Как научить детей выразительно читать стихи
консультация

Валентина Савельевна Гаревских

Как научить детей выразительно читать стихи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ СТИХИ

 «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский

Физиология и психология выразительной речи и чтения

       Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию – вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно, и педагог с этим мирится. Потому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это? Для того чтобы ответить на данный вопрос, посмотрим, как рассматривает современная наука такие явления как способности, одаренность, талант. Нельзя не видеть, что есть дети способные и неспособные. Современная психология не отрицает различия в способностях, но не считает их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические  задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развития задатков. Способности не только проявляются в деятельности, но и, что самое главное, создаются в этой деятельности. Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению стихотворений всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности. Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

 Значение заучивания стихотворений.

Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;

- развитие  речи, воображения, мышления;
-  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора,  повышение уровня общей культуры;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

-  развитие чувства прекрасного.

Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

Понятие выразительного чтения поэтических произведений

    Современная методика понимает навык выразительного чтения стихотворения, как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое прочтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности.

  Признаки выразительного чтения:

1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения и т.д., а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

5) способность раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в стихотворении;

2)умение  показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) умение передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1.Стихотворение должно быть доступным.

В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти  четверостиший, в зависимости от проявляемого  ребенком интереса и уровня развития памяти.
3.  Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных  моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 
4. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития  
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,  
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий. 
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, 
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. 
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

 

 
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
1.
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
2.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Мы с удовольствием слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
3. Поговорите с ребенком о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение  понравилось.
4.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста.

5. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти.

6. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение.

 7. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной.

8. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время. 


Выучили и забыли?


Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. 
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.  

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска»   И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела? 
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете, 
На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом,  (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно) 
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.

«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба) 
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание) 
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научить детей выразительно читать стихотворения Консультация

Слайд 2

Физиология и психология выразительной речи и чтения Современная психология не отрицает различия в способностях, но не считает их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развития задатков. Способности не только проявляются в деятельности, но и, что самое главное, создаются в этой деятельности. Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению стихотворений всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.

Слайд 3

Значение заучивания стихотворений. - укрепление памяти; развитие речи, воображения, мышления - выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе ); развитие творческих способностей ребенка; расширение кругозора, повышение уровня общей культуры; воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.). - развитие чувства прекрасного.

Слайд 4

Признаки выразительного чтения: 1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения и т.д., а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. 5) способность раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в стихотворении; 2)умение показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 3) умение передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Слайд 5

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания ? 1.Стихотворение должно быть доступным. В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию. 2 . Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3 . Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 4 . Стихи для детей должны быть высокого качества.

Слайд 6

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста? Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово . 2. Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. 3 . Поговорите с ребенком о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова . 4. Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста . 5. Затем можно перейти к целостному пересказу.

Слайд 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 1.Прочитайте стихотворение. 2. Выберите главные слова, на которые падает логическое ударение. (Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением). 3. К каждой части стихотворения выберите нужную интонацию (весело, сердито, обиженно, вопросительно, обрадовано, удивленно, озабоченно и т.п.). Обозначьте это в тексте . 4. Выберите темп ( быстро, медленно и т.д .) и громкость ( тише, громче и.т.д.) в нужных местах. 5.Прочитайте стихотворение выразительно!

Слайд 8

«Киска» И. Жуков -Здравствуй, киска, как дела? Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация) -Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. (обиженно) Ходите, зеваете, На хвостик наступаете! (сердито)

Слайд 9

«Строитель» Г. Ладонщиков Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук) Дятел строит новый дом, Хоть и сам еще не знает, (озадаченно) Кто прописан будет в нем. Подлетает к дятлу чиж: - Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно) Целый час в дупле осины, (удивленно) Как привязанный, торчишь! - Я недаром тут стучу! (доброжелательно) Червяков достать хочу. Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

Слайд 10

«Пластилиновый пес» С. Махотин Не сердись на меня, (просьба) Пластилиновый пес. Получился кривым (с сожалением) Пластилиновый нос. Пластилиновый хвостик Висит, как шнурок, И немного помят Пластилиновый бок. Я потом, может быть, (надежда, обещание) Тебя снова слеплю, А сейчас я тебя (с любовью) И такого люблю.

Слайд 11

«Про снег» Н. Светлячок На полянку и лужок (умиротворенно) С неба падает снежок, С неба падает снежок Кот мурлыкнул : Творожок! (мягко) Но пропел ему петух: - Может, это просто пух (резко, звонко) - Кря ! сказала утка Маша (невозмутимо) - Это рисовая каша! Ей ответили утята - Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук) Вышел маленький телёнок, Удивился как ребёнок, (удивленно) От мороза сжал бока, - Му-му , сколько молока! (медленно) А весёлый Ванечка (живее, весело) Взял из дома саночки, Побежал кататься в сад. Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)

Слайд 12

«Черепаха» К. Чуковский До болота идти далеко, (озабоченно) До болота идти нелегко. "Вот камень лежит у дороги, (обрадовано) присядем и вытянем ноги" На камень лягушки кладут узелок. (не спеша) "Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!" (в предвкушении) Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко) И за ноги их ухватил. А они закричали от страха: "да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)

Слайд 13

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В РАЗВИТИИ ДЕТСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу....

Папка - передвижка "Как научить ребенка выразительно читать стихи"

Многие родители знают, как непросто научить ребенка прочитать стихотворение выразительно; соблюдая паузы; переживая эмоции, затронутые данным произведением; используя мимику, жесты.Цель нашей консульт...

Как научить ребёнка выразительно читать стихи

Умение формировать выразительную речь пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни....

Консультация для родителей "Как научить ребенка выразительно читать стихи".

Консультация для родителей "Как научить ребенка выразительно читать стихи"....

Консультация для родителей: "Как научить ребенка выразительно читать стихи"

Консультация для родителей: "Как научить ребенка выразительно читать стихи"...