Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге
консультация по развитию речи на тему
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy.doc | 84.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге
C времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. Почему педагога волнует процесс задаваемых детьми вопросов различного характера? Да, потому - что вопрос ко всему прочему является функциональной единицей диалога.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Вопросы бывают уточняющие, почемучкины, воображаемые, описательные, оценочные, субъективные, восполняющие.
1.Уточняющие вопросы.
Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»
2.Восполняющие.
Когда? Какие?
Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?»
3.Описательные.
Что? Где? Как? Кто?
С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т.д.).
4.Каузальные. Детям объясняем («почемучкины» вопросы).
Почему? Отчего?
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей и явлений. Например: «Почему туча темного цвета?»
5.Субъективные.
Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?
Спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Что вы думаете о надвигающейся туче?
6.Воображаемые (гипотетические).
Что было бы если? Что случилось бы?
Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если не будет туч?»
7.Оценочные.
Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать? Эти вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Например: «Почему светлая туча безопаснее, чем темная?»
Методика работы по обучению детей составлять разные виды вопросов для диалога:
Основополагающим направлением данной работы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения.
В данной статье представлен материал, который рассказывает о совместной деятельности родителей с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна ...
Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»
Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...
Обучение дошкольников постановке вопроса в диалоге.
Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов....
Газета группы как средство повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников Воспитатель высшей категории: Костина Светлана Борисовна
Газета "Бельчата" , для любознательных родителей....
«Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения»
Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям...
Консультация для родителей "Игровые техники и упражнения для обучения дошкольников Художественно-выразительной передачи образов персонажей постановки"
Методы, приемы и упражнения, которые помогут ребенку научиться перевоплощаться, играть, любить театр....
Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольников
Челлендж как форма организации совместной деятельности ДОО и семьи по вопросам воспитания и обучения дошкольниковЧеллендж – эффективная нетрадиционная форма работы, использование котор...