Шахматы и развитие речи в дошкольном отделении
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Исаев Зарафшан Яхьяевич

Приводится совместный материал с логопедом ОУ Соловьевой С.В. об использовании уроков шахмат для развития речи дошколят

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shakhmaty.doc104.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Игра –путешествие в шахматную страну  

Цели игры.

1.Формирование умения делить слова на слоги.

2.Упражнение детей в воспроизведении слов разного слогового состава.

3.В процессе самопроверки или взаимопроверки развитие внимания, формирование адекватной самооценки.

4.Закрепление умения согласовывать существительные разной слоговой структуры с числительными.

5.Автоматизация и дифференциация з

Интеграция образовательных областей:

•познание;

•коммуникация;

•чтение художественной литературы;

•здоровье.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: игра-путешествие.        

Оборудование:  

•шахматная доска,

•шахматные фигуры,

•мягкий мяч

Схемы слов

 •задания от Загадая,

•надпись “Шахматная страна”

Картинки на доске

скачать описание Шахматы в сказках

 Шахматы в сказках для детей                       Шахматы в сказках

Ход мероприятия

1.Логопед:

Скучно было детворе

 Ранним утром во дворе.

Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был – и везде

 В неё играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры название угадать?

Ответ:  ШАХМАТЫ

Логопед: – Ребята вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)

Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.

“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”

(Шахматные фигуры) 

А сейчас, слово предоставляется преподавателю шахмат ИсаевуЗ.Я.. (Преподаватель знакомиться с ребятами)

 Исаев З.Я. : Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране.. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинаетсяШахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

2.А теперь посчитайте сколько пешек

Шахматы для самых маленьких - i_001.pngШахматы для самых маленьких - i_003.pngШахматы для самых маленьких - i_005.pngШахматы для самых маленьких - i_011.pngШахматы для самых маленьких - i_007.png

3.Прочтите слово по первым буквам картинок :

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=0de4d49dfd5d2ed1734fd40160f6ca5e-125-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ef14eb2bb468d0e9e8b18be60adedb67-116-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b2af4bfed552b82e28bbe056c691d24d-50-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=70b37e5d2960517bd0ec84b851776a9a-112-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2117314983cb4de4a25d4f2b4f1cb5a1-131-144&n=21-

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6978f7aad26599179529b8c386687db0-18-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=5a88a76564825fb94176512183f28677-90-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8b87cca08d263c67957aa24df6353e0b-139-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=62e2f0f6249a89111ded36e7693a83a1-18-144&n=21

ОТВЕТ: Шахматист

4. Повторим скороговорку (все вместе и по очереди)

Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, перевышахматит  

5 . Отгадаем загадки :

Загадка №1

Стою на самом краю,

Путь открою – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу

Ответ: Ладья

Загадка №2

Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть».

Ответ: Ладья

Загадка №3

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

Ответ: СЛОН

Загадка №4

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

У каждого путь – свой.

Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

Загадка №5

Два братца в одной армии служат,

А встретится друг с другом не могут.

Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

Загадка №6

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

Ответ: Слон

Загадка №7

Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят.

Ответ: Конь

Загадка №8

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

Ответ: Король

Загадка №9

Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Ответ: Король

Логопед: Сегодня мы с вами побывали в шахматной стране Кто из вас скажет зачем нужны шахматы?

Послушайте стихотворение:

В каждом отряде — ты сам погляди —

оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королём —

самые главные в войске своём.

Чтобы не путать, какие поля

тут для ферзя и для короля,

нужно запомнить одну из примет:

ферзь выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

путать ферзей с королями нельзя!

А перед всеми — ладьёй и конём,

перед слоном, королём и ферзём —

пешки-малышки стали стеной,

им начинать этот сказочный бой

Исаев З.Я.. – Среди вас есть ребята, которые принимали участие в шахматном турнире и добились победы. Мы хотим поздравить их и пожелать удачи в освоении более сложной игры.

(Награждение победителей)

Логопед: Решать готовы любые задачи,

Идти готовы вперед и вперед,

Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Мы все добудем, поймем и откроем.

Нам незнакомы усталость и лень.

Лишь тот становится в жизни героем,

Кто сам себя побеждает каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях дошкольного отделения

Множественное нарушение – это не сумма дефектов, а многофункциональное нарушение. К множественным нарушениям развития относят различные комбинации сенсорных, эмоционально-волевых, интеллект...

Шахматы и развитие речи

Занятие можно провести в группе ,где проводятся занятия шахматами...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...