Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы. Перспективный план
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)
Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но и закрепляет знания , приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chhl_na_kazhdyy_den.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к художественной литературе
Подготовительная группа
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.
Художественная литература в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Данный перспективный план составлен в комплексе с непрерывной образовательной деятельностью дошкольников. Он не только знакомит детей с разнообразием фольклорных жанров, с русской и зарубежной классикой, прививает любовь книге, но и закрепляет знания , приобретенные в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Сентябрь
Первая неделя:
1.Итальянская сказка »Ленивая Бручолина»
Задачи: Учить детей слушать сказку, следить за развитием событий. Развивать умение оценивать поступки героини.
2.Л.Воронкова «Живой фонарик»
Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето.
3.Л.Воронкова «Грушевое яблоко»
Задачи: Способствовать умению запоминать последовательность действий в рассказе. Развивать знания о времени года лето, о фруктах.
4. Я. Аким «Песенка в лесу»
Задачи: Расширить представления детей о жизни в лесу летом. Развивать интерес к чтению поэтических произведений.
5. К. Ушинский «Дети в роще»
Цели: Учить детей осмысливать поступки героев ,замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Развивать умение отстаивать свою точку зрения
Вторая неделя:
1.А.Барто «Я выросла»
Задачи: Развивать умения детей понимать смысл поэтического произведения. Формировать умение понимать скрытые мотивы поведения героя стихотворения.
2.С.Маршак « 1день календаря»
Задачи: Расширить представления детей о национальных праздниках. Воспитывать желание учиться в школе.
3.А.Барто «Первый урок»
Задачи: Формировать представления детей об учебе в школе. Развивать умение сопереживать герою стихотворения. Воспитывать любовь к поэзии.
4.А.Барто «В школу»
Задачи: Продолжать формировать у детей интерес к школе. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя поэтического произведения.
5.Л.Н.Толстой «Филиппок»
Задачи: Учить детей понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа и его отличии от сказки. Воспитывать мотивацию к учёбе в школе.
Третья неделя:
1.Алтайская сказка « Страшный гость»
Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению. Совершенствовать умение детей, участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
2.Р.Н.С.»Лиса и заяц»
Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием строений для жилья. Учить детей сравнивать , находить лучшие свойства и качества строений для проживания.
3. С. Михалков «Три поросенка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием домов. Формировать умение понимать скрытые мотивы героев сказки.
4.А.Бианки « Лесные домишки»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием гнезд у птиц. Развивать знания детей об использовании птицами разных материалов для стройки гнезда.
5.В.Орлов «Дом под крышей голубой»
Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Развивать умение слушать стихотворение, понимать смысл его.
Четвертая неделя:
1.М.Яснов «Крокодиленок»
Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение понимать смысл поэтического произведения. Воспитывать любовь к поэзии.
2.Э.Шим «Молчком то лучше»
Задачи: Формировать представления детей о природе. Развивать умение следить за развитием сюжета. Воспитывать любовь к чтению.
3. Я.Тайц «Все здесь»
Задачи: Продолжать расширять знания детей о труде человека в деревне. Формировать умение понимать мотивы поведения героев произведения.
4.Белорусская сказка «Пых»
Задачи: Расширить знания детей об овощах. Развивать умение оценивать поступки героев. Воспитывать в детях смелость.
5.Украинская народная сказка «Колосок»
Задачи: Учить детей воспринимать образное содержание сказки. Закрепить знания о жанровых ,композиционных особенностях сказки. Закрепить умение оценивать поступки героев.
Октябрь
Первая неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Родные вещи» Задачи: Формировать представления детей о своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за своих родных. 2.Т.А.Шорыгина « Песенка» Задачи: Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий. Развивать эмоциональное отношение к произведению.
3 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Задачи:: Расширить знания детей о творчестве датского писателя Г.Х..Андерсена. Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома. 4.Т.А.Шорыгина «Лужа» Задачи: Способствовать развитию у детей умению оценивать поступки героя. Развивать умение чувствовать и понимать значение родного дома. 5.Т.А.Шорыгина «Заколдованный бурундук» Задачи: Формировать представление детей о значении природы в жизни человека. Воспитывать желание заботиться о природе. Вторая неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Глупый барин» Задачи: Расширить представления детей о своей Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою страну. 2Т.А.Шорыгина « Ковер самолет» Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома. 3. Т.А.Шорыгина «Солдат и лихо» Задачи: Продолжать развивать понимание значения семьи, родного дома. Закрепить умение оценивать поступки героев сказки. Воспитывать любовт к родным и близким. 4. Т.А.Шорыгина «Волшебные семена» Задачи: Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома. 5. Л.Н.Толстой «Два брата» Цели: Учить детей понимать характеры сказочных героев ,ситуации. Развивать умение придумывать разные варианты окончания сказки. Формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях Третья неделя: 1.В.Степанов «Рыжий пес» Задачи: Расширить знания детей о домашних животных. Воспитывать желание заботится , помогать животным. 2.К.Д.Ушинский «Бодливая корова» Задачи: Расширить знания детей о жизни в деревне. Развивать знания детей о домашних животных. Воспитывать любовь к живой природе. 3.Г.Снегирев «Морская свинка» Задачи: Продолжать расширять знания детей о животных живущих рядом с человеком. Воспитывать желание заботиться о них. 4.И.Акимушкин «Чем кролик на зайца похож» Задачи: Формировать представление детей о том, что все домашние животные - прирученные дикие животные. Развивать умение детей запоминать описания животных. Воспитывать любовь к живой природе. 5.Ш.Перро « Кот в сапогах» Задачи: Учить чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык. Развивать творческую активность в процессе придумывания различных вариантов окончания сказки |
Четвертая неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Катя и божья коровка» Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе. 2.Т.А.Шорыгина «Рябина» Задачи: Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение внимательно слушать, запоминать последовательность действий. Воспитывать бережное отношение к природе. 3.Т.А.Шорыгина « Волшебный попугай» Задачи: Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета. 4.Л.Воронкова «Живой фонарик» Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению. 5. В.Бианки «Аришка-трусишка» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми рассказа. Продолжать знакомить детей с литературными жанрами . |
Ноябрь
Первая неделя: С.Есенин «Черемуха» Задачи: Воспитывать любовь к поэзии. Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение видеть красоту родной природы. 2.В.Бианки «Сова» Задачи: Расширить знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать умение запоминать последовательность действий. Способствовать умению оценивать поступки героев. 3.М.Пришвин «Золотой лугу» Задачи: Расширить знания детей о растениях ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе. 4.М. Пришвин «Разговор деревьев» Задачи: Расширить знания детей о деревьях ближайшего окружения. Воспитывать бережное отношение к природе. 5. Г.Скребицкий «Четыре художника» Задачи: Углубить знания детей об особенностях природы в разное время года. Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов. Развивать умение передавать образ природы в словесном описании. Вторая неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Новогодние игрушки» Задачи: Расширить представление детей об игрушках. Развивать знания о народных праздниках. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 2.А.Барто «Я выросла» Задачи: Способствовать развитию знаний об игрушках. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка героини. 3.Саша Черный Задачи: Формировать представление детей о значении игрушек . Развивать умение понимать смысл поэтического произведения. 4.В.Берестов «Про машину» Задачи: Формировать представление детей об игрушках, о необходимости бережного отношения с ними. Развивать умение оценивать поступки героя .Воспитывать в детях доброту. 5. Р.Н.С. »Деревянный орёл» Задачи: Учить детей осмысливать характеры персонажей, воспринимать образное содержание сказки.. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи. Третья неделя: 1.Я.Аким «Мой брат Миша» Задачи: Формировать представления детей о родственных отношениях. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома. 2.С.Георгиев «Как Санька стал большим» Задачи: Расширять знания детей о семье. Развивать умение оценивать поступки героев. 3.В.Лунин «За что?» Задачи: Продолжать расширять знания детей о семье, об отношениях в семье. Развивать умение оценивать поступки героев. 4. Е. Пермяк « Чужая калитка» Задачи: : Формировать представление детей о своей малой Родине. Развивать умение чувствовать и понимать значение семьи и родного дома 5.Ненецкая сказка «Кукушка» Задачи: Учить понимать и оценивать поступки героев. Закрепить представления о жанровых особенностях сказки. Развивать понимание ценности самого близкого человека – матери. Четвертая неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Катя и божья коровка» Задачи: Формировать представление детей о жизни на Земле. Способствовать развитию умения детей запоминать последовательность действий. Воспитывать бережному отношению к природе. 2.Т.А.Шорыгина «Рябина» Задачи: Расширить знания детей о жизни животных в лесу. Развивать умение внимательно слушать, запоминать последовательность действий. Воспитывать бережное отношение к природе. 3.Т.А.Шорыгина « Волшебный попугай» Задачи: Расширить знания детей о природе ближайшего окружения. Развивать умение следить за развитием сюжета. 4.Л.Воронкова «Живой фонарик» Задачи: Расширить знания детей о насекомых. Развивать эмоциональное отношение к произведению. 5. В. Бианки «Аришка-трусишка» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми рассказа. Продолжать знакомить детей с литературными жанрами . |
Декабрь
Первая неделя:
1.С.Маршак «Тихая сказка»
Задачи: Формировать представление детей о приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.
2.Р.Н.Сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»
Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закрепить знание отличительных особенностей этих произведений .
3. К. Ушинский «Отчего у лисы длинный хвост»
Задачи: Способствовать расширению знаний детей о диких животных. Развивать умение понимать скрытые мотивы поступка животного. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
4.Э.Шим «Полосы и пятнышки»
Задачи: Формировать представление детей о приспособленности животных для жизни в лесу. Развивать понимать скрытые мотивы героев сказки.
5.Ш. Перро «Золушка»
Задачи:: Учить детей воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, Афористичность языка, противопоставления)..Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Вторая неделя:
1.Э.Успенский «Рассеянная няня»
Задачи: Расширить знания детей о ситуации « потерялся на улице». Развивать умение следить за развитием сюжета, понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
2.С.Георгиев «Как Санька стал большим»
Задачи: Способствовать развитию умения детей внимательно слушать рассказ, запоминать его содержание. Совершенствовать умение детей понимать жанровые особенности рассказа.
3.А.Крестинский «Заколдованная девочка»
Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову.
4.Л.Пантелеев «На море»
Задачи: Формировать первичные представления детей о о безопасном поведении на отдыхе. Продолжать развивать умение внимательно слушать , следить за развитием сюжета.
5.Таджикская сказка «Коза - кудрявые ножки»
Задачи: Познакомить детей с таджикской сказкой. Формировать представление детей о разных авторах сказок .Учить детей чувствовать сходство и различие в построении сюжетов сказок : русских, украинских ,ненецких, таджикских.
Третья неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Южный ветерок» Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению. 2.Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» Задачи: Расширить представления детей о своей стране , о планете Земля. Развивать умение понимать и чувствовать значение родного дома, страны, планеты. 3.Т.А.Шорыгина «Голубое озеро» Задачи: Продолжать формировать у детей представление о родной земле. Развивать понимание значения природы в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе. 4.Т.А.Шорыгина «Маленькие путешественницы» Задачи: Формировать представление детей о климатических зонах России. Развивать умение следить за последовательностью действий. Воспитывать любовь к чтению. 5.М.Л.Михайлов «Два Мороза» Задачи: Закрепить знания об изменениях в зимней природе. Учить замечать изобразительно-выразительные средства. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. |
Четвертая неделя: 1.С.Михалков «Не спать!» Задачи: : Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову. 2.Г.Балл «Ветерок заболел» Задачи: Формировать представления детей о поэзии. Развивать знания детей о жанровых особенностях поэзии. 3.С.Прокофьев «Сказка про ленивые ручки и ножки» Задачи: Учить детей осмысливать характеры персонажей, воспринимать образное содержание сказки.. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи. 4.А .Барто « Прогулка» Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову. 5.В.И.Одоевский «Мороз Иванович» Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы. |
Январь
Первая неделя: А. Барто «Дело было в январе « Задачи: Продолжать формировать представление детей о народных праздниках. Развивать умение слушать поэтический текст, следить за развитием сюжета. 2.Г.Лагздынь «Мороз» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Расширить знания детей о времени года зима. 3.Н.Артюхова «Белый дед» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми произведения. Развивать умение сопереживать герою. Воспитывать любовь к чтению. 4.Ю.Кушак «Ночное приключение» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. 5.С. Маршак «Двенадцать месяцев» Задачи: Уточнить представления детей о месяцах года, их последовательности. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев. Вторая неделя: 1.Р.Н.С. «Сивка – Бурка» Задачи: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.. Развивать умение сопереживать герою произведения. 2. Немецкая сказка «Пряничный домик» Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира. Развивать умение детей понимать скрытые мотивы героев сказки. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказки. 3. Корейская сказка « Братья» Задачи: Формировать представление детей об устном народном творчестве народов мира. Развивать умение детей понимать мотивы героев сказки. 4.Дональд Биссет «Про поросенка, который учился летать» Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира. Развивать умение детей понимать скрытые мотивы героев сказки. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказки 5.Л.Н.Толстой «Три медведя» Задачи: Учить детей осмысливать содержание сказки. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов сказки . |
Третья неделя: 1.Т.А.Шорыгина «Льняное платьице» Задачи: Расширить знания детей об одежде человека. Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову 2.Ш.Перро «Золушка» Задачи: Развивать умение детей воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, Афористичность языка, противопоставления)..Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. 3. Ш.Перро «Кот в сапогах» Задачи: Развивать умение детей воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, Афористичность языка, противопоставления)..Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. 4.Р.Н.С.»Финист Ясный Сокол» Задачи: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.. Развивать умение сопереживать герою произведения. 5.К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Задачи : Способствовать правильному восприятию детьми рассказа. Продолжать знакомить с литературными жанрами, побуждать находить отличие сказочных и прозаических произведений. Закрепить представление о роли человека - труженика |
Февраль
Первая неделя: 1.А.Митяев «Шесть Иванов ,шесть капитанов» Задачи: Учить детей понимать смысл сказки, аргументировано отвечать на вопросы. Развивать умение интонацией передавать своё отношение к содержанию произведения. Прививать интерес к чтению. 2.Г.Х.Андерсен «Русалочка» Задачи: Продолжать развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Помочь понять скрытые мотивы поведения персонажей. Расширить знания детей об обитателях моря. 3.М.Бородицкая «Ракушки» Задачи: Расширить знания детей о море. Способствовать правильному восприятию детьми содержания произведения. 4.С.Сахарнов «Еж морской». Задачи: Продолжать расширять знания детей об обитателях моря. Развивать умение детей аргументировано отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Прививать интерес к чтению. 5.С.Сахарнов «Рыба меч» Задачи: Расширить знания детей о море. Закрепить знание жанровых особенностей литературного произведения. Вторая неделя: 1.Е.Пермяк «Чужая калитка» Задачи: Способствовать развитию умения детей понимать характер и поступки героя. Воспитывать любовь к своей малой родине. 2.Ю.Энтин «Край, в котором ты живешь» Задачи: Расширить знания детей о понятиях «Родина» , »родной край». Развивать умение детей запоминать содержание стихотворения, запоминать отдельные строки. 3.В.Орлов «Дом под крышей голубой» Задачи: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать поэтическое произведение, запоминать отдельные строки. Воспитывать любовь к Родине. 4.К.Д.Ушинский «Наше Отечество» Задачи: Расширить знания детей о понятиях : Родина, Отечество. Развивать умение осмысливать текст произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову. 5.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Задачи: : Учить понимать характер образов героев произведения. Развивать умение находить отличие поэтических и прозаических произведений. Воспитывать положительное отношение к проявлению смелости и скромности. Третья неделя 1.Р.н.Сказание «Никита Кожемяка» Задачи: Формировать представление детей о понятии «Русский богатырь». Развивать чуткость к художественному слову. Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину. 2.»Илья Муромец и Соловей – разбойник» Задачи: Познакомить детей с жанром былины , помочь понять его особенности. Развивать знания о русских богатырях защищавших свою Родину. Обратить внимание на изображение богатырей .Учить детей понимать скрытые мотивы поведения героев произведения .Воспитывать чувство гордости за свой народ 3. А.Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш» Задачи: Расширить знания детей о российской армии. Развивать умение детей осмысливать характер главного героя. Воспитывать желание служить в российской армии. 4. А.Барто «На заставе» Задачи: Формировать представления детей о трудной , но почетной обязанностью защищать Родину., охранять её покой и безопасность. Воспитывать увахительное отношение к армии. 5.Ю.Кушак «Ночное приключение» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми содержания произведения. Развивать умение сопереживать персонажам произведения. |
Четвертая неделя: 1.В.Бианки «Три весны» Задачи: Учить детей понимать содержание произведения .Развивать умение соотносить содержание с действительностью. Закрепить характерные особенности весны (начало, середина, конец) Способствовать формированию эмоционального отношения к чтению. 2.Т.А.Шорыгина « Четыре лебедя» Задачи: Формировать представление детей о смене времен года. Расширить знания детей об изменениях в природе при смене времени года. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе. 3.Т.А.Шорыгина «Кукушка в часах» Задачи: Расширить знания детей о времени, часах. Развивать умение определять время по часам. Закрепить знание детей о значении времени в жизни человека. 4.Т.А.Шорыгина «О чем говорили месяцы» Задачи: Продолжать развивать знания детей о временах года. Развивать умение детей соотносить содержание произведения с действительностью. 5. Т.А.Шорыгина «Волшебный попугай» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми произведения. Продолжать знакомить с литературными жанрами, побуждать находить отличие сказочных и прозаических произведений |
Март
Первая неделя: 1.С.Маршак «Почта» Задачи: Формировать представление детей о труде людей. Развивать умение запоминать развитие сюжета.
2.В.Маяковский «Кем быть?» Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться. 3.Михалуов «А что у вас?» Задачи: Способствовать развитию знаний о труде родителей. Развивать знания об особенностях поэтического жанра художественной литературы. 4.Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» Задачи : Развивать умение понимать смысл рассказа, аргументировано отвечать на вопросы. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Побуждать оценивать поступки героев произведения 5.Финская сказка «Лиса нянька» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки. Вторая неделя: 1.И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» Задачи: Познакомить детей с басней, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Учить понимать значение пословиц о труде. 2. Братья Гримм «Храбрый портняжка» Задачи: Формировать представление детей о труде людей. Развивать умение запоминать развитие сюжета. Способствовать формированию эмоционального отношения литературным произведениям 3. А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки 4.Джани Родари « Чем пахнут ремесла» Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться. 5.Братья Грамм «Три брата» Задачи: : Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки Третья неделя: 1.Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Задачи:: Учить детей внимательно слушать ,понимать и высказывать своё отношение к содержанию произведения, Развивать детей сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам. 2.А.Барто «На заставе» Задачи: Продолжать знакомить детей с героическими профессиями людей. Воспитывать у детей уважение к тем , кто охраняет покой и безопасность родной страны. 3.С.Михалков « Светлячок» Задачи: Способствовать развитию умения детей следить за развитием сюжета. Развивать умение понимать смысл рассказа, аргументировано отвечать на вопросы. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. 4.А.Барто «По дороге в класс» Задачи: Развивать умение понимать смысл стихотворения, аргументировано отвечать на вопросы. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа, сказки и стихотворения. Побуждать оценивать поступки героев произведения. 5.А.Усачев «Паповоз» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. |
Четвертая неделя: 1.Е.Благинина «Посидим в тишине» Задачи: Учить детей чувствовать выразительность, напевность, ритмичность стихотворения. Развивать умение понимания образной речи. Закрепить знание о различии стихотворения и рассказа. Прививать чуткость к поэтическому слову 2.Ненецкая сказка «Кукушка» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки 3.Нанайская сказка «Айога» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки. 4.Т.Александрова «Зверик» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. 5.В.Сухомлинский «Седьмая дочь» Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Развивать умение сопереживать главному герою. Воспитывать любовь к матери. |
Апрель
Первая неделя: 1.В.Катаев «Цветик- семицветик» Задачи: Учить детей понимать нравственный смысл сказки .Развивать умение мотивированно оценивать поступки и характер главной героини произведения. Закрепить знания жанровых особенностей сказки. 2. Ж.Монтейру Лобазу «Разговорные пилюли» Задачи: Формировать представление детей о компонентах здорового образа жизни. Развивать умение мотивированно оценивать поступки и характер главной героини произведения. 3.Х.А.Ланглессия «Крокодиловы слезы» ( Задачи: Формировать представление детей о компонентах здорового образа жизни. Развивать умение мотивированно оценивать поступки и характер главного героя произведения. 4.Т.А.Шорыгина «Медведица и три бородача» Задачи: : Учить детей понимать нравственный смысл сказки .Развивать умение мотивированно оценивать поступки и характер главной героини произведения. Закрепить знания жанровых особенностей сказки. 5.Лена Гулыга «Поликлиника игрушек» Задачи:Развивать умение внимательно слушать поэтический текст, следить за развитие сюжета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Вторая неделя: 1.Д.Мамин-Сибиряк «Заяц-хвастун» Задачи: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы. Закрепить знания детей об особенностях разных литературных жанров. 2.В.Данько «Солнышко» Задачи: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Способствовать правильному восприятию детьми произведения. Продолжать знакомить с литературными жанрами, побуждать находить отличие сказочных и прозаических произведений 3. В.Степанов «Лесные звезды» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми произведения. Продолжать знакомить с литературными жанрами, побуждать находить отличие сказочных и прозаических произведений 4.Сербская сказка «Почему у месяца нет платья» Задачи: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. Способствовать правильному восприятию детьми произведения. Продолжать знакомить с литературными жанрами, побуждать находить отличие сказочных и прозаических произведений 5. М. Бородицкая «По серебрянной дорожке» Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий. Воспитывать чуткость к художественному слову. Третья неделя: 1.И.А.Крылов «Ворона и лисица» Задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Учить понимать аллегорию, её обобщённое значение, выделять мораль басни. Обратить внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. 2.М.Зощенко «Умная птичка» Задачи: Расширить представления детей о птицах. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе. 3.Н.Романова «Умная ворона» Задачи: Способствовать развитию знаний детей о жизни птиц в природе. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе. 4. В.Бианки «Подкидыш» Задачи: : Способствовать развитию знаний детей о жизни птиц в природе. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе. 5. М.Пришвин «Журка» Задачи: Расширить представления детей о птицах. Развивать умение слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
Четвертая неделя: 1.В.Драгунский «Тайное становится явным « Задачи: Учить детей понимать нравственный смысл рассказа, оценивать поступки героя. Углубить представления детей о соответствии названия рассказа и его содержания. Развивать умение осмысливать образное содержание и обобщённое значение пословиц. 2.М.Пляцковский «Однажды утром» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми содержание произведения. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. 3.С.Михалков «Фома» Задачи: : Учить детей понимать нравственный смысл рассказа, оценивать поступки героя. Углубить представления детей о соответствии названия рассказа и его содержания. 4.Е.Пермяк «Пичугин мост». Задачи: Учить детей понимать нравственный смысл рассказа .Развивать умение мотивированно оценивать поступки и характер главного героя произведения 5.В.Осеева «Добрая хозяюшка» Задачи: : Учить детей понимать нравственный смысл рассказа .Развивать умение мотивированно оценивать поступки и характер главного героя произведения |
Май
Первая неделя:
1.А,Твардовский «Рассказ танкиста» Задачи:: Познакомить детей с одним эпизодом войны с фашисткой Германией. Побуждать оценивать поступки героев произведения. Воспитывать чувство гордости за свой народ ,желание быть похожими. 2.А.Твардовский «О герое» Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны. 3.А.Твардовский «В наступлении» Задачи: Расширить знания детей о великой отечественной войне.. Воспитывать чувство сопричастности к событиям происходящим в стране. 4. А.Твардовский «Высшая честь» Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны. 5.М.Сидоров «Славный праздник День Победы» Задачи: Формировать представление детей о дне Победы. Расширить знания о Великой Отечественной Войне. Способствовать формированию эмоционального отношения к поэзии |
Вторая неделя: 1. Р.Н.С. «Сивка- бурка» Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Развивать умение осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи. 2.Э.Шим «Кто копыто потерял» Задачи: Формировать представление детей о жанрах художественной литературы. Развивать умение детей находить отличительные особенности : рассказа, сказки, поэзии. 3.Крылов «Муравей и стрекоза» Задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Учить понимать аллегорию, её обобщённое значение, выделять мораль басни. Обратить внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. 4.А.Барто «Любочка» Задачи: : Способствовать правильному восприятию детьми содержание произведения. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. 5.Р.Н.сказка «Журавль и цапля» Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы Третья неделя: 1.В.Драгунский «Друг детства» Задачи: Учить детей змоционально воспринимать образное содержание рассказа, осмысливать идею. Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений(сказка. стихотворение, рассказ). 2.Т.А.Шорыгина «Желтая птичка» Задачи: Формировать представление детей о правах детей. Развивать умение детей правильному восприятию детьмя смысла произведения. 3.Т.А.Шорыгина «В ремонтной мастерской» Задачи: Расширить знания детей о правилах поведения в обществе. Развивать умение запоминать наиболее яркие отрывки. 4.Т.А.Шорыгина «Муравьиный город» Задачи: Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения. Прививать интерес к чтению. 5.В.сеева «Сыновья» Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Четвертая неделя: 1.С.Аксаков «Аленький цветочек» Задачи:: Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: сказках, потешках , пословицах, композиционных особенностях русской сказки. 2. Т. А. Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк» Задачи: Расширить знания детей об элементах дороги, о правилах передвижения пешеходов. Развивать умение детей запоминать содержание произведения. 3.Т.А.Шорыгина «Волшебный мяч» Задачи: Расширить знания детей о безопасном поведении во время игры рядом с дорогой. Развивать умение оценивать поступки героев произведения. 4.Т.А.Шорыгина «Золотая рыбка» Задачи: Развивать умение детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя. 5.Т.А.Шорыгина «Волшебные ворота» Задачи: : Развивать умение детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение художественной литературы. Перспективное планирование
Перспективное планирование. Образовательная область "Чтение художественной литературы в средней группе" ФГТ...
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"
2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы" Художественная литература –...
Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....
"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".
В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....
Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...