Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
консультация по логопедии по теме
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алексей Николаевич Толстой: «… Сказка – великая духовная культура народа,которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа »
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими спообами в процессе и порождения речи.
Актуальность: - Формирование речевой компетентности у дошкольников средствами русской сказки, представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка.
Ребёнок не просто любит сказки. Для него сказки – это мир, в котором он живёт.
Научиться ясно и грамматически правильно говорить; Обладать правильно поставленным голосом; Излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме; Уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами; Овладение речью – необходимое условие формирования социально активной личности, поэтому необходимо каждому:
Соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников - развитие речевой компетенции через сказки.
Посредством сказки легче рассказать малышу что такое «ХОРОШО», что такое «ПЛОХО».
… Сказка оживает!
Сказка способна развивать не только речь, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Обучение родному языку
Работа в младшей группе
Пескотерапия – одна из разновидностей сказкотерапии .
Рисование на песке развивает речь
Театральная студия «ТРИТОН»
Творческих успехов, уважаемые коллеги!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида детский сад № 5.
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».
Подготовила:
Учитель-логопед Ерёмзина О.П.
Лебедянь, 2016г.
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
(Алексей Толстой.)
Тема моего сообщения: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство со сказками». Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция».
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи.
Актуальность выбранной темы не случайна.
Так как формирование речевой компетентности у дошкольников средствами русской сказки, представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Использование педагогами русских сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).
В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. преимущество такого метода в работе со сказками? Во-первых, при рисовании сказок на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, как например, при простом рисовании; ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге (это придает уверенности ребенку, он ощущает себя успешным); всегда есть возможность изменения сюжета. Во-вторых, на струящийся песок приятно смотреть, это позволяет дольше сохранить работоспособность детей и стабилизирует их эмоциональное состояние. И, в-третьих, когда дети рисуют сказку на песке, они проговаривают то, что у них получилось, подражают героям, вступают в диалог. Так вырабатывается навык связного высказывания.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что их мало интересуют книги, нет интереса к художественной литературе, к поэтическому слову. Поэтому это стало одной из причин создания театральной студии на базе нашего детского сада.
Это позволяет нам не только привить интерес к русскому фольклору, художественному слову, но и способствует развитию речи, активизации словаря детей. Первые навыки театрально - исполнительской деятельности способствуют эмоциональному развитию. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, а приобретенные умения в театральных играх дети переносят в повседневную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по речевому развитию.Тема: "Формирование нравственных навыков младших дошкольников через знакмство с русскими народными сказками"
Опыт работы по речевому развитиюТема: «Формирование речевых навыковмладших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» «Сказка – великая духовная культура народа,которую мы...
Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации...
консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...
Формирование речевых компетенций у дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
развитие речи через знакомство с русскими народными сказками...
Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...
Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...