"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
2015 год в России - год русской литературы!
Педагогический совет для воспитателей детского сада
"Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы Педагогического совета | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
2015 год – год РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!
«Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»
Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.
Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.
Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Можно выделить ряд функций которые несет в себе литература в целом и детская литература в частности как один из видов искусства. (см. таблицу 1)
Литература как вид искусства дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Анализируя методическую, педагогическую, психологическую, литературу, можно выделить ряд личностных качеств, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы: (см. таблицу 2)
- ВЕЖЛИВОСТЬ – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово»);
- УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге»);
- ЧЕСТНОСТЬ – умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка»);
- СОВЕСТЛИВОСТЬ – способность испытать чувтво стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища»);
- СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ – умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик»);
- СКРОМНОСТЬ – умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева»);
- ДРУЖЕЛЮБИЕ – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка»).
Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина, патриота своей Родины.
В.Г. Белинский утверждал: «Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы».
Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало внимание на мнение и поведение людей со времен появления письменности.
«Место, где лечат душу», - такая надпись была на фронтоне библиотеки в древнем городе Фивы.
В современном же обществе люди все больше времени проводят за компьютером, просмотром телепередач и все реже читают книги. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
- Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;
- Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
- Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно ей, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения.
Большое значение в решении данной проблемы придается и ДОУ. Педагогам детских садов необходимо вносить посильный вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного, вдумчивого читателя. Воспитателям следует подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.
Предлагаю вспомнить основные формы работы с детьми в данном направлении:
Формы работы с детьми
- Оформление уголков чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент);
- Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки);
- Занятия по ознакомлению с художественным произведением, с биографией писателей;
- Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам);
- Проведение занятий по истории возникновения книг и книжной продукции;
- Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;
- Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские), презентация книги;
- Празднование именин произведения (по специальному календарю);
- Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;
- Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т.д);
- Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;
- Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;
- Взаимодействие с районной детской библиотекой;
- Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участие детей и родителей.
Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.
Рассмотрим более подробно одну из перечисленных выше форм работы с детьми – занятие. Об этом нам расскажет педагог ….
(сообщение)
А сейчас предлагаю на практике посмотреть, как организуют работу с дошкольниками по приобщению их к чтению в детском саду. Своим опытом поделится педагог ….
(сообщение)
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться. Ведь не даром великий мыслитель Дидро говорил «Человек перестает мыслить, когда перестает читать»
Таблица 1
Функции литературы как одного из видов искусства
АСПЕКТЫ | ФУНКЦИИ |
ИГРОВОЙ | Развлекательная, гедонистическая |
ТВОРЧЕСКИЙ | Эвристическая |
ЗНАКОВЫЙ | Коммуникативная |
СОЦИАЛЬНЫЙ | 1 Социально-организаторская 2 Социализирующая |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ | Воспитательная |
ОТРАЖАТЕЛЬНО- ИНФОРМАЦИОННЫЙ | 1 Познавательная 2 Прогностическая 3 Просветительская |
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценочная |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | 1 Компенсационная 2 Суггестивная 3 Катарсическая |
Таблица 2
Личностные качества, формируемые у ребенка дошкольного возраста
средствами художественной литературы:
- ВЕЖЛИВОСТЬ – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово»);
- УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге»);
- ЧЕСТНОСТЬ – умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка»);
- СОВЕСТЛИВОСТЬ – способность испытать чувтво стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища»);
- СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ – умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик»);
- СКРОМНОСТЬ – умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева»);
- ДРУЖЕЛЮБИЕ – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка»).
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Примерные вопросы, задаваемы детям
после прочтения литературного произведения.
- Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и тд.) Эти вопросы задают в начале беседы для оживления и обобщения первых, непосредственных впечатлений возникших у детей.
- Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. (это поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения; например: Кто больше понравился и почему? Кто виноват в возникшей проблеме). Для того чтобы детям было легче аргументировать свои суждения, целесообразно еще раз прочитать кульминационную сцену в произведении.
- Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Например: Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?(р.н.ск «Маша и медведь», Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (Л. Толстой «Косточка»). Подобные вопросы заставляют ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.
- Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (для детей старшего дошкольного возраста).
- Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.
- Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Их назначение – вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Н-р: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель назвал так произведение? И т.д.
Вопросы, которые задаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.
Принцип отбора книг
1 группа: принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.
2 группа: педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....
Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...
Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы. Перспективный план
Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классик...
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...
Мастер-класс для педагогов на тему "Буктрейлер как эффективное средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы"
Мастер-класс...
Проект по приобщение дошкольников к чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена»
Проект по приобщение дошкольниковк чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена» группа «Пчелки» Подготовили: воспитатель ...