Конспект занятия (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: «Звуки «З» и «Ж» в слогах, словах и предложениях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rr_tatarnikova.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Звуки «З» и «Ж» в слогах, словах и предложениях»
Задачи :
1.Уточнить правильную артикуляцию звуков
2.Дифференцировать звуки: изолированно, в слогах, словах
3.Формировать фонематические представления, развивать звуковой анализ
4.Формировать навык звукового синтеза
5.Закрепить понятие насекомые
6.Развивать предикативный словарь
7.Работа над схемой предложения
8.Автоматизация звуков «З»,«Ж» в предложениях
Демонстрационный материал:
1.Зеркала
2.Мяч
3.Картинки-предметы на звуки «З», «Ж»
4.Мнемотаблица
5.Схема предложения
6.Схема о временах года
7.Символы слов
Ход занятия
1.Вступление
«Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок-
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые пушистые в небе облака» Когда это бывает?
Я хочу с вами попасть в это прекрасное время года, для этого придется немного потрудиться. Нам понадобится машина
2.Работа над голосом
Она едет из далека и сирена её еле слышна.
Губы в улыбке поют –и-, губы хоботочком –у- .Если машина далеко поем тихо, а близко громко.(опора на схему).
3.Артикуляционная гимнастика
Машина приехала, но чтобы убрать снег нужна лопата. Упр. «Лопата».
-Посмотрите в зеркала . Язык лежит на нижней губе и качается из стороны в сторону(раз-два). Под снегом оказался лёд и расколоть его можно только ломом. Язык острый вытянут вперед. Упр. «Лом»
Чередование «Лопата», «Лом».
Вот мы насыпали горку снега ,упр. «Горка». А горку мы можем убрать ковшом. Упр . «Ковш» широкий язык поднят вверх ,держим до 5 под счёт. Чередование упр. «Горка», «Ковш». Дорога расчищена от снега, и мы оказались на лесной полянке.
4.Уточнение артикуляции звука
Нас встречают наши давние друзья. Это шмель Жорик и пчела Зося, они умеют звенеть и жужжать.
«З»-губы улыбаются, зубы вместе, язык за нижними зубами .Позвените, как Зося.(з-з-з)
«Ж»-губы вытяни бубликом, зубы вместе, язык поднимается вверх за зубы. Пожужжите, как Жорик(ж-ж-ж)
5. Характеристика звука
-Как мы можем узнать звонкие это звуки или глухие?
Приложим руку к горлу если оно дрожит, значит звуки звонкие.
6.Дифференциация звуков «З», «Ж» изолировано
Хлопните в ладоши, когда услышите звук «З»
Ш-Ж-Ж-С-З-Ж-Ч-Ц-З-С
7. .Дифференциация звуков «З», «Ж» в слогах
Игра с мячом
-Я называю часть слова со звуком «Ж», а вы «Ж» замените на «З»
«ЖА-ЗА,ЖУ-ЗУ,ЖО-ЗО,ЖИ-ЗЫ,АЖ-АЗ,УЖ-УЗ,ОЖ-ОЗ»
«ЗА-ЖА-ЗА» вот идет коза
«ЗА-ЖА-ЖА» мы видели ежа
«ЗА-ЖА-ЗА»закрыли мы глаза
8. Дифференциация звуков «З», «Ж» в словах
-Наши друзья нас заждались, они хотят, чтобы мы помогли пригласить гостей на день рождения. Жорик пригласит тех гостей ,в названии которых есть звук «Ж», а Зося где есть звук «З».
-Аня, возьми жука. Кого ты взяла?
-Я взяла жука
- Чей это гость?
-Это гость Жорика
Сначала дети выполняют задание вместе с воспитателем, затем самостоятельно
9.Закрепление понятия насекомые
-Что из этого может двигаться? Дети перечисляют
-Выберите из картинок насекомых и посадите их на полянку, чтобы гости могли дальше веселиться.
10.Развитие предикативного словаря
-Мы с вами тоже поиграем, что умеют насекомые .Игра «Попугай».Ребенок называет действия, повторяя предыдущее слово :летает, прыгает…придумывая своё.
11.Физминутка
Фонетическая зарядка
-Как жужжит жук или шмель?
-Как называется прекрасная птица из сказке о Коньке Горбунке?
-Вспомните, какими словами «сказочными»начинаются многие сказки?
-Как поют комарики?
-Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?
-Как звали девушку, которая на балу у короля потеряла хрустальную туфельку?
-Платье у золушки все старенькое, оно было в чем?
12.Работа над предложением
-Ребята, пока мы отдыхали, все насекомые куда-то разбежались. Давайте вспомним кого, мы видели?
Схема
-Мы увидели (кого?)стрекозу.
-Назовите первое слово? Мы
-Назовите второе слово? Увидели
-Назовите третье слово? Стрекозу
-Сколько слов в предложении? Три
-Это предложение длинное или короткое?
13.Звуковой анализ и синтез слова
-Знаете, кто был главным гостем на дне рождении у Жорика?
-Вы отгадайте?
Игра «Живые звуки»
-Настя, ты будешь звук «Ж»
-Саша, звук «У»
-Катя, звук «К»
Дети повторяют свои звуки: «Настя,ты какой звук?» Певучий или не певучий
Схема слова
- Что получилось?(ЖУК)
-Сколько звуков в слове? Три
-Какой звук находится между «Ж.К»
-Сядет тот звук, который стоит перед «У», после «У»
14.Автоматизация звука «З, Ж» в предложениях
-Я покажу подарок, который жук подарил шмелю Жорику. Вот это стихотворение, сейчас я его прочту. Показ стихотворения с элементами мнемотаблицы.
«Золотистый, как из бронзы
Жук кружится возле розы.
И жужжит жу-жу-жу,
Очень с розами дружу». Дети повторяют
15. Итог
Наше путешествие заканчивается и нам нужно возвращаться в наше время года это(зима). Если мы были на летней поляне, значит это было когда? (летом)
Перед летом должна быть? (весна). После лета?(осень). Выложите временную дорожку ,чтобы быстрее оказаться в нашем времени года. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия старшая группа познание - аппликация. Тема "Бумажный зоопарк"
данное занятие демонстрирует знания детей на конец года по матиматике и аппликации....
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
Конспект занятия старшая группа ДОУ
Игровая ситуация "Путешествие в Англию"...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...