Потешка как средство формирования словаря дошкольников
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»
Работа по самообразованию
Тема: Потешка
как средство формирования
словаря детей раннего возраста
Выполнил воспитатель:
Попкова Анастасия Владимировна
с.п. Зайцева Речка
Потешка как средство формирования словаря детей раннего возраста
Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как потешка, несет в себе важный эмоциональный заряд.
Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым.
Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Потешка развлекает и развивает малыша. Как отмечает Н.В. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут потешки, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Одним из средств, способствующих развитию словаря, является потешка. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью»,- писал Л.Н.Толстой. По мнению А.П.Усовой, детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.
Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким.
В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках наличествует игровое начало: «Сорока, сорока», «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие.
Потешки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Потешки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. По мнению Т.В. Тарасовой потешки называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале.
Как считает Л.Ю. Романенко, потешки созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя потешки.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие словаря детей неоспоримо. С помощью потешки можно решать практически все задачи методики развития словаря. Как считает Л.В. Романенко в развитии речевой активности детей в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут потешки, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию словаря
Если потешки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям. Ведь ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли.
Малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений нужно использовать все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, эмоции, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога [14].
По мнению А.П. Усовой, содержанию лучших народных потешек соответствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих произведений. Они отличаются благозвучностью, отсутствием трудно произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность. Как и всякая поэтическая речь, потешки ритмичны, причем ритм определяется их содержанием.
Т.В. Тарасова, А.П. Усова, Л.Ю. Романенко рекомендует включать потешку в воспитании детей, которые включают два направления:
1) использование потешки на занятиях по развитию словаря и ознакомлению с художественной литературой
2) использование потешки в повседневной жизни
По мнению Л. Ю. Романенко, прием договаривания детьми слов используется при повторении с детьми знакомых им потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы. По мнению Л.Ю. Романенко, потешку можно использовать не только на занятиях по развитию словаря, но и других продуктивных видах деятельности. Например, на конструировании можно строить домик (избушку), обыгрывать ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет».
Таким образом, использование на занятиях потешек, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению новых слов. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.
Перейдем к рассмотрению второго направления - использование потешки в повседневной жизни. По мнению Т.В. Тарасовой особую значимость потешка представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться. А.П. Усова предполагает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну с удовольствием, можно прибегнуть к потешкам. Л.Ю.Романенко предлагает использовать потешку как средство обогащения словаря детей раннего возраста новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.
Таким образом, Л. Ю. Романенко, А.П. Усова, Т.В. Тарасова, О.С. Ушакова считают потешку одним из действенных и ярких средств народной педагогики. Они отмечают, что знакомство с потешками обогащает чувства и речь малышей, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Знакомство с потешками развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, формирует и обогащает словарь.
Заключение
Изучение подходов к проблеме разных авторов позволило сформулировать следующие выводы:
а) развитие словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании детей раннего детства
б) формирование словаря предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла
в) при организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения
г) произведения народного фольклора - потешек, бесценны. Знакомство с потешками развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, обогащает словарь, формирует нравственные привычки
д) народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
Список литературы
1. Ануфриева А. и Митюкова О. Игры и занятия для малышей. - Волго-вятское книжное издательство, 1964.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений.- М. Изд. Центр Академии, 1986. - 400 с.
3.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. « Дошкольная педагогика и психология». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение , 1991.
5.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение РФФСР, 1987, с изменениями.
6.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений. Т. 2. - М. 1982.
7.Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. и др. Программа «Развитие».
8.Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986, - 128 с.
9.Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности Ученые записки: МГЗПИ-1970.Вып.31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занятия по рассматриванию предметов как средство формирования словаря у дошкольников с ОНР"
Развитие речи является одним из важнейших преобретиний ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и развития детей....
Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Как можно использовать потешку в практике для поддержания правил режима в период адаптации ребёнка...
Консультация для педагогов "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста"
Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их о...
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
laquo;Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»...
Потешка ка средство формирования словаря дошкольников
развитие речи детей раннего возраста...