Картотека упражнений по словарной работе со старшими дошкольниками
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться в конкретной ситуации. Предлагаемые словесные упражнения (в основном, для детей подготовительной группы) помогут не только развить, но и оценить уровень внимания детей к слову, к его различным оттенкам и значениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_so_starshimi_doshkolnikami.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по словарной работе со старшими дошкольниками
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться в конкретной ситуации.
Предлагаемые словесные упражнения (в основном, для детей подготовительной группы) помогут не только развить, но и оценить уровень внимания детей к слову, к его различным оттенкам и значениям.
"Чем защищается животное? "
Корова – рогами. Лошадь – копытами.
Кошка – когтями. Волк – клыками.
Пчела – жалом. Ёж – иголками.
"Много"
Много – много лошадей – табун
коров – стадо.
овец – отара.
рыб – косяк.
волков – стая.
птиц – стая.
собак – свора.
"Кто как голос подает? "
Курица кудахчет, квохчет.
Сорока стрекочет.
Лев рычит.
Кузнечик стрекочет
Рыба молчит.
Лошадь ржет.
Корова мычит.
Кошка мяукает, мурлычет.
Гусь гогочет.
Утка крякает.
Лягушка квакает.
Кукушка кукует.
Собака лает.
Жук жужжит.
Змея шипит.
Волк воет.
Петух кукарекает.
Голубь воркует.
Ёжик фыркает.
Ворона каркает.
Цыпленок пищит.
"Кто где живет? "
Муравей в муравейнике. Белка в дупле.
Птичка в гнезде. Волк в логове.
Медведь в берлоге. Бобр в хатке, на плотине.
Акула в море. Собака в конуре.
Щука в реке. Курица в курятнике.
Пчелы в улье. Овца в овчарне.
Лиса в норе. Конь в конюшне.
"Часть – целое"
Панцирь – черепаха Хобот – слон
Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь
Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова
Вымя – корова, коза Грифель – карандаш
Клавиши – рояль, пианино Усы – кошка, жук и т. д.
Книга – библиотека Руль – машина, велосипед
Крыло – птица Коготь – птица, зверь
Дерево – лес Зерно – колосок
Паста – тюбик Ноготь – палец
Колесо – машина, велосипед Жало – пчела
Зрачок – глаз Стрелка – часы
Лепесток – цветок Палец – рука
Лист – дерево, кустарник Волосы – голова
"Чьё мясо? "
Мясо свиньи – свинина.
Мясо коровы – говядина.
Мясо теленка – телятина.
Мясо курицы – курятина.
Мясо индюшки – индюшатина.
"Приготовлены из. "
Котлеты из мяса – мясные.
Из курицы – куриные.
Из рыбы – рыбные.
Из капусты – капустные.
Из моркови – морковные.
Из свеклы – свекольные.
Из риса – рисовые.
"Сделано из. "
Сок из винограда – виноградный
Сковорода из чугуна – чугунная
Сок из сливы – сливовый
Посуда из дерева – деревянная
Сок из клюквы – клюквенный
Шапка из меха – меховая
Сок из брусники – брусничный
Сок из моркови – морковный
Монета из золота – золотая
Сок из свеклы – свекольный
Венок из цветов – цветочный
Кувшин из глины – глиняный
Сок из клубники – клубничный
Платок из шерсти – шерстяной
Сок из лимона – лимонный
Блузка из шелка – шелковая
Сок из апельсина – апельсиновый
Сок из граната – гранатовый
Стол из пластмассы – пластмассовый
Подсвечник из меди – медный
"Что лишнее? "
Корова, овца, коза, кролик.
Осёл, свинья, овца, корова.
Корова, овца, дикобраз, осёл.
Свинья, корова, лошадь, коза.
Корова, кролик, ягненок, лошадь.
Ягненок, теленок, осел, поросенок.
Кошка, баран, бык, верблюд.
Гусь, курица, индюк, петух.
Голубь, индюк, курица, петух.
Цыпленок, гусенок, индюшонок, утка.
Волк, лиса, медведь, кролик.
Рысь, кабан, заяц, лось.
Корова, коза, лось, носорог.
Волк, лиса, белка, медведь.
Жираф, олень, лось, коза.
Воробей, ворона, дятел, голубь.
Орёл, сокол, филин, ворона.
Соловей, журавль, снегирь, дрозд.
Пальто, платье, свитер, валенки.
Брюки, шорты, кофта, джинсы.
Ботинки, кроссовки, носки, туфли.
Брюки, джинсы, шорты, рейтузы.
Шуба, пальто, майка, дубленка.
Тапочки, ботинки, босоножки, сапоги.
Пинетки, туфли, сандалеты, ботинки.
Кеды, туфли, кроссовки, чешки.
Панама, шляпа, платок, кепка.
Помидор, редька, лук, репа.
Картофель, морковь, яблоко, перец.
Салат, редис, капуста, лук.
Клюква, малина, груша, рябина.
Крыжовник, смородина, ежевика.
Гранат, груша, яблоко, дыня.
Клён, тополь, дуб, ель.
Сыроежка, подберезовик, мухомор.
Нож, блюдце, миска, тарелка.
Чашка, пиала, солонка, кружка.
Кувшин, кружка, чайник, кофейник.
Половник, ложка, вилка.
Овощерезка, кастрюля, мясорубка.
Кукла, машина, мячик, ручка.
Юла, кубик, машинка, кукла.
Карандаш, тетрадь, юла, линейка.
Молоток, удочка, пила, клещи.
Шуруп, гвоздь, винт.
Кекс, батон, сыр, кулич.
Молоко, булка, сливки, сметана.
Троллейбус, автобус, трамвай.
Автобус, самолет, вертолет.
Метро, трамвай, автобус.
Комбайн, трактор, легковая машина.
Изба, сарай, здание, дом.
Муравейник, гнездо, коровник.
Радостный, веселый, грустный.
Смелый, трусливый, отважный.
Пасмурный, ясный, ненастный.
Холод, жара, мороз.
Лето, весна, вторник, зима.
Утро, день, ночь, темно.
Лето, весна, вторник, зима.
Декабрь, июль, январь, февраль.
Сентябрь, август, ноябрь, октябрь.
Июнь, июль, январь, август.
Май, сентябрь, весна, декабрь.
Зима, весна, май, лето.
Среда, пятница, зима, понедельник.
Квакать, кукарекать, молчать.
Мяукать, лаять, говорить.
"Ответь на вопросы"
1. Назови времена года. Сколько месяцев в году?
2. Перечисли месяцы года. С какого месяца год начинается?
3. назови последний месяц года. /2, 5, 9, 11 месяцы/
4. Назови зимние /летние и т. д. / месяцы.
5. Сколько дней в неделе? Перечисли. Назови рабочие дни /выходные/.
6. Сколько дней в месяце? Сколько недель в месяце?
7. Какой месяц самый короткий?
8. Назови части суток.
"Явления природы"
1. В какое время года снегопад? /листопад, ледоход, п дождь, гроза, появляются листья на деревьях/.
2. В какое время года птицы вьют гнезда, выводят птенцов?
3. В какое время года бывает град? /иней, появляются подснежники, улетают птицы на юг/.
4. В какое время года появляются комары? Реки покрыты льдом? Желтеют листья? Бывает сенокос? Собирают урожай? Сажают семена?
5. В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?
"Что из чего делают? "
1. Что делают из муки?
2. Что делают из молока? /сметану, сливки, творог, кефир, ряженку, сыр, йогурт/.
3. Что делают из шерсти овец и коз? /нитки/.
4. Что делают из шерстяных ниток? /свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы/.
5. Что делают из песка? /стекло/.
6. Что делают из глины? /посуду, кирпич/.
7. Что делают из металла? /инструменты, посуду/.
8. Что делают из хлопка? /ткани, вату/.
9. Что делают из древесины? /мебель/.
10. Что делают из семян подсолнечника? /подсолнечное масло/
"Что с чем делают? "
1. Песок сыплют, а воду…
2. Котлеты жарят, а суп…
3. Стол накрывают, а постель…
4. Цветы водой поливают, а огонь…
5. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…
6. Стол можно сломать, а стакан…
7. Воду можно разлить, а горох…
8. Сено косят, а волосы…
9. Нитки прядут, а холст…
10. Платье шьют, а шарф…
"Что каким бывает? "
1. Что бывает круглое, а что плоское?
2. Что бывает длинное, а что короткое?
3. Что бывает толстое, а что тонкое?
4. Что бывает прямое, а что кривое?
5. Что бывает гладкое, а что шероховатое?
6. Что бывает острое, а что тупое?
7. Что бывает жидкое, а что густое?
8. Что бывает твердое, а что мягкое?
9. Что бывает прочное, а что хрупкое?
"Сравни"
1. Береза высока, но сосна еще…
2. Железо тяжело, но свинец еще…
3. Волк хитер, но лиса еще…
4. Серебро дорого, но золото еще…
5. Медь тверда, но железо еще…
6. Нитки тонкие, но волос еще…
7. Веревка толста, но канат еще…
"Где что находится? "
1. Посуда - … ./кухня/
2. Одежда - … /гардероб/
3. Сахар - … /сахарница/
4. Масло - … /масленка/
5. Соль - … /солонка/
6. Молоко - … /молочник/
7. Соус - … /соусница/
8. Хлеб - … /хлебница/
9. Фрукты - … /ваза/
10. Вафли - … /сухарница/
"Измени по числам"
Мост - глаза - ручей - какао - тучи - почка - кол - метро - веревка - флаги - день - друг - пальто - пол - коньки - воробей - какаду - ветка - луг - скворечник - брат - цыпленок - ухо - кофе - сыры - стул - просьбы - пианино - брюки – стрекоза - туманы - лыжи - шахматы - шашка - карандаши - ягненок - полено - чернила - зерно - сын – жильцы – ножницы - огонек - хлопья - барсуки - муравей - шорты.
"Кто что делает? "
1. Кто учит детей?
2. Кто лечит больных?
3. Кто печет торты?
4. Кто делает мебель?
5. Кто красит стены?
6. Кто делает прически?
7. Кто строит дома?
8. Кто лечит зверей?
9. Кто работает в саду?
10. Кто пишет стихи, книги, музыку?
11. Кто разносит письма, газеты, журналы?
12. Кто шьет одежду?
13. Кто рисует картины?
14. Кто продает товар?
15. Кто подметает двор?
16. Кто летает в космос?
17. Кто чинит сапоги?
18. Кто водит машину?
19. Кто поет песни?
20. Кто управляет самолетом?
21. Кто готовит пищу?
"Чей это инструмент? "
Молоток – кисть – шприц – игла – рубанок – лопата – рояль – скрипка – барабан – гитара – труба – метла – ружье – мел – кастрюля – скальпель – свисток – удочка – напильник – молот – ножницы – расческа.
"Скажи коротко"
• Остаться на зиму - … зимовать
• Остаться на ночь - … ночевать
• Мелкий дождь - … дождик
• Капля дождя - … дождинка
• Маленькая лошадка - … пони
"Кто или что может быть? "
• Высоким или низким;
• Большим или маленьким;
• Холодным или горячим;
• Коротким или длинным;
• Твердым или жидким;
• Узким или широким.
"Чем похожи эти слова? "
• Кошка, книга, крыша;
• Печь, течь, речь;
• Морж, нож, ковш;
• Число, весло, кресло;
• Мышь, брошь, рожь;
• Колесо, полоса, яблоко.
"Назови общие признаки"
• Яблока и арбуза;
• Кошки и собаки;
• Книги и тетради;
• Вилки и ложки, стола и стула.
"Чем отличается? "
• Ручка от карандаша;
• Книга от тетради;
• Линейка от треугольника;
• Сани от телеги;
• Рассказ от стихотворения.
"Назовите предмет, про который можно сказать. "
• Черная, четырехугольная, сделана из дерева;
• Белый, сладкий, твердый;
• Продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;
• Желтый, продолговатый, кислый;
• Пушистый, ходит, мяукает;
• Гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
"Закончи фразу"
• Участок зелени, где растут овощи, называется …
• Участок земли, где растут, называется садом.
• Клумба – это участок земли, на котором растут …
• Дом, в котором учатся дети, называется…
• Отличник – это учение, который …
• Квартира – это помещение, в котором…
• Дежурный – это человек, который…
• Певец – это человек, который…
• Ручка – это предмет, которым…
• Карандаш – это предмет, которым…
• Машинист – это человек, который…
• Боксер – это, который занимается …
• Спортсмен – это человек, который …
• Учитель – это, который …
• Художник – это, который …
• Утюг – это … для глажения.
• Лампа – это электроприбор …
• Пылесос – это … для …
• Скворечник – это … для скворца.
• Аквариум – это дом …
• Улей – это дом для …
• Солонка – это посуда …
• Хлебница – это посуда для …
• Масленка – это посуда …
• Яблоня – это дерево …
• Пекарь – это человек, который …
• Сапожник – это человек, который …
• Конура – это дом для …
• Берлога – это дом для …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
Картотека упражнений дыхательной гимнатсики, утренней гимнастики, точечный массаж....
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...
Логоритмические упражнения в работе со старшими дошкольниками.
Для развития координации речи и движения, а так же для развития выразительности речи и расширения словаря в работе со детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз ЗПР, ОНР, при изучени...
Методы формирования словарной работы в старшем дошкольном возрасте.
Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, усто...
Конспект НОД по словарной работе в старшей группе по теме: «Сказочное путешествие»
Развитие и обогащение детского словаря. Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с ...
Использование кинезиологических упражнений в физкультурно-оздоровительной работе со старшими дошкольниками
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных спос...
«Обогащение и активизация словарного запаса у старших дошкольников в рамках тематической недели «Транспорт"
Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольномучреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всехнаправлениях жизнедеятельности детского са...