Доклад "как научить детей выразительно читать стихи"
консультация по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Почитай стихи ребёнку. Прочитай, чтоб смог понять,
Что ручей проснулся звонкий. Что пришла весна опять.
Прочитай, чтобы услышал Голос птиц, шепот цветов,
Первый вальс дождя на крыше, Разговор листвы без слов.
Прочитай, чтобы коснулся Своей маленькой рукой,
Ощутил и улыбнулся: «Как прекрасен мир большой!»
Для взрослого человека, а точнее для педагога-воспитателя, не составит труда рассказать это стихотворение эмоционально и выразительно.
Но для дошкольников это может стать непосильной задачей.
Поэтому одной из важнейших задач педагога, является научить ребенка выразительному чтению стихотворений.
Ведущая роль в обучении выразительному чтению принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребёнок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем ребёнок должен насладиться услышанным, избегайте излишне подробного анализа. Чтение должно быть эмоциональным, ничем не украшенный, обнажённый голос воспринимается хуже.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.
Обучение выразительному чтению стихотворений у дошкольников-это игра в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами? Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании.
Какие же поэтические литературные жанры популярны в этом возрасте? Это скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». И вот они то очень эффективно способствуют развитию навыков выразительного чтения. Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения при знакомстве со стихотворениями о природе, юмористическими стихотворениями, стихотворениями в которых доминирует диалог. Стихи о животных позволят вам научить ребёнка имитировать их голоса, здесь как нельзя кстати, могут подойти басни.
Следует иметь в виду, что для детей 5-6 лет не только усложняется содержание и увеличивается объём стихотворения, но значительно повышаются требования к манере исполнения. Детей учат декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев.
Перед началом знакомства с тем или иным поэтическим произведением, в «центр книги» или мини-библиотеку нужно разместить книгу или сборник с этим стихотворением или стихотворениями, а перед заучиванием или чтением обязательно рассмотреть иллюстративный материал к ним, в связи с преобладанием наглядно-образной памяти.
Чтение стихотворения может предворять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению, а также аудиозаписей чтения этого стихотворения или автором, или актёром.
Способствует запоминанию текста и выразительному его прочтению, поставленная перед ребёнком цель. С большим интересом ребята учат стихи на детские утренники, чтобы выступать перед родителями или перед ребятами в группе, на различные конкурсы чтецов, проходящие в детском саду или на других площадках, нравится им делать видео записи и на дистанционные конкурсы.
Образец выразительного рассказывания стихотворения даёт взрослый (как основной приём).
Поза (использование движения тела (плечами пожимать, ногой топнуть, повороты туловища влево – вправо, мимика (радость, удивление, гнев, злость, жесты очень важны (но не следует ими злоупотреблять).Если стихотворение детям хорошо знакомо, можно предложить им рассказать его жестами, воспитатель медленно читает, а дети практически на каждое слово реагируют жестом.
Словарная работа проводится до первого прочтения или после первого знакомства со стихотворением.
Стихотворение для заучивания читается три-четыре раза, при этом обязательно меняются приёмы чтения:
1. Хором, вторя чтению воспитателя;
2. Вместе с воспитателем-первое четверостишие читают-девочки, второе-мальчики, а третье-все вместе;
3. Стихотворение читают все хором вместе с воспитателем;
4. Дети выходят втроём и читают по одному четверостишию каждый;
! РЕБЁНОК, КАК МОЖНО ЧАЩЕ ДОЛЖЕН СЛЫШАТЬ ТЕКСТ. Слушать поэтическое произведение можно предложить с закрытыми глазами и представлять, о чём в нём говорится.
Способствует выразительному чтению и атрибутика (костюмы, детали костюма, можно использовать игру-драматизацию с привлечением игрушек и театральной атрибутики. Например, читая стихотворения о весне, на ребёнка можно надеть венок из зелёных листьев или дать ему в руки зелёный зонтик. Читая стихотворения о зиме, мы используем серебряную мишуру, лёгкие белые шарфы или косынки.
• Доверьте первую декламацию текста, после заучивания, ребёнку с хорошей памятью;
• При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на её выразительность и естественность интонаций. Важен анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию и соблюдение знаков препинания с правильной интонацией (:, ?!);
• Пусть дети иллюстрируют прочитанное. При заучивании используйте музыкальное сопровождение;
• Напомните случай из жизни ребёнка, похожий на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
• Следите за звукопроизношением, за звуконаполняемостью слов, употреблением предлогов;
• Учите выделять голосом значимое слово в строчке;
• Соблюдайте правильный темп и ритм стиха при воспроизведении (т. е. быстрый, медленный, нормальный);
• Читайте стихи-диалоги по ролям;
Воспитатель должен читать детям свои любимые стихотворения. Если ребёнок выучил стихотворение дома и хочет прочесть его в группе, не оставьте его просьбу без внимания, предварительно заслушав его. Посещение театра способствует овладению исполнительскими умениями. Со своими ребятишками я часто посещаю конкурсы чтецов, как у себя в детском саду, так и в городе. Мы неоднократно являлись призёрами и победителями.
Несколько правил успешного заучивания: 1. Стихотворение должно соответствовать возрасту ребёнка. 2. Лучше, если воспитатель знает стихотворение наизусть. 3. В тексте не должно быть непонятных ребёнку слов. Если такие есть - в доступной форме объяснить смысл этих слов. 4. Прочесть стихотворение нужно эмоционально, выразительно, чтобы раскрыть его душу, донести смысл до ребёнка. 5. После повторного чтения рассказать ребёнку, кто и когда написал это замечательное произведение. По возможности показать портрет автора.
Для быстрого запоминания стихотворений существует ряд методов и приёмов: использование при заучивании книжной иллюстрации- визуальный метод; заучивание с помощью двигательного метода; введения стиха в игровые действия детей сопровождение чтения элементами драматизации. Особенно успешно заучиваются стихи, если сами дети смогут обыграть его; особенно эффективны при разучивании стихотворений-мнемотаблицы.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
У лисы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".
Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу....
"Как научить детей читать стихи выразительно "
В данном материале рассмотрены противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов, важность развития интонационной выразительности у дошколят. Даны рекоменд...
Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ СТИХИ
КОРОТКО О ВАЖНОМ...
Презентация "Как научить детей запоминать стихи"
Презентация для воспитателей "Как научить детей запоминать стихи"...
Памятка «Как научить детей читать стихи выразительно»
Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста....
Консультация " Как научить детей запоминать стихи"
Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить....