Поэтика жанра загадки в русском фольклоре
статья по развитию речи на тему

Арефьева Ирина Валентиновна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтика жанра загадки

                                    Определение понятия. Особенности жанра.

         Что такое загадка?  По определению  В.И. Даля, «загадка – это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

       Действительно, в загадке: « Стоит матрешка на одной, ножке, закутана,запутана» - иносказательно представлена капуста. С другой стороны, в загадке о реке: «Течет, течет-не выткчет, бежит, бежит-не выбежит» нет иносказания, но есть описание реки, точнее отсутствие изображения предмета, который иносказательно напоминает о реке.

      Поэтому дадим следующее рабочее определение загадке: загадка - это иносказательное  изображение предметов или явлений действительности  или их описание, которое предлагается разгадать.

      Загадка-иносказание интересна тем, что она создана на основе художественной образности, удивляет нас поэтическими картинами. Думаем, именно поэтому на занятиях в детском саду отдают предпочтение этому типу загадок. И в народе они пользовались большим успехом.

       Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим миром, причем привлечь внимание к таким сторнам предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки.

      О чем загадка? Обо всем, что окружает человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретности,  деталях. В загадках например, изображается не вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сосна; не вообще дом, а бревна и мох. Пол и потолок, крыша и окна, двери и косяки.

      Конкретный, физический, осязаемый мир изображался в загадках, парадоксально сопоставляясь с таким же конкретным, физически осязаемым миром. Каким образом? Подметили,  например, что кисти овса похожи на на сережки, укращающие девушек, и возникла загадка: «Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами». Яйцо всегда поражало всегда и тем, что из неживого появлялось живое, и тем, что в одном сосуде не смешивались два вещества. Вот и возникла загадка: «В одном бочонке два сорта вина».

       Любили загадки устанавливать также внешнее сходство по цвету  «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках». Загадкам, построенным на описании предметов и явлений, противопоставлялись такие, в которых предметы загадывания и предметы иносказания сопоставлялись по признаку действия. Нередко сопоставление  строилось на сравнении функций предметов  загадывания (о половнике говорили: «Прилетел капитан, всех людей напитал»), или же производимых  ими действий: «Сидят девицы в темнице, вяжут сетку без иглы, без  нитки», (эта загадка о пчелах в улье, строящих соты). Часто, чтобы подчеркнуть движение, противопоставляли действие – бездействию, движению - покой «Сами бегут, а оглобли стоят», а чтобы усилить впечатление от движения, ставили рядом несколько перемещающихся предметов, явлений. Например, загадка о небе,  земле и солнце, месяце, дне и ночи: «Два стоящих, два ходящих, два минующих». Загадка отразила древнее представление  человека о Земле как центре мироздания.

         Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем  обычно представляется. Во-первых, один предмет загадывания  чаще всего сопоставляется также с каким- нибудь одним предметом-иносказанием («Стоит старичок-красивый колпачек»); во-вторых, предмет загадывания сопоставляется  с несколькими предметами – заменами (в загадке о корове: «Спереди-вилы, сзади-метла»); в-третьих, есть загадки, в которых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче, реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит»); и, наконец, в-четвертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими же предметами-иносказаниями(как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на поле станет»).

      Изображая  мир, народ поэтизировал его,учил видеть в обычном необычное,

в быте - поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.

Список литературы

1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 1978. Т.1 С.566.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к...

Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы

В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и пти...

статья "Поэтика жанра загадки"

статья "Поэтика жанра загадки"...

Родительское собрание Тема: Адаптация детей к ДОУ через малые жанры русского фольклора.

Цель: Познакомить родителей со степенью адаптации, с историей фольклора, для дальнейшего его использования в воспитании детей раннего возраста....

Опыт работы: Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ

Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ...