Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
материал на тему
Обучение дошкольников умению планировать свою деятельность через хозяйственно - бытовой труд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1oc.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования
своей деятельности
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. (А. С. Макаренко).
Труд основа человеческой жизни.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
(А. С. Макаренко).
Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Хозяйственно – бытовой труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно – бытовом труде, как правило, сформированы бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, оказать первую помощь.
Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти – шести летних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Правильное участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стирки вещей для куклы.
Хозяйственно – бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой способствует формированию таких качеств как, трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремление сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.
В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, что бы стереть с нее пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирает карандаш обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в определенное место.
В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто – то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
Особенности хозяйственно – бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда не заметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторения изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают умение планировать свою деятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения различных трудовых процессов.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря. Необязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место.
Формируя элементарные навыки хозяйственно – бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании хозяйственно – бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно – образовательного процесса.
« Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает постепенное увеличение процессов хозяйственно – бытового труда. Расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.
Планирование - важный, компонент хозяйственно – бытового труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.
В хозяйственно – бытовом труде большое значение имеет творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5―7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в иной последовательности. Например, воспитатель предлагает детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок. Он должен объяснить детям: сначала надо поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании надо сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками и т.д. Таким образом, последовательность действий определяется воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе.
На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Следует иметь в виду, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать работу, а в игре не только детей младшей, но нередко и средней группы долго еще сохраняется примитивное манипулирование предметами.
В хозяйственно – бытовом труде, организованном в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. Например, при мытье игрушек их надо расположить так, чтобы удобно было брать, мыть. Для этого нужно сначала перенести игрушки с полок на стол, затем намыть, вытереть полки и уже, после этого перенести игрушки на место. При отсутствии плана действий деятельность детей хаотична.
При ремонте книг с детьми старшей группы следует сначала отобрать книги, нуждающиеся в ремонте. Затем определить, что надо сделать, чтобы привести их в порядок: подклеить страницы, вменить корешок, укрепить уголки обложки. После этого подготовить нужный материал: подобрать наиболее подходящую по плету бумагу, кусочки картона, клей, кисточки, ножницы. Сам процесс работы тоже важно построить таким образом, чтобы предусмотреть последовательность действий - осмотреть книжку, которую надо отремонтировать, определить на глаз или при помощи линейки ширину и длину полоски бумаги, которую надо будет приклеить к порванной странице, сделать заметки карандашом, а затем отрезать и лишь, после этого наклеить.
Если деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата.
Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который в ходе ее часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями.
Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?»
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Если трудовая задача ясна, старшие дошкольники выполняют работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса детям неизвестны, они находят решение в ходе работы ― осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать. Воспитателю важно выяснить характер побуждений детей и в нужных случаях оказывать помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы.
Перед детьми стоят задачи как сходные с теми, которые давались ранее с пояснениями педагога, так и новые, решая которые ребенок может опереться на имеющийся у него опыт: ремонт картонных коробок для дидактических игр, подвязывание стеблей вьющихся растений, изготовление стола и другой кукольной мебели, стирка кукольной одежды.
Так в специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, поручения). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.
Как же обучать детей умению планировать процесс хозяйственно – бытового труда?
В основе методики лежит показ способа действия, т. е. тех конкретных приемов работы и той последовательности совершения действий, которые позволяют достичь нужного результата. Поэтому воспитатель должен определить способ выполнения трудового процесса: представить, что необходимо делать и как, выделив конкретные действия, отдельные приемы, точно обозначив порядок их исполнения, результат при совершении каждого действия и конечный результат работы в целом. Это позволяет педагогу определить те или иные требования, которые он предъявит детям и которыми, они будут руководствоваться в ходе выполнения задания. Если дети будут знать, что они должны делать, ориентироваться каждый раз на получение промежуточного результата, в конечном итоге работа будет выполнена правильно.
Рекомендации обоих педагогов к способу выполнения трудового процесса должны быть одинаковыми. Следует придерживаться правила: каждый раз обучать детей единому способу выполнения трудового задания. Требования взрослого нацелены на точное соблюдение ребенком всех действий и их порядка в ходе работы. Помощь (напоминания, дополнительный показ), оценка умений ребенка также даются с позиции тех требований, которые были заданы вначале. Это позволит добиться от детей точного повторения всех операций в их последовательности и в конечном итоге — освоения способа действия. Вместе с этим у детей будут формироваться такие качества, как исполнительность, самостоятельность, стремление к точному соблюдению требований.
Обучение детей единому (но не единственному) способу выполнения задания позволяет взрослому проконтролировать работу каждого ребенка, помочь при затруднении составить план действий, организовать взаимопомощь.
Определенное содержание труда не следует связывать только с одним способом его реализации. По мере усвоения детьми того или иного способа действий в дальнейшем он всегда несколько варьируется, изменяется. Дошкольникам предоставляется возможность выбора способа выполнения трудового задания, самостоятельного внесения каких-либо изменений. В конечном итоге педагог должен сформировать у детей несколько способов выполнения одного и того же задания. Постепенно дети сами смогут определить способ выполнения задания, наиболее подходящий в каждом конкретном случае, или на основе имеющегося опыта придумать свой. Таким образом, создаются благоприятные условия для развития самодеятельности, инициативности и творчества.
Умение планировать обеспечивает большую активность ребёнка, вселяет уверенность, придает силы, дает ему возможность выполнять роль организатора или ответственного за работу. У детей не возникает затруднений при переносе способа индивидуального планирования на новое содержание труда в условиях совместного выполнения задания. У них обнаруживается ярко выраженная стремление к успешному осуществлению коллективной работы.
По мере овладения детьми умением планировать процесс труда (исполнительный этап деятельности) воспитатель постепенно переходит к обучению их планированию трудового процесса в целом.
К старшему возрасту, педагог формирует у детей умение планировать коллективный труд. Учит отбирать материал, оборудование, организовать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ её выполнения.
Перед коллективным трудом во время беседы с детьми вырабатывается общий план действий, обсуждается, кто какую операцию будет выполнять, в какой последовательности, какое оборудование потребуется тому или иному участнику, где он его разместит, чтобы всем было удобно работать.
Непринужденное общение воспитателя с детьми в момент, когда дается задание, создает благоприятную обстановку для решения многих вопросов, связанных с обучением трудовым действиям и формированием организационных умений. Педагог принимает активное участие в обсуждении вех вопросов до тех пор, пока дети не становятся все более самостоятельными в организации труда и его выполнении. В последующем роль педагога сводится к контролю и оценке самоорганизации детей на всех этапах труда.
Самостоятельность, в основе которой лежит овладение рядом навыков и умений, у детей формируется неодновременно. Так появляются организаторы, активисты, которые пытаются взять на себя ведущую роль. Иногда они поступают несправедливо по отношению к товарищам (выбирают себе более привлекательную или менее трудоемкую работу), что приводит к конфликтам.
В такой ситуации педагог, прежде всего, должен напоминать о существующих правилах.
Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.
В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшем детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол.
Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать помощь.
Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.
Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности. Детей приучают слушать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить помощи.
Например, перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду.
Каждой бригаде воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой.
При такой форме организации труда каждый ребёнок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. В старшей группе можно организовать и «труд рядом».
Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приёмам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды. В старшей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников.
Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.
На данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действительным приёмом является также назначение дошкольников поочерёдно ответственными за общие дела.
Бывает целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду. В руководстве хозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход.
Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность.
Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором. Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится.
Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками. Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда.
Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.
В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т. д. Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные).
Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).
Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определённые умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек; к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.
В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда. Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой – по подготовке материалов к занятиям, третий – в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.
Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждого воспитанника, оценивать не только результата, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.
К детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.
Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2.Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8.Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования через хозяйственно – бытовой труд, является важным моментом в развитии их способностей.
участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...
Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)
В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....
Перспективный план совместной деятельности взрослого с детьми по теме "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов ДОО...
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения....
«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируе...
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...