Конспект занятия (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Татарникова Елена Сергеевна

              Тема: «Звуки «З» и «Ж» в слогах, словах и предложениях»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rr_tatarnikova.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия (старшая группа)

              Тема: «Звуки «З» и «Ж» в слогах, словах и предложениях»

Задачи :

1.Уточнить правильную артикуляцию звуков

2.Дифференцировать звуки: изолированно, в слогах, словах

3.Формировать фонематические представления, развивать звуковой анализ

4.Формировать навык звукового синтеза

5.Закрепить понятие насекомые

6.Развивать предикативный словарь

7.Работа над схемой предложения

8.Автоматизация звуков «З»,«Ж» в предложениях

 

Демонстрационный материал:

1.Зеркала

2.Мяч

3.Картинки-предметы на звуки «З», «Ж»

4.Мнемотаблица

5.Схема предложения

6.Схема о временах года

7.Символы слов

Ход занятия

1.Вступление

«Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок-

Не поймёшь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые пушистые в небе облака» Когда это бывает?

Я хочу с вами попасть в это прекрасное время года, для этого придется немного потрудиться. Нам понадобится машина

2.Работа над голосом

Она едет из далека и сирена её еле слышна.

Губы в улыбке поют –и-, губы хоботочком –у- .Если машина далеко поем тихо, а близко громко.(опора на схему).

3.Артикуляционная гимнастика

Машина приехала, но чтобы убрать снег нужна лопата. Упр. «Лопата».

-Посмотрите в зеркала . Язык лежит на нижней губе и качается из стороны в сторону(раз-два). Под снегом оказался лёд и расколоть его можно только ломом. Язык острый вытянут вперед. Упр. «Лом»

Чередование «Лопата», «Лом».

Вот мы насыпали горку снега ,упр. «Горка». А горку мы можем убрать ковшом.  Упр . «Ковш» широкий язык поднят вверх ,держим до 5 под счёт. Чередование упр. «Горка», «Ковш». Дорога расчищена от снега, и мы оказались на лесной полянке.

4.Уточнение артикуляции звука

Нас встречают наши давние друзья. Это шмель Жорик и пчела Зося, они умеют звенеть и жужжать.

«З»-губы улыбаются, зубы вместе, язык за нижними зубами .Позвените, как Зося.(з-з-з)

«Ж»-губы вытяни бубликом, зубы вместе, язык поднимается вверх за зубы. Пожужжите, как Жорик(ж-ж-ж)

5. Характеристика звука

-Как мы можем узнать звонкие это звуки или глухие?

Приложим руку к горлу если оно дрожит, значит звуки звонкие.

6.Дифференциация звуков «З», «Ж» изолировано

Хлопните в ладоши, когда услышите звук «З»

Ш-Ж-Ж-С-З-Ж-Ч-Ц-З-С

7. .Дифференциация звуков «З», «Ж» в слогах

Игра с мячом

-Я называю часть слова со звуком «Ж», а вы «Ж» замените на «З»

«ЖА-ЗА,ЖУ-ЗУ,ЖО-ЗО,ЖИ-ЗЫ,АЖ-АЗ,УЖ-УЗ,ОЖ-ОЗ»

«ЗА-ЖА-ЗА» вот идет коза

«ЗА-ЖА-ЖА» мы видели ежа

«ЗА-ЖА-ЗА»закрыли мы глаза

8. Дифференциация звуков «З», «Ж» в словах

-Наши друзья нас заждались, они хотят, чтобы мы помогли пригласить гостей на день рождения. Жорик пригласит тех гостей ,в названии которых есть звук «Ж», а Зося где есть звук «З».

-Аня, возьми жука. Кого ты взяла?

-Я взяла жука

- Чей это гость?

-Это гость Жорика

Сначала дети выполняют задание вместе с воспитателем, затем самостоятельно

9.Закрепление понятия насекомые

-Что из этого может двигаться? Дети перечисляют

-Выберите из картинок насекомых и посадите их на полянку, чтобы гости могли дальше веселиться.

10.Развитие предикативного словаря

-Мы с вами тоже поиграем, что умеют насекомые .Игра «Попугай».Ребенок называет действия, повторяя предыдущее слово :летает, прыгает…придумывая своё.

11.Физминутка

Фонетическая зарядка

-Как жужжит жук или шмель?

-Как называется прекрасная птица из сказке о Коньке Горбунке?

-Вспомните, какими словами «сказочными»начинаются многие сказки?

-Как поют комарики?

-Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?

-Как звали девушку, которая на  балу у короля потеряла хрустальную туфельку?

-Платье у золушки все старенькое, оно было в чем?

12.Работа над предложением

-Ребята, пока мы отдыхали, все насекомые куда-то разбежались. Давайте вспомним кого, мы видели?

Схема

-Мы увидели (кого?)стрекозу.

-Назовите первое слово? Мы

-Назовите второе слово? Увидели

-Назовите третье слово? Стрекозу

-Сколько слов в предложении? Три

-Это предложение длинное или короткое?

13.Звуковой анализ и синтез слова

-Знаете, кто был главным гостем на дне рождении у Жорика?

-Вы отгадайте?

Игра «Живые звуки»

-Настя, ты будешь звук «Ж»

-Саша, звук «У»

-Катя, звук «К»

Дети повторяют свои звуки: «Настя,ты какой звук?» Певучий или не певучий  

Схема слова

- Что получилось?(ЖУК)

-Сколько звуков в слове? Три

-Какой звук находится между «Ж.К»

-Сядет тот звук, который стоит перед «У», после «У»

14.Автоматизация звука «З, Ж» в предложениях

-Я покажу подарок, который жук подарил шмелю Жорику. Вот это стихотворение, сейчас я его прочту. Показ стихотворения с элементами мнемотаблицы.

«Золотистый, как из бронзы

Жук кружится возле розы.

И жужжит жу-жу-жу,

Очень с розами дружу». Дети повторяют

15. Итог

Наше путешествие заканчивается и нам нужно возвращаться в наше время года это(зима). Если мы были на летней поляне, значит это было когда? (летом)

Перед летом должна быть? (весна). После лета?(осень). Выложите временную дорожку ,чтобы быстрее оказаться в нашем времени года. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия старшая группа познание - аппликация. Тема "Бумажный зоопарк"

данное занятие демонстрирует знания детей на конец года по матиматике и аппликации....

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

Конспект занятия старшая группа ДОУ

Игровая ситуация "Путешествие в Англию"...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....