бабушки ушел

(изобразите бабушку),

Я от зайца ушел

(пальчиковое упражнение «Заяц»)...

* Пальчиковое упражнение «Печка»: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».

Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.

После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше — только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.

 

  1. Аленушка и лиса

В этой сказке юный артист должен будет показать

Аленушку — пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;

Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом — пальчиковое упражнение «Домик»

Кот, петух и лиса

В этой сказке всего три героя:

Кот. — пальчиковое упражнение «Кошка»;

Петух — пальчиковое упражнение «Петух»;

Лиса — пальчиковое упражнение «Лиса».

А также декорации и атрибуты:

Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;

Окошко — сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;

Горошек — постучите указательным пальцем по столу.

 

  1. Лиса, заяц и петух

В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».

Маша и медведь

Маша — пальчиковое упражнение «Бантик».

 

Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:

Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;

Грибы — пальчиковое упражнение «Грибок».

Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;

Пирожки –перекладывайте  из руки в руку воображаемые пирожки

Пенек - кулак, поставленный на стол;

Короб пальчиковое упражнение «Корзина»

 

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

        Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.

        Выкладываются фигуры по заданному образцу.

  Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

 Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

  При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

                     Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

                     Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

                     Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

                     Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.

                     Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

                   Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.

                   Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету. 

                                "Забавные картинки"

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

                          "Застегни пуговку"

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

                          "Разноцветные прищепки"

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).

                     "Трафареты"

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

 

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка,

- рисование,

- конструирование,

- аппликация,

- собирание пазлов,

- собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Приложение


Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя


Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Корзинка

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Собака

У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Мышка

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Зайчик в норке

У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Лошадка

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Коза

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб

Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Замок

Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Слон

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Птичка

Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин

Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Пальчиковая игра "Наши пальчики"

Основные цели игры: Знакомство детей с названием пальцев руки. Развитие мелкой моторики рук.

Раздаточный материал для игры: Цветные карандаши, лист бумаги.

Ход занятия:

Ведущий-взрослый: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение о пальчиках и мы с вами поиграем, но пока мы не знаем, как их зовут, а ведь каждый пальчик имеет свое название.

"Твои пальчики":
Этот пальчик самый большой, самый веселый самый смешной!
(показывает ребенку большой палец)
Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный!
(указывает на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик средний, он ни первый, ни последний!
(отгибает средний палец)
Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной!
(согнуть внутрь ладони безымянный палец, как будто он не хочет каши)
Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик!
(Оттопырить мизинец так, будто он хочет убежать от других пальчиков)

Теперь ребята возьмите лист белой бумаги и простой карандаш, мы будем с вами обрисовывать каждый свою ладошку. Положите левую ладонь на лист бумаги и обведите ее карандашом, так чтобы каждый пальчик был отдельно от другого. Покажите мне большой палец на вашей руке, а теперь на листе бумаги и раскрасьте его в желтый цвет.
Покажите указательный палец на руке, затем раскрасьте его на листе бумаги в красный цвет.
Покажите средний палец на руке, а на листе бумаги раскрасьте его в синий цвет. Покажите безымянный палец на руке, теперь раскрасьте на листе бумаги его в зеленый цвет.
Покажите мизинец на руке, теперь раскрасьте на листе бумаги его в черный цвет.

Вопросы к детям:

-Какой палец мы раскрасили в желтый цвет? (большой)
-Какой палец мы раскрасили в красный цвет? (указательный)
-Какой палец мы раскрасили в синий цвет? (средний)
-Какой палец мы раскрасили в зеленый цвет? (безымянный)
-Какой палец мы раскрасили в черный цвет? (мизинец)
(при ответах дети должны назвать палец и показать его на листе бумаги).

Предлагаю вам показать что мы умеем делать из пальчиков:

"Очки"
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки; колечки поднести к глазам.)

"Флажок"
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

(четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец – вместе, большой опущен вниз; тыльная сторона ладони к себе.)

"Цепочка"
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

(большой и указательный пальцы левой руки в кольце, попеременно через это кольцо пропускаем колечки из пальцев правой руки: большой - указательный, большой - средний, и т.д.)

"Шарик"
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Cтал он тонкий и худой.

Надуваем быстро шарик. Он становится большой
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой.
(пальцы обеих рук в «цепочке» и соприкасаются кончиками; в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара, когда воздух «выходит» – пальчики принимают исходное положение).

"Колокольчик"
Колокольчик все звенит,
Языком он шевелит.

(тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает).

Ведущий предлагает новую игру: ПАЛЬЧИКИ и МИШКА

Где же наши пальчики?
(дети сгибают пальцы рук и ног – «прячут их», смотрят на стопы ног и кулак)
Вот наши пальцы.
(разгибают пальцы ног и рук)
Пляшут, пляшут пальчики
Пляшут наши пальчики.

(в такт музыки поднимать и опускать, сжимать и разжимать пальцы рук)
Вот идет вдруг Мишка,
Мишка косолапый.
Может наступить нам
Он на пальцы лапой.

(поставить ноги на внешнюю сторону стопы, пальцы поджать; ритмично поднимать то одну, то другую ногу, изображая ходьбу косолапого медведя).
А мы пальцы спрятали,
да спрятали, да спрятали!
Не наступит Мишенька,
Да, лапою, да лапою!

(поднять носки стоп, поджать пальцы ног, а пальцы рук сжать в кулак; держать до конца куплета).

Пальчиковая игра с развитием устного счета "В гости к Белоснежке"

Основные цели игры: Закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа. Закрепить знание цифр, умение соотносить цифру с количеством. Закрепить понятия «широкий» и «узкий». Развитие мелкой моторики.

Материал:
Демонстрационный: четное количество васильков, ромашек и колокольчиков. Картинки для фланелеграфа*, карточки с числами от 1 до 10. Изображения гнома, великана, Белоснежки. Квадратный лист с нарисованными на нем геометрическими фигурами.

Раздаточный: набор геометрических фигур, лист бумаги, лист с изображенными на нем точками с числами от 1 до 10.

* Смысл фланелеграфа прост: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки.
Сделать фланелеграф очень просто: берем кусок фанеры или толстого картона (я взяла ненужную полку от шкафа), обтягиваем его однотонной фланелью и все фланелеграф готов.

Ход игры:

  1. Жили-были гном и великан. И решили они сходить в гости к Белоснежке. Взяли с собой карту. Карта была секретная. Сможешь ее запомнить – найдешь дорогу к Белоснежке. Воспитатель на некоторое время (10 сек.) показывает карту.
  2. Дети должны по памяти выполнить тоже самое на своих листах, а затем рассказать, что и где у них разложено. Карту запомнили - можно идти в дальнюю страну.
  3. Идет великан и поет: «Большие ноги шли по дороге – Топ! То-оп, то-о-п, то-оп! То-о-п, то-оп, то-оп!» (Прошагай пальчиками как великан). Идет гном и тоже поет: «Маленькие ноги шли по дороге – Топ-топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топтоп! (Прошагай пальчиками как гномик). Дошли они до моста. Один мост узкий, а другой широкий. Как вы думаете, по какому мосту пойдет великан, а по какому гном и почему?
  4. И решили гном с великаном по дороге все пересчитать. Мимо чего не шли, все пересчитывали и записывали. Воспитатель ставит на фланелеграф 5 елок, б васильков, 7 грибов, 8 ромашек, 9 бабочек, 1О колокольчиков (стоят группами, поодаль друг от друга). Дети выходят по одному пересчитывают количество, например, елок, находят нужную цифру и ставят рядом. Когда дойдет очередь до грибов, можно спросить у детей, как эти грибы называются, какие съедобные, какие нет?
  5. Долго шли великан и гном. Устали. Решили в поле отдохнуть и из цветов венок сплести. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе последовательность: колокольчик, ромашка, василек Дети выходят по одному и продолжают «плести». Затем воспитатель предлагает им каждому сплести свой венок. На столе у детей набор геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура – цветок. Для проверки правильности решения можно попросить у детей назвать, какие фигуры повторяются.
  6. Отдохнули. Взяли венок с собой, чтобы его Белоснежке подарить и пошли дальше. Идут и песню поют. «Мы идем в гости к Белоснежке, где звезды с березами смотрят в реку. Пойдем туда, где гуляет Га-Га и ходят вразвалку Ко-Ко и Кис-Кис. Пойдем в страну, где пасется Му-Му, где скачет легко по лугам И-го-го. И там за праздничным столом веселую песню Белоснежке мы споем.

Дерево – прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Гусь – предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец упирается на большой. Все пальцы прижаты к друг к другу.

Курочка – ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Кошка – средний, безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх.

Корова – указательный палец поднят вверх, остальные сжаты в кулачок. Поднести обе руки к голове.

Лошадь – правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют гриву.

  1. Дошли, наконец, к двери. Дверь на замке. Открыть ее сможем, если найдем ключ. Для этого надо правильно соединить точки с числами. Соединим точки, получим ключ. Этим ключом откроем дверь и войдем к Белоснежке и сядем за праздничный стол.

Комплексное занятие по мелкой моторике

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой.

В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика, упражнения способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.

Необходимо рассмотреть предметы, находящиеся на столе.
– Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками.

1. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.

На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

2. Игра с карандашем

Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2
Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3
Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.

Упражнение №4
Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5
Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

3. Физкульт минутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

4. Выполнение фигурок животных из пальцев рук

Кошка
А у кошки ушки на макушки
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

Колокольчик
Колокольчик все звенит –
Языком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

Сказка «Приключение зайки»

(Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук, которые были ранее освоены).
Жил-был возле леса на полянке, где росли красивые цветы, заяц. Ему было очень скучно, и он пошел искать друга. В лесу он встретил другого зайчика. На их беду в лес прибежал волк - зубами щелк. Убежали зайцы, спрятались, и думают, что им сделать. И решили они построить дом. Посмотрели зайцы, что волка нет и пошли в лес. Они пилили, рубили, молоточком колотили и построили себе дом, а в доме стол, стул, кровать и крепкий замок. Прибежал на стук волк - зубами щелк, посмотрел на дом зайцев и убежал прочь. А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.

5. Ориентировка в пространстве и на листе

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

– Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

– Положите по середине листа, вертикально одну сетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

– Что получилось? (Елочка)
– Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

– В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.
– Как вы думаете, что получилось? (Цветок)
– Сколько фасолен вы использовали для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)
– Сколько фасолен черного цвета? (Одна)
– Пять плюс один – будет шесть.

– В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.
– Дети, что получилось? (Гриб)

– В верхнем правом углу положите пять горошен.
– На что похоже? (Солнце)

– В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
– Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...