«Театрализованная деятельность как самостоятельный элемент деятельности воспитателя по образовательной области "Речевое развитие"»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в которой наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Благодаря театрализованной деятельности, совершенствуется грамматический строй речи ребенка, его звуковая культура, монологическая, диалогическая формы речи. Дети обучаются орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_niyazbaeva_v.b.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
629828, ЯНАО, г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82
E-mail: yagodka_871987@mail.ru ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП 8905026722/890501001
Городское методическое объединение воспитателей по теме:
«Содержание деятельности воспитателя по образовательной области
«Речевое развитие».
«Театрализованная деятельность как самостоятельный элемент деятельности воспитателя по образовательной области "Речевое развитие"»
подготовила: Ниязбаева Венера Бикбулатовна
2015 год
«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток и восклицать:
«О! Как ты красива!»
Е. Щукина
Речевое развитие является одним из главных аспектов в образовании детей. Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдениях на прогулке, зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что целесообразно будет применить театрализованную деятельность. Почему театрализованная деятельность? потому что она одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в которой наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Исходя из этого, было решено связать речевое развитие детей с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Благодаря театрализованной деятельности, совершенствуется грамматический строй речи ребенка, его звуковая культура, монологическая, диалогическая формы речи. Дети обучаются орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. И воспитатель, и дети должны находиться на позиции сотворчества, сотрудничества.
В своей работе мы используем разнообразные виды театров: перчаточный, настольный, кукольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, масочный, театр на палочках. В играх наши воспитанники используют все перечисленные виды театров, учась при этом звукоподражанию, закрепляя умение выразительно произносить фразы, совершенствуя интонационную выразительность речи.
Работу по театрализованной деятельности мы выстраиваем от простого - к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Сначала мы с детьми просто рассматриваем иллюстрации, затем показываем сказки на фланелеграфе. Далее используем пальчиковый и настольный театр, разучивание ролей и их обыгрывание.
Учитывая индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, и творческие способности, в группе оформлен театрализованный мини центр, представляющий возможность ребенку действовать как индивидуально, так и в коллективе со своими сверстниками. В данном мини центре имеются различные виды театров и развивающие игры по литературным произведениям. Также имеются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей. Мы предоставили возможность детям самостоятельно выбирать виды театров, реквизиты, костюмы.
В нашей группе имеется картотека игр и упражнений: «Мимика и жесты», «Учимся общаться», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Встреча с колобком», «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Ожившие сказки», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры». Оформлены: «Театральный альбом», буклеты «Лопотунья» и «Путешествие по сказкам», папка-передвижка «Мир театра», фоторепортажи: «Новогодние развлечения», «Играем в сказку», «Колобок».
Итак, влияние театрализованной деятельности на развитие речи наших воспитанников неоспоримо. С помощью театрализованных игр мы решаем практически все задачи программы развития речи. Данный вид творческой деятельности используем наряду с основными методами и приемами речевого развития детей. Благодаря театрализованным играм совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений, способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях). Дети учатся пересказывать, рассказывать, передавая не только главное, но и детали. Улучшается дикция, обогащается активный и пассивный словарь ребенка.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в процессе внедрения инновационных техник и технологий развития дошкольника.
Cовременным детям не достаточно стандартных способов рисования и материалов. Работая с дошкольниками, я заметила, что дети выполняют программные задачи по изодеятельности, но в их работах нет индивиду...
«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»
Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством модели...
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности
Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалист...
Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Развитие речи»
Обогащение словаря, образование слов по теме «Олимпиада в Сочи. Зимние виды спорта»....
Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области развитие речи «Купание куклы Кати»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Цель занятия - помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ для средней группы .
формирование умения изготавливать мыльные пузыри и объяснять их изготовление. ...