"Основные моменты при составлении описательного рассказа по пейзажу"
методическая разработка по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Памятка
Основные моменты при составлении описательного рассказа по пейзажу.
- К восприятию пейзажных картин дети подводятся постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Восприятию пейзажных картин должно предшествовать наблюдение за красотой окружающей природы: восход и заход солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т.д.
- Для лучшего понимания и определения художественного замысла той или иной картины хорошо использовать музыку, поэтического произведения
- При рассматривании пейзажа даются задания типа: «Как назвал эту картину художник?», «Придумай название», «Как можно назвать эту картину?»
- Описание природы: необходимо обращать внимание детей на детали, фон, состояние погоды
- Можно использовать такой методический прием как вопросы к детям о том, какое у них бывает настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома и другие подобные ситуации, близкие опыту детей.
Требования к пейзажной картине:
Пейзаж должен быть четко прорисованным и доступным для детского восприятия.
Требования к тексту: текст должен состоять из 10-11 предложений в старшей группе, 12-15 – в подготовительной группе. Предложения должны состоять из 5-7 слов.
Перед описанием пейзажа должна быть проведена предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за природой
- Занятия по экологии
- Просмотр диафильмов, презентаций, открыток, картин
Этапы НОД:
- Организационный момент
- Основная часть:
- Предварительная беседа
- Рассматривание картины
- Вопросы по картине (каждое предложение сопровождается выкладыванием стимулирующего материала)
- Дается образец рассказа
- Количество картинок равняется количеству предложений
- Словарная работа (поясняются незнакомые слова)
- Каждое предложение отрабатывается сопряжением (дети говорят хором) и отражением (воспитатель говорит, дети повторяют)
- Возможно повторное описание воспитателем
- Дети составляют рассказ самостоятельно
- Можно составлять рассказ по цепочке
- Подведение итогов НОД
Основные моменты при составлении описательного рассказа по натюрморту
- Воспитатель вывешивает несложные картины с изображением посуды, цветов, фруктов и (или) делает эту картину на столе. Если картина нарисована на картине и разложена на столе, то раскладываются предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
- Затем натюрморт описывают (или составляют) дети: называют цвет, сочетание красок, описывается фон, форма предметов
- При составлении натюрморта детьми, все это сравнивается
Примерное описание натюрморта:
• Нравится ли вам этот натюрморт?
• Что именно привлекает ваше внимание?
• Что изображено на натюрморте художником на переднем плане?
• Какие предметы помещены автором на заднем плане?
• Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали?
Требования к картине
- Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
- Реалистичное изображение.
- Картина должна быть высокохудожественной.
- Доступность содержания и изображения (отсутствие множества
- деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
Планы составления описательных рассказов по основным лексическим темам (для дошкольников)
Заключительный этап изучения лексических тем составление описательного рассказа. Планы помогут взрослым и детям подготовить связный рассказ....
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....