Использование детских песенок и потешек в младшей группе
консультация по развитию речи на тему
Проведение инсценировок детских песенок и потешек в младшей группе.
Доклад из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_instsenirovok_detskikh_pesen_i_poteshek_v_mladshey_gruppe.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование детских песенок и потешек в младшей группе.
Доклад из опыта работы.
Большое значение в развитии речи является знакомство с устным народным творчеством. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. В течение нескольких лет я проводила работу по программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханеевой « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Также познакомилась с системой работы В.Н. Косаревой «Народная культура и традиции». Узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала по новому относиться к традициям, фольклору, художественным промыслам. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне в развитии речи детей.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Интегрированные занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут и т. д. Я стараюсь использовать словесные, наглядные, игровые методы. В работе применяю следующие методические приемы:
- пальчиковая гимнастика (показ);
- использование игрового персонажа;
- речевые (процесс говорения как образец);
- инсценировка (элементы игры – драматизации);
- действенное участие детей.
В группе отведен художественный уголок, в котором есть альбомы: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»; загадки, раскраски «матрешки»; есть игрушки народных мастеров, дидактические игры. Весь материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти, взять, рассмотреть, потрогать, поиграть с народной игрушкой. Также есть театральный уголок, в котором представлены различные виды театра (пальчиковый, настольный, плоскостной, би -ба-бо).
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая ее. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка не лай, Белолапа, не скули». После такого короткого обыгрывания малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в дочки- матери, как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Интерес к теме возникает у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально – чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации, фольклора. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка. Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством, считаю различные досуги и развлечения. В инсценировках: «Бабушки – забавушки», «У козленка день рождения», «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.
Показ пальчикового театра «Жили у бабуси» дал детям положительный настрой, способствовал развитию творческих и речевых способностей детей.
Мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Семья Степы Ч. инсценировала сказку «Колобок», дети тоже попробовали (с помощью кукол би-ба-бо) показать эту сказку. Миланья со своей семьей исполнила новогодние частушки. Для родителей провела консультацию «Роль народной игрушки в воспитании ребенка»; рекомендации по знакомству детей с художественной литературой»; «Роль игры драматизации в развитии речи ребенка», советы по словарной работе с детьми. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Проводя этот цикл занятий, я пришла к выводу, что необходимо шире использовать жанры малого фольклора в своей работе. Организуя подвижные и другие игры, использовать различные считалки; на занятиях – загадки с целью мотивации для поддержания интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека потешек для младшей группы
Картотека потешек для младшей группы: умывание, пробуждение, засыпание, о солнышке и пр....
Конспект занятия Тема: «Наша Маша» - повторение знакомых потешек. (1 младшая группа)
Цель. Повторить знакомые потешки. Побуждать проговаривать слова и фразы. Уточнить названия персонажей, верхней одежды, частей тела животных. Продолжать знакомить с качествами «мягкий, пуши...
Картотека потешек ( 2 младшая группа)
Потешки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Потешки рассчитаны на активнос...
Картотека потешек для младшей группы
Картотека потешек для младшей группы...
Консультация для родителей «Использование детских песенок и потешек для развития интереса к музыке »
laquo;Использование детских песенок и потешек для развития интереса к музыке »...
Конспект занятия по рисованию «Поют сосульки песенку, зовут весну» (первая младшая группа)
Цели и задачи: 1. Вызвать интерес к изображению сосулек; 2. Учить проводить вертикальные линии разной длины; 3. Воспитывать интерес к природе; 4. Развивать чувственный опыт....
Конспект детско-родительского НОД по рисованию «Листопад» в нетрадиционной технике – рисование пальчиками с использованием светового песочного стола в первой младшей группе детского сада
Цель: Познакомить детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования-"рисование пальчиками", с помощью которой дети будут рисовать на занятиях, познакомить детей с ...